Дело № 2а-725/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2017 года г. Глазов
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кирилловой О.В.,
при секретаре Есенеевой Р.Р.,
с участием административного истца Шудеговой А.В.,
представителя административного ответчика Поздеевой О.В., действующей на основании доверенности №№ от 08.02.2017 года,
представителя заинтересованного лица ФГБУ «Вехне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» - Меньшиковой О. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шудеговой А.В. к Администрации МО «Город Глазов» о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
установил:
Шудегова А.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации МО «Город Глазов» об отказе в выдаче разрешения на строительство, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта жилищного строительства: частный дом на земельном участке: <адрес>, с приложением документов: заявление о выдаче разрешения на строительство, документ удостоверяющий личность, документ подтверждающий права на земельный участок, межевой план, градостроительный план земельного участка. Заявление было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в МФЦ с присвоением регистрационного номера №. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято решение № об отказе в выдаче разрешения на строительство. ДД.ММ.ГГГГ истцом повторно подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта жилищного строительства: частный дом на земельном участке: <адрес>. К заявлению приложены документы: заявление, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Заявление было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ с присвоением номера №. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство. Административный истец считает решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство неправомерным, без учета положений п.8 ст.36 Градостроительного Кодекса РФ.
Административный истец просит признать Решение Администрации МО «Город Глазов» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить, обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.
В судебном заседании административный истец Шудегова А.В. иск поддержала, просила удовлетворить, мотивировав доводами изожженными в иске.
Представитель административного ответчика Поздеева О.В. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении исковых требований оказать. Дополнительно пояснила, доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов истца отсутствуют. Согласно п.п. 2,3 ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков, используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Градостроительные регламенты, в соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ, обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, использование земельного участка возможно в соответствии с предусмотренным градостроительным регламентом видом разрешенного использования. Информация о градостроительном регламенте, всех предусмотренных видах разрешенного использования земельного участка указывается в составе градостроительного плана земельного участка. В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «город Глазов», строительство индивидуальных жилых домов в зоне Р3 градостроительным регламентом не предусмотрено. Правовой режим земельных участков определяется исключительно на основании включенных в состав правил землепользования и застройки градостроительных регламентов.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Вехне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в судебном заседании пояснила, что возражений по строительству жилого дома не имеет, при условии соблюдения ограничений.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно положению ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отельными государственными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их пав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подан в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административным истцом срок на обращение не пропущен.
Из системного толкования положений ч.2 ст.62, ч.9 ст.226, п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке гл.22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконность действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав и свобод заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Шудегова А.В. приобрела в собственность земельный участок площадью 1118 кв.м, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановлением Администрации города Глазова № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Согласно межевому плану, представленному истцом, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположен в зоне Р3- зоне размещения зеленых насаждений, выполняющих функции специального назначения.
ДД.ММ.ГГГГ Шудегова А.В. обратилась с заявлением в Многофункциональный центр о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального строительства: частного дома, на земельном участке: <адрес>.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Глазова УР сообщило Шудеговой А.В. об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Основанием для отказа послужило: несоответствие представленных документов (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав от ДД.ММ.ГГГГ б/н с разрешенным видом использования: для строительства индивидуального жилого дома и схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства) требованиям градостроительного плана земельного участка №№, утвержденного постановлением Администрации города Глазова.
Согласно Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Глазовской городской Думы от 21.12.2009 г. №829, земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес> расположен в зоне Р3- зоне размещения зеленых насаждений, выполняющих функции специального назначения.
Регламентами данной зоны строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
В соответствии с под. 5 п. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подп. 26 п. 1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Согласно ч. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 4 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, одним из принципов градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно положениям ст.ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации решением Глазовской городской думы от 21 декабря 2009 года № 829 утверждены Правила землепользования и застройки города Глазова, разработанные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Удмуртской Республики и действуют на всей территории муниципального образования города Глазова.
В пункте 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ реализован один из основополагающих принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 34 Градостроительного кодекса РФ, Правилами застройки установлены территориальные зоны.
Согласно ст. 17 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Глазов», зона естественных древесных зеленых насаждений, прочих природных территорий (Р3) предназначена для размещения лесных территории без интенсивного рекреационного и хозяйственного освоения.
Строительство индивидуальных жилых домов в зоне Р 3 градостроительным регламентом не предусмотрено (п.7 ч.4 ст.26 Правил землепользования и застройки муниципального образования «города Глазов»).
В соответствии с подп. 7 п. 1 ст.85 Земельного кодекса РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне специального назначения.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу ст.56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный план является одним из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.
Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что градостроительный план земельного участка является одним из оснований подготовки проектной документации.
Градостроительный план земельного участка в свою очередь необходим для получения разрешения на строительство (ч.7 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).
Обязательность включения информации о градостроительном регламенте и о разрешенном использовании земельного участка в состав градостроительного плана земельного участка установлена п.п.4, 5 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно градостроительному плану, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> расположен в зоне Р3- зоне размещения зеленых насаждений, выполняющих функции специального назначения. Условно разрешенный вид использования земельного участка – воздушный транспорт, размещение вертолетных площадок.
Таким образом, земельный участок, в границах которого административный истец планирует строительство жилого дома, относится к землям специального назначения.
В соответствии с п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу п. 4 указанной нормы земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Статей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Таким образом, земли, указанные в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (ч. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации и нормам главы 17 Земельного кодекса Российской Федерации земли рекреационного назначения входят в отдельную категорию как земли особо охраняемых территорий и объектов.
В силу п. 9 ст. 85, ст.98 Земельного кодекса Российской Федерации и ч. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон предназначены для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. В состав таких зон могут входить участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристические парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Пунктом 5 статьи 98 Земельного кодекса РФ запрещено осуществлять на землях рекреационного назначения деятельность, не соответствующую целевому назначению этих земель.
Следовательно, целевое назначение рекреационных земель является приоритетным.
Таким образом, строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, находящимся в рекреационной зоне противоречит разрешенному использованию этого участка в соответствии с зонированием территории.
В силу пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что отказ Администрации г.Глазова от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, обоснован и соответствует закону.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований, заявленных Шудеговой А.В., о признании незаконным отказа Администрации г. Глазова в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, следует отказать.
Руководствуясь ст. ст.. 175-180,293 КАС РФ ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного искового заявления Шудеговой А.В. к Администрации МО «Город Глазов» о признании незаконным решения об отказе в выдаче решения на строительство отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Глазовский районный суд УР.
Судья О.В. Кириллова