Решение по делу № 2а-4828/2019 от 03.09.2019

к делу № 2а-4828/19

61RS0022-01-2019-007490-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 октября 2019 года г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Чернобай Ю.А.;

при секретаре судебного заседания Оганджанян С.Р.;

с участием административного истца Рябичева Д.В.;

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рябичева Д.В. к Комитету по управлению имуществом <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Рябичев Д.В. обратился в Таганрогский городской суд с административным исковым заявлением к КУИ <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка. В обоснование административного иска указано, что Рябичев Д.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Жилой дом расположен на земельном участке, общей площадью 597 кв.м., с кадастровым номером , который находится в аренде у административного истца по договору от <дата> административный истец обратился в КУИ <адрес> о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка по адресу: <адрес> на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий административному истцу на праве собственности. В соответствии с ответом КУИ <адрес> от <дата> исх. № 60.4.3/8449 административному истцу было отказано в этом ввиду того, что данный земельный участок входит в зону санитарной защиты источников водоснабжения 2-го пояса, ввиду чего, в соответствии с пп. 14 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ он не подлежит приватизации, поскольку ограничен в обороте. Административный истец считает, что отказ в продаже ему земельного участка не соответствует требованиям закона. Административный истец ссылается на положения п.1 ст. 39.20 ЗК РФ, пп.14 п.5 ст. 27 ЗК РФ, пп.3,10,14 п.5 ст. 27 ЗК РФ, п.2 ст. 43 Водного кодекса РФ, п. 14 ст. 18 ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», постановления главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. № 10 «О введении в действие санитарных правил и норм «зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. САНПИН 2.1.4.1110-02», Правила землепользования и застройки МО «Город Таганрог», утвержденных Решением Городской Думы г.Таганрога от 25.12.2012 года №506 (в редакции Решения Городской Думы г.Таганрога от 01.04.2016 года №187). Административный истец указывает, что на территории земельного участка, общей площадью 597 кв.м., с кадастровым номером 61:58:0005221:48, отсутствуют какие-либо источники централизованного водоснабжения и водопроводные сооружения. В границах спорного земельного участка не имеется каких-либо водных объектов, либо иных источников централизованного водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения в границах минимально допустимых расстояний, предусмотренных пунктом 2.4 вышеуказанных СанПиН. Административный истец просит суд признать незаконным отказ КУИ <адрес>, выраженный в письме от <дата> исх. № , в предоставлении в собственность за плату земельного участка, общей площадью 597 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; обязать КУИ <адрес> устранить допущенные нарушения, путем направления проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.

В судебном заседании административный истец Рябичев Д.В. требования административного иска поддержал, просил суд удовлетворить административные исковые требования в полном объеме по основаниям, подробно изложенным в административном исковом заявлении.

Извещенный в установленном порядке о дате, времени и месте судебного заседания административный ответчик КУИ <адрес> в суд не явился. Представителем КУИ <адрес> представлен суду письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что согласно информации, представленной комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города <адрес> земельный участок по вышеуказанному адресу, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», утвержденным Решением Городской Думы города <адрес> от 25.12.2012 №506 (в редакции Решения Городской Думы города Таганрога от 01.04.2016 № 187), расположен в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (2-й пояс). Законодатель предусмотрел императивный запрет на предоставление в собственность земельных участков, находящихся в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (2-й пояс), в связи с чем заключение договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , не соответствует требованиям действующего законодательства. Отсутствие в границах спорного земельного участка водных объектов не означает не нахождение такого земельного участка в соответствующей водоохраной зоне, в которую данный участок внесен Решением Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012г. № 506. Ссылаясь на положения ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ, административный ответчик просит суд отказать в удовлетворении административного искового заявления Рябичева Д.В.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившегося административного ответчика, в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации.

Выслушав административного истца, изучив представленные сторонами в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего:

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Анализ положений ст.ст. 218, 227 КАС Российской Федерации приводит к выводу о том, что признание неправомерными решений, действий (бездействия) государственного или муниципального органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и охраняемых интересов лиц.

Согласно абз.2 ч.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально (статья 85 Земельного кодекса РФ).

Реализуя данный правовой принцип, законодатель предусмотрел в ст. ст. 39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду граждан, юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках без проведения торгов.

В п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.

Перечень земельных участков, ограниченных в обороте, содержится в п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно которому ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Таким образом, земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть предоставлены в собственность только в случаях, когда закон прямо разрешает передачу такого рода земель из государственной или муниципальной собственности в частную собственность.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч.2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации).

Из материалов административного дела следует, что Рябичев Д.В. является собственником жилого дома, площадью 129,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Земельный участок по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера , имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, предоставлен в аренду Рябичеву Д.В на срок 20 лет с <дата>.

Рябичев Д.В. обратился в Комитет по управлению имуществом <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером

Решением Комитета по управлению имуществом <адрес> от <дата> № 60.4.3/8449, Рябичеву Д.В. было отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка, поскольку согласно информации, представленной комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города <адрес> земельный участок по вышеуказанному адресу, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», утвержденным Решением Городской Думы города <адрес> от 25.12.2012 №506 (в редакции Решения Городской Думы города Таганрога от 01.04.2016 № 187), расположен во 2 – м поясе зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения (2-й пояс).

Согласно ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением <адрес> от <дата> № 892, уполномоченным органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории <адрес>, определено Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (далее - Министерство ЖКХ области).

Утверждение проектов зон санитарной охраны осуществляется министерством ЖКХ области в течение 20 рабочих дней со дня получения санитарно-эпидемиологического заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>.

Установление границ и режима зон санитарной охраны осуществляется министерством ЖКХ области после утверждения проекта зон санитарной охраны.

Утверждение проектов зон санитарной охраны, а также установление границ и режимов зон санитарной охраны оформляются правовым актом министерства ЖКХ области.

Министерство ЖКХ области в течение 10 рабочих дней со дня издания правового акта об утверждении проекта зон санитарной охраны направляет его копию заявителю и органам местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, применительно к территории которых утверждается проект зон санитарной охраны и устанавливаются границы и режим зон санитарной охраны, а также в орган кадастрового учета для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Необходимым условием отнесения территории к водоохранной зоне является установление точных границ санитарной охранной зоны.

Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» (в ред. Решения Городской Думы <адрес> от 01.04.2016 года № 187), утвержденных Решением Городской Думы <адрес> от <дата> № 506, земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> расположен в зоне регулирования застройки с режимом 6Б; приаэродромной территории <адрес> зоне превышения уровня шума; приаэродромной территории <адрес> во втором поясе зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения.

Доводы административного истца об отсутствии в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> водных объектов, либо источников централизованного водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения в границах максимально допустимых расстояний, на выводы суда не влияет, поскольку не свидетельствует о том, что испрашиваемый земельный участок не ограничен в обороте и подлежит предоставлению в собственность, поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, ограничения в использовании «зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (2-й пояс) установлены Решением Исполнительного <адрес> Совета Депутатов трудящихся от 29.07.1966 года № 692, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <дата> «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», Правилами землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», утвержденными Решением Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012 № 506 (в ред. 01.04.2016).

Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах второго пояса санитарной зоны источников питьевого водоснабжения (2-й пояс).

Решение Городской Думы города <адрес> от 25.12.2012 года № 506 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» (в ред. Решения Городской Думы г. Таганрога от 01.04.2016 года № 187) кем – либо не оспорено, не отменено, недействительным не признано.

Истец по поводу предоставления ему земельного участка в собственность обратился в КУИ <адрес> <дата>, то есть после принятия указанного нормативного акта.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, отказ Комитета по управлению имуществом <адрес>, изложенный в письме № 60.4.3/8449 от <дата>, принят уполномоченным органом, соответствует требованиям закона.

Учитывая наличие установленного действующим законодательством запрета на предоставление в частную собственность земельных участков, расположенных в зоне санитарной защиты источников питьевого водоснабжения (2-й пояс), испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю в собственность.

При этом суд обращает внимание на то обстоятельство, что отказом КУИ <адрес> не ограничивается право истца на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий истцу жилой дом, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого права.

Оценив, представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок по адресу: <адрес> находится в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (2-й пояс), относится к землям, ограниченным в обороте, в силу чего, требования истца о признании незаконным отказа Комитета по управлению имуществом <адрес>, выраженном в письме от <дата> исх. № 60.4.3/8449, подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС Российской Федерации, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Рябичева Д.В. к Комитету по управлению имуществом <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Таганрогский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 октября 2019 года.

Председательствующий     Чернобай Ю.А.

2а-4828/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Рябичев Дмитрий Валентинович
Ответчики
Комитет по управлению имуществом г. Таганрога
Суд
Таганрогский городской суд Ростовской области
Судья
Чернобай Юлия Александровна
Дело на сайте суда
taganrogsky.ros.sudrf.ru
03.09.2019Регистрация административного искового заявления
04.09.2019Передача материалов судье
06.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
06.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2019Подготовка дела (собеседование)
20.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2019Судебное заседание
11.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2020Регистрация административного искового заявления
17.03.2020Передача материалов судье
17.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2020Подготовка дела (собеседование)
17.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2020Судебное заседание
17.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2019Дело оформлено
27.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее