РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 ноября 2019 года с. Александровка
Александровский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Беймлера П.Ю.,
при секретаре судебного заседания Баджурак О.Н.,
с участием представителя административного истца –помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Шошина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеозначенным административным исковым заявлением к администрации МО «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, в обоснование которого указал, что прокуратурой Александровского района в ходе проведенной проверки состояния законности и правопорядка при исполнении органами местного самоуправления требований законодательства регламентирующего основы обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации МО «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области выявлены факты нарушения положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131), Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ № 89), Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее ФЗ № 52), Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ № 7).
Установлено, что администрацией Александровского сельсовета Александровского района в нарушение норм и требований действующего законодательства, отсутствуют контейнерные площадок, обустроенные в соответствии с требованиями законодательства РФ в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенные для размещения контейнеров и бункеров под твердые коммунальные отходы.
Административный истец полагал, что бездействие администрации муниципального образования «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, длительное время допускает несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, чем нарушаются законные права и интересы граждан.
Просил суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, выразившееся в отсутствии на территории муниципального образования обустроенных, в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, контейнерных площадок для твердых коммунальных отходов, размещенных согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; обязать администрацию муниципального образования «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области в срок до 01.11.2021 г. обустроить на территории муниципального образования «Александровский сельсовет», в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, контейнерные площадки для твердых коммунальных отходов, размещенных согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора Александровского района Шошин А.А. поддержал требования административного искового заявления, дал пояснения, аналогичные содержащимся в тексте административного иска.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела административный ответчик представителя для участия в судебном заседании не направил, до начала судебного заседания от представителя административного ответчика – и.о. главы администрации муниципального образования «Александровский сельсовет» Коннова А.Н., поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика.
В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Явка административного ответчика по настоящему делу судом не признана обязательной, судом определено рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с положениями ст. 11 ФЗ № 52 юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг при их реализации населению.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ № 52 в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ № 52 отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положений ст. 3 ФЗ № 7 в число основных принципов охраны окружающей среды входят соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
При этом, в соответствии с ч.1 ст. 13 ФЗ № 7 органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131, ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131, ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с совокупностью положений п.1, п.3 ст. 8 ФЗ № 89, п. 18 ч.1 ст. 14, ч.3 ст. 14 ФЗ № 131, ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», также отнесены к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 утверждены СанПин 2.1.2.2645-10, которыми предусмотрено (п.п. 8.2.4-8.2.5), что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опоражниваться ежедневно. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченная бордюром и земельными насаждениями (кустарниками) и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В силу вышеприведенных норм на территории Александровского сельсовета в населенных пунктах <адрес> места накопления твердых коммунальных отходов определены в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр), размещенным на сайте МО «Александровский сельсовет», согласно п.п. 11,12,13 «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039.
Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 07.06.2019 № 369 утверждены требования к типовой контейнерной площадке для накопления твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем установлено, что контейнерные площадки, обустроенные в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства по адресам их размещения, указанным в реестре, размещенном на сайте МО «Александровский сельсовет» на момент проведения проверки отсутствуют (л.д.10-11).
Из анализа указанных норм следует, что администрацией муниципального образования «Александровский сельсовет» в нарушение действующего законодательства бездействие администрации Александровского сельсовета, выразившееся в отсутствии обустроенных, в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, контейнерных площадок для ТКО, длительное время допускается несоблюдение экологических, санитарно-эпидемиологических требований, чем нарушаются права и законные интересы граждан.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в случае возникновения неупорядоченного и бесконтрольного складирования отходов создается угроза загрязнения почв отходами производства и потребления, нарушается возможность обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории.
Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению. Суд считает необходимым установить срок для выполнения действий административным ответчиком – в срок до 01 ноября 2021 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Александровского района Оренбургской области - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, выразившееся в отсутствии на территории муниципального образования обустроенных, в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, контейнерных площадок для твердых коммунальных отходов, размещенных согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Обязать администрацию муниципального образования «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области в срок до 01.11.2021 г. обустроить на территории муниципального образования «Александровский сельсовет», в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, контейнерные площадки для твердых коммунальных отходов, размещенных согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий П.Ю. Беймлер
В окончательной форме решение изготовлено 08 ноября 2019 года.
Председательствующий П.Ю. Беймлер