Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 марта 2019 г. Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующей судьи Панюшкиной Е.Ю., при секретаре Гусевой Т.Г.,
с участием истца Мурашова Сергея Александровича и его представителя адвоката Медведева В.А., представившего ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика – Администрации Касимовского муниципального района Ганиной О.В., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Мурашова Сергея Александровича к Администрации Касимовского муниципального района Рязанской области «о назначении пенсии за выслугу лет»,
УСТАНОВИЛ:
Мурашов С.А. обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным отказ ответчика в назначении пенсии за выслугу лет, признать за ним право на получение пенсии за выслугу лет и обязать ответчика назначить ему данную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, включить в стаж его муниципальной службы: период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один день военной службы за два дня работы (службы), период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности начальника завода известняковой муки Касимовского карьероуправления, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности прораба строительно-монтажных работ в Касимовском МПМК-2. В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ началась его работа в должности муниципальной службы – инструктора Касимовского горкома КПСС. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он по направлению Касимовского горкома КПСС работал в должности начальника завода известняковой муки «Касимовского карьероуправления». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в Касимовском МПМК-2 в должности прораба СМР. Являясь пенсионером с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ он вновь поступил на муниципальную службу и работал в должности заместителя начальника службы Заказчика Касимовского муниципального района Рязанской области. Решением Совета депутатов Касимовского муниципального района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ № служба Заказчика переименована в Управление капитального строительства Касимовского муниципального района Рязанской области. В указанной должности он проработал до ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в должности заместителя начальника отдела капитального строительства и дорожного хозяйства администрации Касимовского муниципального района Рязанской области. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении указанной пенсии ему было отказано в связи с отсутствием стажа муниципальной службы и отсутствием иных условий для назначения указанной пенсии по выслуге лет. Считает отказ ответчика незаконным и необоснованным.
Впоследствии истец Мурашов С.А. изменил исковые требования в части включения в муниципальный стаж периодов его работы, в окончательном варианте просит обязать ответчика включить в стаж его муниципальной службы: период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один день военной службы за два дня работы (службы) и период работы в Касимовском МПМК-2 в должности прораба строительно-монтажных работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным отказ ответчика в назначении пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ, признать за истцом право на получение пенсии за выслугу лет и обязать ответчика назначить указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец и его представитель свои исковые требования поддержали по указанным выше основаниям, пояснив, что служба в армии в соответствии с законодательством о статусе военнослужащих, действовавшем на момент прекращения работы у ответчика в <данные изъяты> году, зачитывается в трудовой стаж работы по специальности из расчета один день военной службы по призыву как два дня работы. Период работы в должности прораба Касимовской МПМК-2 был засчитан в стаж муниципальной службы решением органа местного самоуправления на основании п. 2 ст. 24 Закона Рязанской области «О муниципальной службе», а именно протоколами заседания комиссии по определению стажа от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, как периоды замещения должностей специалистов на предприятиях, в организациях, учреждениях, опыт и должностные обязанности в которых были необходимы для выполнения впоследствии истцом своих обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы. Также несмотря на то, что истец поступил на муниципальную службу в службу Заказчика, будучи пенсионером по возрасту и получателем страховой пенсии, окончательно на пенсию по возрасту в <данные изъяты> году он вышел именно с муниципальной службы, поэтому соблюдены все условия для назначения ему пенсии по выслуге лет в связи с муниципальной службой, а именно наличие стажа муниципальной службы не мене 15 лет и выход на трудовую пенсию с муниципальной должности.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала по мотиву отсутствия у истца права на получение муниципальной пенсии по выслуге лет.
Выслушав объяснения истца, представителей сторон,
показания свидетеля Н.А., показавшего, что в период работы истца у ответчика работал начальником службы Заказчика, затем начальником Управления капитального строительства, истец был его заместителем, как заместитель входил в состав комиссии по определению муниципального стажа для выслуги лет, протоколы заседания данной комиссии утверждал свидетель, подтвердил свои подписи в протоколах заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ;
исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" «1. В стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:
1) должностей муниципальной службы;
2) муниципальных должностей;
3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации;
4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;
5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
3. В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
4. Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации».
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент прекращения истцом муниципальной службы в 2012 году) «Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления».
Статьей 3 Закона Рязанской области № 108-ОЗ от 13 сентября 2006 года "О пенсии за выслугу лет» (в редакции, действующей на момент прекращения муниципальной службы в 2012 году) предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Рязанской области, предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы Рязанской области на 1 января 2006 года и позднее:
1) вышедшие на трудовую пенсию по старости с должности государственной гражданской службы Рязанской области (далее - гражданская служба Рязанской области) при наличии у них стажа гражданской службы не менее 15 лет;
2) вышедшие на трудовую пенсию по старости не с государственной гражданской службы Рязанской области при наличии у них стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет, если они прекратили государственную гражданскую службу Рязанской области после 1 января 2006 года в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей государственной гражданской службы, а также лица, замещавшие должности, предусмотренные разделом 1 части первой и второй Реестра должностей государственной гражданской службы Рязанской области, если они прекратили государственную гражданскую службу после 1 января 2006 года в связи с окончанием контракта, заключенного на определенный срок;
3) инвалиды первой или второй группы, получившие инвалидность в период замещения должности гражданской службы Рязанской области, имеющие стаж гражданской службы не менее 5 лет;
4) прекратившие гражданскую службу Рязанской области вследствие инвалидности первой или второй группы, наступившей от трудового увечья, полученного в связи с исполнением должностных обязанностей, - без истребования стажа гражданской службы.
Согласно ст. 23 Закона Рязанской области от 17.10.2007 № 136-ОЗ "О муниципальной службе в Рязанской области" «1. В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Рязанской области».
Согласно ст. 24 указанного закона Рязанской области «1. В стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды службы (работы) на должностях, установленных Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации".
2. В стаж муниципальной службы на основании решения руководителя органа местного самоуправления, представителя нанимателя (работодателя) могут засчитываться периоды замещения должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
3. В стаж муниципальной службы в соответствии с настоящим Законом засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в стаж муниципальной службы».
Решением Совета депутатов Касимовского муниципального района № 52-IV СД от 28 августа 2008 года утверждено «Положение о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим на постоянной основе выборную муниципальную должность».
Так, ч. 1 ст. 4 указанного Положения установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы, предусмотренные Реестром муниципальных должностей муниципальной службы в Касимовском муниципальном районе, за исключением лиц, замещавших высшие должности муниципальной службы, предусмотренные структурой органов местного самоуправления:
1) вышедшие на трудовую пенсию по старости с должности муниципальной службы при наличии у них стажа муниципальной службы не менее 15 лет;
2) вышедшие на трудовую пенсию по старости не с муниципальной службы при наличии у них стажа муниципальной службы не менее 15 лет, если они прекратили муниципальную службу в связи с реорганизацией или ликвидацией органов местного самоуправления либо сокращением штата муниципальных служащих при условии замещения должности муниципальной службы перед увольнением не менее 12 полных месяцев;
3) инвалиды первой или второй группы, получившие инвалидность в период замещения должности муниципальной службы, имеющие стаж муниципальной службы не менее 5 лет;
4) прекратившие муниципальную службу вследствие инвалидности первой или второй группы, наступившей от трудового увечья, полученного в связи с исполнением должностных обязанностей, без истребования стажа муниципальной службы.
В судебном заседании установлено, что истец Мурашов С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вышел на трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией пенсионного удостоверения и справкой УПФР по Касимовскому району Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ работал в должности заместителя начальника Службы Заказчика Администрации Касимовского муниципального района, затем с ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя начальника Отдела капитального строительства и дорожного хозяйства Касимовского муниципального района. С ДД.ММ.ГГГГ уволен с должности по собственному желанию. Данное обстоятельство подтверждается представленными трудовыми договорами, справкой Администрации Касимовского муниципального района. Указанные должности входят в Реестр должностей муниципальной службы в Касимовском муниципальном районе.
