Решение по делу № 2а-431/2019 от 24.09.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 ноября 2019 года      с. Александровка

Александровский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Беймлера П.Ю.,

при секретаре судебного заседания Баджурак О.Н.,

    с участием представителя административного истца –помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Шошина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеозначенным административным исковым заявлением к администрации МО «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, в обоснование которого указал, что прокуратурой Александровского района в ходе проведенной проверки состояния законности и правопорядка при исполнении органами местного самоуправления требований законодательства регламентирующего основы обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации МО «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области выявлены факты нарушения положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131), Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ № 89), Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее ФЗ № 52), Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ № 7).

Установлено, что администрацией Александровского сельсовета Александровского района в нарушение норм и требований действующего законодательства, отсутствуют контейнерные площадок, обустроенные в соответствии с требованиями законодательства РФ в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенные для размещения контейнеров и бункеров под твердые коммунальные отходы.

Административный истец полагал, что бездействие администрации муниципального образования «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, длительное время допускает несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, чем нарушаются законные права и интересы граждан.

Просил суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, выразившееся в отсутствии на территории муниципального образования обустроенных, в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, контейнерных площадок для твердых коммунальных отходов, размещенных согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; обязать администрацию муниципального образования «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области в срок до 01.11.2021 г. обустроить на территории муниципального образования «Александровский сельсовет», в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, контейнерные площадки для твердых коммунальных отходов, размещенных согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора Александровского района Шошин А.А. поддержал требования административного искового заявления, дал пояснения, аналогичные содержащимся в тексте административного иска.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела административный ответчик представителя для участия в судебном заседании не направил, до начала судебного заседания от представителя административного ответчика – и.о. главы администрации муниципального образования «Александровский сельсовет» Коннова А.Н., поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика.

В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Явка административного ответчика по настоящему делу судом не признана обязательной, судом определено рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с положениями ст. 11 ФЗ № 52 юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг при их реализации населению.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ № 52 в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ № 52 отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно положений ст. 3 ФЗ № 7 в число основных принципов охраны окружающей среды входят соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

При этом, в соответствии с ч.1 ст. 13 ФЗ № 7 органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131, ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131, ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с совокупностью положений п.1, п.3 ст. 8 ФЗ № 89, п. 18 ч.1 ст. 14, ч.3 ст. 14 ФЗ № 131, ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», также отнесены к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 утверждены СанПин 2.1.2.2645-10, которыми предусмотрено (п.п. 8.2.4-8.2.5), что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опоражниваться ежедневно. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченная бордюром и земельными насаждениями (кустарниками) и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

В силу вышеприведенных норм на территории Александровского сельсовета в населенных пунктах <адрес> места накопления твердых коммунальных отходов определены в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр), размещенным на сайте МО «Александровский сельсовет», согласно п.п. 11,12,13 «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039.

Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 07.06.2019 № 369 утверждены требования к типовой контейнерной площадке для накопления твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем установлено, что контейнерные площадки, обустроенные в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства по адресам их размещения, указанным в реестре, размещенном на сайте МО «Александровский сельсовет» на момент проведения проверки отсутствуют (л.д.10-11).

Из анализа указанных норм следует, что администрацией муниципального образования «Александровский сельсовет» в нарушение действующего законодательства бездействие администрации Александровского сельсовета, выразившееся в отсутствии обустроенных, в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, контейнерных площадок для ТКО, длительное время допускается несоблюдение экологических, санитарно-эпидемиологических требований, чем нарушаются права и законные интересы граждан.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в случае возникновения неупорядоченного и бесконтрольного складирования отходов создается угроза загрязнения почв отходами производства и потребления, нарушается возможность обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории.

Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению. Суд считает необходимым установить срок для выполнения действий административным ответчиком – в срок до 01 ноября 2021 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Александровского района Оренбургской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, выразившееся в отсутствии на территории муниципального образования обустроенных, в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, контейнерных площадок для твердых коммунальных отходов, размещенных согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Обязать администрацию муниципального образования «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области в срок до 01.11.2021 г. обустроить на территории муниципального образования «Александровский сельсовет», в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, контейнерные площадки для твердых коммунальных отходов, размещенных согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий П.Ю. Беймлер

В окончательной форме решение изготовлено 08 ноября 2019 года.

Председательствующий П.Ю. Беймлер

2а-431/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Александровского района Филиппов Р.Н.
Ответчики
администрация Александровского сельсовета
24.09.2019 Регистрация административного искового заявления
25.09.2019 Передача материалов судье
27.09.2019 Решение вопроса о принятии к производству
27.09.2019 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2019 Подготовка дела (собеседование)
11.10.2019 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2019 Судебное заседание
23.10.2019 Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.10.2019 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.11.2019 Судебное заседание
06.04.2020 Регистрация административного искового заявления
06.04.2020 Передача материалов судье
06.04.2020 Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2020 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2020 Подготовка дела (собеседование)
06.04.2020 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2020 Судебное заседание
06.04.2020 Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
06.04.2020 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2020 Судебное заседание
13.11.2019 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2019 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2020 Дело оформлено
Решение (?)