Дело № 2-305/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2017 года город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Габбасовой С.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО6,
истца ФИО3,
представителя ответчика – специалиста Администрации городского округа <адрес> ФИО7,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО3, ФИО2 к Администрации городского округа <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах ФИО3, ФИО2, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Карпинский городской суд <адрес> с вышеуказанным иском, указав в нем, что истца зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № признано непригодным для проживания. Кроме того, истцы признаны малоимущими и приняты на учет нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Истцы, имеющие право на получение благоустроенного жилого помещения вне очереди, до настоящего времени жильем не обеспечены. Прокурор просит суд возложить на Администрацию городского округа <адрес> обязанность предоставить истцам благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30,0 кв.метров и состоящее не менее, чем из двух комнат.
В ходе судебного заседания помощник прокурора <адрес> ФИО6 поддержал исковые требования, ссылался на доводы, изложенные в иске.
Истец ФИО3 в судебном заседании поддержала доводы помощника прокурора <адрес>.
Представитель ответчика Администрации <адрес> городского округа ФИО7 в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> признал, пояснил суду, что жилое помещение, занимаемое истцами, действительно признано непригодным для проживания. Истцы в установленном порядке признаны малоимущими и поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Администрацией городского округа Карпинск проведена работа по включению истцов в список граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащих ремонту и реконструкции.
Суд, заслушав доводы участников процесса, рассмотрев материалы гражданского дела, пришел к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.6 Устава городского округа Карпинск к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Данные полномочия отнесены к ведению администрации городского округа Карпинск в силу ст. 31 Устава.
В силу абз. 2 п. 49 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Судом установлено, что истцы ФИО3 и ФИО2, зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Площадь указанного жилого помещения составляет 30,0 кв.м. и состоит из двух комнат.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам обследования жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, последнее признано непригодным для проживания.
Постановлением Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истцы признаны малоимущими и приняты на учет нуждающихся в предоставляемых по договору социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда.
С учетом указанных выше норм закона, установленных в судебном заседании обстоятельств и представленных доказательств, а также принимая во внимание тот факт, что на момент рассмотрения дела в суде истцы признаны органом местного самоуправления малоимущими в установленном порядке, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а ответчиком не принято соответствующего распоряжения о сроках отселения истцов из аварийного дома, что свидетельствует о бездействии ответчика, суд находит подлежащим удовлетворению требование прокурора <адрес> о возложении обязанности по предоставлению истцам ФИО3 и ФИО2 благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истцы были освобождены, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчик Администрация городского округа <адрес>, являясь органом местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины и с нее не может быть взыскана государственная пошлина.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст., ст. 196 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое требование прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО3, ФИО2 к Администрации городского округа <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа <адрес> предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> применительно к условиям <адрес> жилое помещение общей площадью не менее 30 кв.метров, жилой площадью не менее 17.6 кв.метров, состоящее не менее, чем из двух комнат.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Свердловский областной суд с принесением апелляционной жалобы, представления через Карпинский городской суд Свердловской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.05.2017 года.
Председательствующий:
Копия верна.