Дело № 2-799/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Продун Е.А.
при секретаре Петуховой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 25 июня 2019 г. дело по иску Степанюк Н.Ф. к администрации муниципального района «Печора» о предоставлении жилого помещения или денежной компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Квартира **********, общей площадью 39,3 кв.м, принадлежит на праве общей долевой собственности Степанюк Н.Ф., ее несовершеннолетним детям: Э, **.**.** года рождения, К, **.**.** года рождения, Д, **.**.** года рождения (по ? доле в праве) на основании договора купли-продажи квартиры от **.**.**.
Степанюк Н.Ф. обратилась в суд с иском к администрации МР «Печора» об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение в **********, состоящее не менее чем из трех комнат, или выплатить денежную компенсацию. В обоснование требований указано, что дом ********** является аварийным. В связи с тем, что **.**.** в доме произошел пожар, семья истца осталась без жилья. Истец обратилась в администрацию МР «Печора» с заявлением о предоставлении ей вне очереди жилого помещения либо денежной компенсации по программе переселения, в чем ей было отказано.
В судебном заседании истец на иске настаивала.
Представитель ответчика Саратов Е.В., действующий на основании доверенности от **.**.**, исковые требования не признал.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя третьего лица Комитета по управлению муниципальной собственностью МР «Печора», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Как следует из письменного отзыва третьего лица, КУМС МР «Печора» возражает против удовлетворения исковых требований.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск не основан на законе и не подлежит удовлетворению.
Конституция РФ, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище, возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (ч.2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3).
По общему правилу, установленному статьей 49 Жилищного кодекса РФ, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина из числа малоимущих нуждающимся в жилом помещении.
Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Между тем, для отдельных категорий граждан, в частности для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ).
Положениями статей 85,86,87 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма при выселении граждан из жилых помещений, в случаях, если дом, в котором находится это жилое помещение, подлежит сносу и органом государственной власти или органом местного самоуправления принято решение о сносе дома; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Однако данный порядок предусмотрен в отношении граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма. В отношении собственников жилых помещений в ст.32 Жилищного кодекса РФ установлен иной порядок защиты их жилищных прав.
В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно ч. ч.1, 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ и разъяснениям, содержащимся в п.п. 20,22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от **.**.** N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения органом местного самоуправления предварительной процедуры как по направлению собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и в случае невыполнения собственниками указанного требования, по последующему принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от **.**.** N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение.
По данным Печорского отделения Филиала по ********** АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по адресу: ********** числится жилой дом, 1962 года постройки.
Согласно акту и заключению межведомственной комиссии №... от **.**.** дом ********** является аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации МР «Печора» от **.**.** №...-р срок отселения и сноса указанного дома определен- **.**.**
Администрацией МР «Печора» в адрес истца направлено требование №... от **.**.**, с предложением в срок до **.**.** совместно с другими собственниками жилых помещений осуществить снос многоквартирного дома **********.
Требование администрации МР «Печора» исполнено не было. При этом решение об изъятии принадлежащего истцу жилого помещения до настоящего времени не принято.
Установлено, что в настоящее время дом **********, в котором **.**.** произошел пожар, отключен от внутренних систем водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и отопления.
В квартире ********** зарегистрированы по месту жительства пять человек: Степанюк Н.Ф. и ее несовершеннолетние дети: Э, К, Д и О, **.**.** года рождения.
Другого жилого помещения для постоянного проживания у истца и ее детей не имеется, что подтверждается материалами дела. Они, как следует из объяснений истца в судебном заседании, вынуждены снимать жилье в связи с невозможностью проживания в принадлежащей им квартире.
На основании распоряжения администрации МР «Печора» от **.**.** №...-р Степанюк Н.Ф. составом семьи 5 человек принята на учет в качестве граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, семьи, имеющие детей-инвалидов», с датой подачи запроса **.**.**.
На основании распоряжения администрации МР «Печора» от **.**.** №...-р Степанюк Н.Ф. составом семьи 5 человек принята на учет в качестве граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «Семьи, имеющие трех и более детей», с датой подачи запроса **.**.**.
На основании распоряжения администрации МР «Печора» от **.**.** №...-р Степанюк Н.Ф. составом семьи 5 человек принята на учет в качестве граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «Лица, потерявшие жилые помещения в результате пожаров или стихийных бедствий», с датой подачи запроса **.**.**.
Вместе с тем, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, в администрации МР «Печора» Степанюк Н.Ф. не состояла и не состоит.
Кроме того, в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» жилой дом ********** не включен.
На основании изложенного, учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Степанюк Н.Ф. в полном объеме, поскольку правовых оснований для возложения на администрацию МР «Печора» обязанности обеспечить истца другим равноценным благоустроенным жилым помещением или выплатить ей денежную компенсацию (выкупную цену) не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В иске Степанюк Н.Ф. к администрации муниципального района «Печора» о предоставлении жилого помещения или денежной компенсации отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А.Продун
Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2019 г.