В судебном заседании установлено, что на момент выхода на трудовую пенсию по старости ДД.ММ.ГГГГ истец работал прорабом СМР ЗАО «Касимовская передвижная механизированная колонна (ПМК)», что подтверждается заверенной копией выписки из трудовой книжки, представленной Пенсионным фондом (трудовая книжка, со слов истца, утеряна).
В судебном заседании установлено, что на момент выхода истца на трудовую пенсию по старости стажа работы в муниципальных должностях, предусмотренных реестром муниципальных должностей у него не имелось. Иной предусмотренный законодательством стаж, подлежащий зачету при назначении пенсии за выслугу лет в муниципальный стаж, составлял <данные изъяты>, из них: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – срочная службы в рядах Советской Армии (<данные изъяты>) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа инструктором Касимовского горкома КПСС (<данные изъяты>).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет. Из заявления усматривается, что предусмотренные Положением документы к данному заявлению не приложены, поэтому письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в рассмотрении заявления, предложив истцу представить документы: удостоверяющий личность, СНИЛС, копию трудовой книжки или иного документа в подтверждение стажа работы, копию военного билета, справку о начисленной страховой пенсии по старости, копии документа с реквизитами банковского счета для перечисления пенсии в случае ее назначения, копии документа об освобождении от муниципальной должности, справку о должностном окладе.
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился с заявлением к ответчику об установлении пенсии за выслугу лет, из представленных ответчиком материалов усматривается, что истцом были представлены: копия паспорта, копия военного билета, справка УПФР об установлении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, сведения о работе, заверенные пенсионным фондом. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в установлении пенсии за выслугу лет по причине отсутствия необходимого стража работы (<данные изъяты> с учетом муниципальной службы), а также в связи с несоблюдением предусмотренных Положением о пенсии за выслугу лет условий для назначения таковой пенсии, а именно в связи с тем, что имел место выход на страховую пенсию по старости не с должности муниципальной службы.
Суд не находит установленным в судебном заседании, что в действиях ответчика по отказу в назначении истцу пенсии за выслугу лет имелись нарушения законодательства.
Согласно действующего (в том числе на момент прекращения ответчиком муниципальной службы в <данные изъяты> году) законодательства, для назначения пенсии по выслуге лет муниципальному служащему необходимо соблюдение следующих условий:
- выход на трудовую пенсию по старости с должности муниципальной службы,
- наличие стажа муниципальной службы не менее 15 лет.
Из представленных истцом документов и его пояснений в судебном заседании усматривается, что истец вышел на трудовую (страховую) пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. С указанного времени ему была назначена страховая пенсия по старости. На момент выхода на страховую пенсию по старости, истец не являлся муниципальным служащим.
Суд не принимает во внимание довод истца и его представителя о том, что в <данные изъяты> году истец не выходил на страховую пенсию по старости, поскольку продолжал работать, а затем поступил на муниципальную службу в службу Заказчика Касимовского муниципального района, а затем в Управление капитального строительства Касимовского муниципального района, и окончательно вышел на трудовую пенсию по старости только в <данные изъяты> году после увольнения с муниципальной службы. Суд находит, что данный довод основан на неправильном толковании ответчиком законодательства. Право на страховую пенсию по старости возникает при наличии определенных законодательством о страховых (ранее трудовых) пенсиях Российской Федерации условий, а именно достижения пенсионного возраста и наличия необходимого общего страхового стажа. В связи с наступлением указанных условий ответчик воспользовался своим правом, обратившись в Управление пенсионного фонда РФ по Касимовскому району с заявлением об установлении ему трудовой пенсии по старости в ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ указанная пенсия была ему назначена, весь период последующей работы, в том числе у ответчика, истец являлся получателем страховой пенсии по старости. Законодательство не предусматривает возможность многократного выхода на страховую пенсию по старости. Факт продолжения работы после выхода на страховую пенсию по старости не свидетельствует о том, что истец на указанную пенсию не вышел.
Также суд не находит установленным в судебном заседании, что у истца имелся стаж муниципальной службы 15 лет и более. На момент выхода на страховую (на тот период трудовую) пенсию по старости, как указано выше, истец не имел стажа муниципальной службы, приравненный к нему стаж составлял <данные изъяты>. Стаж муниципальной службы истца за период работы в должностях, предусмотренных Реестром муниципальных должностей Касимовского муниципального района составил <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, на момент обращения к ответчику стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с указанным выше Положением о пенсии по выслуге лет составил <данные изъяты>, чего недостаточно для назначения указанной пенсии.
Суд находит необоснованным утверждение истца о том, что в стаж его муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет подлежит зачету период его работы в должности прораба СМР Касимовской ПМК. Статья 3 «Положения о выслуге лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим на постоянной основе выборную муниципальную должность», утвержденного решением СД Касимовского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ содержит перечень периодов работы, подлежащих включению в муниципальный стаж. Данный перечень не предусматривает включение в муниципальный стаж периода работы в должности прораба СМР. В указанном перечне (последний абзац ст. 3) предусмотрена возможность включения в муниципальный стаж иных периодов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области. Закон Рязанской области от 17.10.2007 № 136-ОЗ "О муниципальной службе в Рязанской области" предусматривает возможность зачета в стаж муниципальной службы периоды замещения должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы (не более 5 лет) на основании решения руководителя органа местного самоуправления, представителя нанимателя (работодателя) (п. 2 ст. 24). Но истцом не представлено в судебном заседании документа, подтверждающего факт вынесения руководителем органа местного самоуправления (главой муниципального образования) Касимовского муниципального района, либо представителя нанимателя решений о зачете в муниципальный стаж истца указанного периода работы.
Суд критически относится к имеющимся в материалах дела протоколам заседания комиссии по определению стажа работы, дающего право на получение надбавки за выслугу лет, поскольку в данных протоколах комиссия определяла стаж, необходимый именно для получения надбавки к должностному окладу, а не определяла стаж муниципальной службы, доказательств вынесения руководителем службы Заказчика решений на основании данных протоколов в судебное заседание не представлено, как пояснил в судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля начальник службы Заказчика Н.А. такие решения не выносились, протокол утверждался им и передавался в бухгалтерию. Кроме того, истец, являясь председателем данной комиссии, участвовал в рассмотрении вопроса об определении своего стажа для получения указанной надбавки. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в его стаж были включены периоды работы в том числе в должности начальника завода изготовления муки Касимовского карьероуправления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (согласно сведениям о трудовом стаже в указанном предприятии истец в указанный период не работал), а также период работы в должности прораба СМР в Касимовском МПМК-2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – всего <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ с установлением надбавки 40%. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в стаж его работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет были включены периоды службы в армии, работы в горкоме КПСС и в службе Заказчика Касимовского района с установлением надбавки 15%. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на получение надбавки был включен период работы истца прорабом МПМК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с определением общего стажа работы, дающего право на получения надбавки на ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> с установлением надбавки 20 %.
Суд также находит необоснованным требование истца о включении в его стаж муниципальной службы периода военной службы в Советской Армии по призыву не в календарном, а в льготном исчислении – один день службы за два дня работы. Данное требование основано на неправильном толковании закона.
Согласно п. 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен зачет военной службы по призыву в выслугу лет для назначения пенсии в календарном, а не в льготном исчислении.
Ссылки истца в обоснование заявленных требований на п. 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" суд находит несостоятельными, поскольку данной нормой предусмотрено включение периодов нахождения на военной службе по призыву в общий трудовой стаж, а не в выслугу лет.
На основании изложенного, суд не находит установленным в судебном заседании, что у истца на момент обращения к ответчику за назначением пенсии по выслуге лет имелось право на таковую пенсию, поэтому отказ ответчика в назначении данной пенсии суд находит обоснованным.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске Мурашова Сергея Александровича к Администрации Касимовского муниципального района Рязанской области «о назначении пенсии за выслугу лет» отказать.
Решение в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Касимовский районный суд.
Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: