В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-3943
Строка № 3.190
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«18» июня 2019 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
Председательствующего Сухова Ю.П.,
судей: Андреевой Н.В., Меремьянина Р.В.
при секретаре Жуковской И.В.
заслушав в открытом заседании по докладу судьи Сухова Ю.П.,
административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №8 по Воронежской области к Девяткиной Анель Турсынгазыевне о взыскании налога и пени;
по апелляционной жалобе Девяткиной Анель Турсынгазыевны на решение Семилукского районного суда Воронежской области от 20 июня 2018 года,
(судья районного суда Сошина Л.А.)
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России №8 по Воронежской области обратилась в суд с административным иском, в котором с учетом уточнений просили взыскать с Девяткиной А.Т. пени на неуплаченную в срок задолженность по страховым взносам в сумме <данные изъяты>.
В обосновании заявленных требований указали, что Девяткина А.Т. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являлась плательщиком страховых взносов. Согласно требованиям от ДД.ММ.ГГГГ №S01170031792, от ДД.ММ.ГГГГ № у Девяткиной А.Т. выявлена задолженность по уплате страховых взносов (недоимки), пени. Девяткиной А.Т. были выставлены требования об уплате пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и предложено уплатить задолженность в добровольном порядке в срок, указанный в требовании. Ответчик своих обязательств по уплате налогов не выполнил, что явилось основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по транспортному и земельному налогам, пени, который впоследствии был отмен.
Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 20 июня 2018 года заявленные требования Межрайонной ИФНС России №8 по воронежской области удовлетворены частично.
С Девяткиной А.Т. взыскана пеня на неуплаченную в срок задолженность по страховым взносам на общую сумму 550 рублей 52 копейки, из них на страховую часть пенсии в сумме 534 рублей 85 копеек, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд в размере 15 рублей 67 копеек (л.д.137, 138-142).
Девяткина А.Т. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д.165-168).
В судебное заседание суда апелляционной административный ответчик Девяткина А.Т., представитель заинтересованного лица ГУ-УПФ РФ по Нижнедевицкому району Воронежской области, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положением части 6 статьи 226 КАС РФ, находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
По делу объявлялся перерыв с 04 июня 2019 года до 18 июня 2019 года.
В судебное заседание после перерыва административный ответчик, а также ее представитель не явились.
В судебном заседании, проходившем 04 июня 2019 года, представитель административного ответчика Бащева Г.Т., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала по основаниям в ней изложенным.
В судебном заседании представитель административного истца - МИФНС России № 8 по Воронежской области Плотникова Ю.Ю., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя административного ответчика и представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменные возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалоб, представления предусмотрены статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту Закон № 212-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели в соответствии с положениями части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ и подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являются плательщиками страховых взносов.
В силу части 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. При этом обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения дохода.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают существующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, уплачивается в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В отсутствие у налогового органа сведений о доходах плательщика орган контроля за уплатой страховых взносов рассчитывает страховые взносы по максимальному тарифу в порядке части 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, а именно в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно части 8 статьи 16 Закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В случае прекращения предпринимательской либо иной профессиональной деятельности плательщикам страховых взносов следует представить в Инспекцию Федеральной налоговой службы сведения о доходах от деятельности, так как право определять величину доходов плательщиков, необходимую для определения фиксированного размера страховых взносов, и передавать сведения о ней из территориального органа Федеральной налоговой службы России в территориальные органы Пенсионного фонда принадлежит налоговым органам.
На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от
24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
С 1 января 2017 г. данный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса РФ, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона № 212-ФЗ, пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными комментируемым Законом сроки.
Вышеуказанной статьей предусмотрен порядок начисления суммы пени за неоплату в срок, установленный положениями Закона № 212-ФЗ, страховых взносов.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов за исключением случаев, прямо указанных в статье 25 Закона № 212-3, и по день их уплаты (взыскания) включительно. При этом в отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности.
Как следует из материалов дела и это установлено судом Девяткина (ранее ФИО9 А.Т. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с выявлением недоимки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование Межрайонной инспекцией ФНС России № 8 по Воронежской области в адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 2017 в котором ФИО1 указано на необходимость погасить указанную задолженность в размере 3810 руб., 16 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 12-13, 22-28).
Требованием № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Девяткиной А.Т. было предложено уплатить задолженность по пени по страховым взносам в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты>. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-30).
Указанное требование налогового органа административным ответчиком в добровольном порядке не исполнено.
Из сообщения ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ, административному ответчику было разъяснено, что в связи с отсутствием информации о доходах Девяткиной А.Т. за 2014 год, территориальным органом ПФР были начислены страховые взносы как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз за фактическое время регистрации; отчетность за 2014 год была представлена ею в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ, после чего был произведен перерасчет обязательств ответчика, уточненные сведения переданы в УФНС по Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.99).
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей Вологодской области по судебному участку № вынесено заочное решение о взыскании с ФИО10 (ныне Девяткиной) А.Т. в пользу ГУ - УПФ РФ по Нижнедевицкому району Воронежской области недоимки по страховым взносам в общей сумме <данные изъяты> коп., в том числе недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> коп., недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, в размере <данные изъяты> коп., пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, в размере <данные изъяты> коп., пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> коп.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вологодскому району УФССП России по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного по заочному решению от ДД.ММ.ГГГГ, окончено в связи с не установлением местонахождения должника, его имущества.
Разрешая спор по существу, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований МИФНС России № 8 по Воронежской области о взыскании задолженности по страховым взносам.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания задолженности просрочки на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени по страховым взносам на страховую часть пенсии, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Фонд обязательно медицинского страхования, суд первой инстанции исходил из того, что требование налогового органа административным ответчиком в добровольном порядке не исполнено.
При этом суд указал, что оснований для удовлетворения требований о взыскании пени, начисленных на недоимку по страховым взносам, образовавшуюся за 2007-2013 года, не имеется, поскольку доказательств принятия мер, направленных на принудительное взыскание недоимки по страховым взносам за указанный период в порядке, установленном статьей 20 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», административным истцом, не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, так как они сделаны на основании всесторонне исследованных доказательствах и установленных обстоятельствах, которым судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ была дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что МИФНС России №8 по Воронежской области не соблюден срок для обращения в суд с требованием о взыскании пени на неуплаченную в срок задолженность по страховым взносам, не могут быть приняты во внимание исходя из следующего.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 статьи 48 Налогового Кодекса РФ).
Установлено, что в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка №3 в Семилукском судебном районе Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ о взыскании с Девяткиной А.Т. пеней, начисленных на задолженность по страховым взносам.
На основании определения мирового судьи судебного участка № в Семилукском судебном районе Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен (л.д. 8).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, начало течения срока предъявления налоговым органом требований о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке искового производства определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
С административным исковым заявлением МИФНС России №8 по Воронежской области обратилась в Семилукский районный суд Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, которые являлись предметом судебного разбирательства и судом первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными. В связи с этим, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия -
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Семилукского районного суда Воронежской области от 20 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Девяткиной Анель Турсынгазыевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: