66RS0001-01-2019-003585-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2019 года
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе
председательствующего судьи Павликовой М.П.
при секретаре Фаттаховой А.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беллавиной Наталии Владимировны к АО «Управляющая компания «Микрорайон Волгоградский» о признании действий незаконными, перерасчете платы за коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Беллавина Н.В. обратилась в суд с иском к АО «Управляющая компания «Микрорайон Волгоградский» о признании действий незаконными, перерасчете платы за коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов. С учетом уточнений исковых требований истец просит признать незаконными действия ответчика по отключению электроэнергии, признать незаконным и отменить акт о незаконном подключении (хищении) электроэнергии от 17.12.2018, признать незаконными действия по начислению перерасчета за хищение электроэнергии и обязать ответчика прекратить начисление данной платы, обязать ответчика произвести перерасчет платы за хищение электроэнергии на сумму 52 373 руб. 50 коп., взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 7 000 руб., штраф, расходы на оформление доверенности.
В обоснование исковых требований указала, что 23.11.2018 в 14ч.00 мин. сотрудники ответчика без уведомления произвели отключение электроэнергии в квартире истца, поскольку по состоянию на 01.10.2018 по квартире имелась задолженность по оплате коммунальных платежей.
Истец обратилась к ответчику с требованием предоставить пояснения по поводу отключения электроэнергии, начислению штрафа за хищение электроэнергии, предоставить документы об уведомлении о предстоящем отключении электроэнергии, акта об отключении.
В ответ на претензию ответчик предоставил акт о самовольном подключении от 17.11.2018, дал пояснения по вопросу начисления штрафа.
Данные действия ответчика истец считает незаконными, нарушающими ее права потребителя.
Истец в судебное заседание не явилась, направила своего представителя Беллавина Д.А., который на исковых требованиях настаивал, просил иск удовлетворить, дал пояснения аналогичные вышеизложенному.
Представитель ответчика Бурыкина Е.Г. исковые требования не признала, указала, что об отключении электроэнергии истец была уведомлена в платежной квитанции, что не запрещено действующим законодательством.
Третьи лица Стрехнина А.И., Курячий К.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще и своевременно, просили рассматривать дело в их отсутствие.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом не оспаривается сторонами, истец и 3 лица, являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>.
Ответчик осуществляет обслуживание вышеуказанного дома.
Как указывает истец и не оспаривает ответчик, 23.11.2018 сотрудниками ответчика в связи с образовавшейся у собственников квартиры задолженности по оплате коммунальных услуг в квартире истца было произведено отключение электроэнергии.
Правоотношения между истцом и ответчиком регулируются как нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации, так и Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей».
В силу ч.3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ч.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В силу п.п. «а» п.117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354) исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
Согласно п. 118 указанных Правил под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
Истцом не оспаривается, что на момент отключения электроэнергии имелась значительная задолженность по оплате коммунальных услуг, однако указывает, что ответчик не исполнил свою обязанность по предварительному уведомлению о предстоящем отключении электроэнергии.
В соответствии с п. 119 вышеуказанных Правил если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи; при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги; при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Как следует из представленных ответчиком квитанций за октябрь и ноябрь 2018, на обратной стороне квитанций содержится уведомление об отключении электроэнергии в случае наличия задолженности по оплате коммунальных средств более, чем за 2 месяца.
Из содержания искового заявления следует, что истец получала платежные квитанции, в которых содержалась информация о возможном отключении электроэнергии.
При этом, вопреки доводам представителя истца, положения пп. «а» п. 119 Правил № 354 не обязывают уведомлять потребителя лично, и не запрещают такой способ уведомления как внесение в платежные документы текста соответствующего предупреждения (уведомления).
Поскольку ответчиком был соблюден порядок заблаговременного предупреждения потребителей об отключении электроэнергии в случае неоплаты задолженности по оплате коммунальных услуг, задолженность истцом погашена не была, оснований для признания действия ответчика по отключению электроэнергии незаконным не имеется.
В силу п. 81 (11) Правил № 354 Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Из материалов дела следует, что 17.12.2018 ответчиком произведен осмотр индивидуального прибора учета электроэнергии по адресу истца, в ходе которого установлено, что прибор самовольно подключен, о чем также свидетельствуют фотографии прибора учета, на котором отсутствует опломбировка.
По данному факту ответчик обратился в отдел полиции №8, о чем свидетельствует соответствующее заявление и талон-уведомление.
Доказательств того, что собственники квартиры не производили самовольное подключение электроэнергии, истец суду не представила.
Как указывает представитель ответчика, вновь подключить электроэнергию вправе только ответчик после погашения должником задолженности, данная услуга является платной, истец не оплачивала подключение, задолженность погашена не была.
Ссылка истца на Постановление Правительства Российской Федерации № 442 от 04.05.2012 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» несостоятельна, поскольку указанное Постановление не распространяется на сложившиеся между сторонами правоотношения.
Оснований для признания акта от 17.12.2018 о самовольном подключении электроэнергии незаконным и его отмене не имеется.
По указанным выше обстоятельствам не имеется оснований и для удовлетворения требований о признании незаконными действий ответчика по начислению платы за электроэнергию с повышающим коэффициентом, обязывании прекратить начисление платы с повышенным коэффициентом, обязывании произвести перерасчет за период с декабря по июнь 2019.
До настоящего момента задолженность по оплате коммунальных услуги не погашена.
Довод представителя истца, что в связи с оплатой в декабре 2018 суммы 30 000 руб. ответчик был обязан произвести подключение электроэнергии, несостоятельна, поскольку указанная сумма не покрывает размер образовавшейся задолженности.
В соответствии со ст.15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Для взыскания компенсации морального вреда необходимо установить факт нарушения прав потребителя.
Факт нарушения прав потребителя в ходе рассмотрения дела судом не установлен, компенсация морального вреда взысканию не подлежит.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении требований признании действий незаконными, обязывании совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда, производные требования о взыскании штрафа и судебных расходов также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Беллавиной Наталии Владимировны к АО «Управляющая компания «Микрорайон Волгоградский» о признании действий незаконными, перерасчете платы за коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Мотивированное решение изготовлено 05.08.2019.
Судья: