дело №2а-572/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июля 2017 года п. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края
в составе: председательствующего судьи Гурской А.Н.,
при секретаре Богач В.С.,
c участием: заместителя прокурора Хасанского района Варавенко В.М.,
представителя заинтересованного лица Идрисова Р.Р. Кадырова Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хасанского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования к Думе Хасанского муниципального района о признании незаконным протокол очередного заседания и возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Думы Хасанского муниципального района,
установил:
прокурор Хасанского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Думе Хасанского муниципального района.
В обоснование требований указывает на то, что в июне 2016 года прокуратурой района была проведена проверка исполнения депутатами Думы Хасанского муниципального района законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой были выявлены факты ненадлежащего исполнения депутатами Думы Хасанского муниципального района обязанности представлять сведения о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В ходе проверки установлено, что депутатами Думы Хасанского муниципального района Задорожным А.М., Идрисовым Р.Р., Ищенко С.С. справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 года №460, в установленный законом срок (до 30.04.2016 года), а так же на момент проверки не подавались.
14.06.2016 в адрес Думы Хасанского муниципального района было вынесено представление об устранении нарушений закона о противодействии коррупции, в котором отражено требование о досрочном прекращении полномочий депутатов Задорожного А.М., Идрисова Р.Р., Ищенко С.В.
По результатам рассмотрения представления прокурора Думой Хасанского муниципального района в отношении депутатов Задорожного А.М., Идрисова Р.Р., Ищенко С.В. отказано в досрочном прекращении полномочий.
Решением Хасанского районного суда от 16.11.2016 года, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Приморского краевого суда от 02.02.2017 года удовлетворено административное исковое заявление прокуратуры Хасанского района, на Думу Хасанского муниципального района была возложена обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения закона, рассмотрев на ближайшем заседании Думы вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Думы Хасанского муниципального района Задорожного А.М., Идрисова Р.Р., Ищенко С.В.
Вместе с тем, на заседании Думы Хасанского муниципального района 29.03.2017 года в повестку дня был поставлен вопрос 13 «О досрочном прекращении полномочий депутатов Думы Хасанского муниципального района» Задорожного А.М., Идрисова Р.Р., Ищенко С.В., но по результатам голосования Думой района данное решение не принято.
Просит признать протокол очередного заседания Думы Хасанского муниципального района от 29.03.2017 года по 13 вопросу повестки дня «О досрочном прекращении полномочий депутатов Думы Хасанского района» в части голосования по депутатам Задорожному А.М., Идрисова Р.Р., Ищенко С.В. незаконным, возложить на Думу Хасанского муниципального района в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Задорожного А.М., Идрисова Р.Р., Ищенко С.В. в соответствие с ч.7.1, 11 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебном заседании заместитель прокурора Хасанского района Варавенко В.М. поддержала доводы заявления по основаниям в нем изложенным. Суду дополнительно пояснила, что заявленные требования к Думе Хасанского муниципального района не являются вмешательством в компетенцию представительного органа, а являются способом устранения нарушения закона и исполнения федерального законодательства ответчиком.
Представитель административного ответчика Думы Хасанского муниципального района в судебное заседание не явился. От председателя Думы Хасанского муниципального района Якимчука А.П. поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии и не несогласии с исковыми требованиями. В обосновании указано, что действующим законодательством решение вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов представительного органа муниципального образования отнесено к компетенции представительного органа, в соответствии с принципом разделения властей, суд не вправе вмешиваться в компетенцию Думы муниципального района и возлагать на нее обязанности по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутатов. Кроме того, депутаты Идрисов Р.Р., Задорожный А.М., Ищенко С.В. не имели умысла по сокрытию сведений о своих доходах. Депутатом Идрисовым Р.Р. сведения о доходах представлены в Думу 12.07.2016 года, а депутатами Задорожным А.М. и Ищенко С.В. представлены 05.10.2016 года. Досрочное прекращение полномочий вышеуказанных депутатов представляется чрезмерно суровой мерой ответственности и влечет за собой дополнительные расходы местного бюджета на мероприятия, связанные с проведением дополнительных выборов.
Заинтересованное лицо Идрисов Р.Р. в судебное заседание не прибыл, его интересы в суде представлял Кадыров Э.И., который с административными исковыми требованиями прокурора не согласился. Суду пояснил, что прекращение полномочий депутатов является компетенцией представительного органа в соответствии с требованиями п.11 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и суд не вправе вмешиваться и возлагать на ответчика обязанность принять решение о прекращении полномочий депутатов.
Заинтересованные лица Задорожный А.М. и Ищенко С.В. в судебное заседание не прибыли, извещались о времени и месте рассмотрения дела по известному суду адресу.
Выслушав административного истца, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Аналогичное положение закреплено в части 1 статьи 218 КАС РФ.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее Федеральный закон N 273-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).
Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) содержит основные термины и понятия, используемые в указанном Федеральном законе. В частности, определяет понятие "лицо, замещающее муниципальную должность" - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Согласно ч.10.1 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствие с ч.11 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Из материалов дела следует, что в июне 2016 года прокуратурой района была проведена проверка исполнения депутатами Думы Хасанского муниципального района законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой были выявлены факты ненадлежащего исполнения депутатами Думы Хасанского муниципального района обязанности представлять сведения о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В ходе проверки установлено, что депутатами Думы Хасанского муниципального района Задорожным А.М., Идрисовым Р.Р., Ищенко С.С. справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 года №460, в установленный законом срок (до 30.04.2016 года), а так же на момент проверки, не подавались. Дума Хасанского муниципального района в сроки, установленные в ч.11 ст.40 ФЗ №131 не приняла решение о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов.
Решением Хасанского районного суда от 16.11.2016 года, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Приморского краевого суда от 02.02.2017 года удовлетворено административное исковое заявление прокуратуры Хасанского района, на Думу Хасанского муниципального района была возложена обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения закона, рассмотрев на ближайшем заседании Думы вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Думы Хасанского муниципального района Задорожного А.М., Идрисова Р.Р., Ищенко С.В.
Указанным решением суда установлено, что депутаты Задорожный А.М., Идрисов Р.Р., Ищенко С.В., совершили значительные проступки коррупционной направленности, не представив в срок до 30.04.2016 года справки о доходах.
Во исполнении решения суда от 16.11.2016 года, на заседании Думы Хасанского муниципального района 29.03.2017 года в повестку дня был поставлен вопрос №13 «О досрочном прекращении полномочий депутатов Думы Хасанского муниципального района» Задорожного А.М., Идрисова Р.Р., Ищенко С.В., но по результатам голосования Думой района данное решение не принято.
Проанализировав положения Федеральных законов от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», суд приходит к выводу о том, что протокол очередного заседания Думы Хасанского муниципального района от 29.03.2017 года по 13 вопросу повестки дня «О досрочном прекращении полномочий депутатов Думы Хасанского муниципального района» в части голосования по депутатам Задорожному А.М., Идрисову Р.Р., Ищенко С.В. противоречит требованиям закона, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления, препятствует совершенствованию механизма контроля за расходами.
Доводы о том, что депутатами необходимые сведения были предоставлены, но несвоевременно, в связи с чем, прекращение их полномочий является суровой мерой, не состоятельны, поскольку за несвоевременное представление сведений иная ответственность законом не предусмотрена
Ссылка представителя заинтересованного лица Кадырова Э.И. на п.7.3 ст.40 ФЗ №131-ФЗ о том, что с заявлением в суд о досрочном прекращении полномочий депутата местного самоуправления может обратиться высшее должностное лицо субъекта РФ, не имеет отношение к рассматриваемому делу, поскольку п.7.3 вышеуказанной статьи введен Федеральным законом 03.04.2017 года и касается проведенных проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых после вышеуказанной даты.
В соответствии с положениями части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно п.1 ч. 2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае принятия судом решения об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, возлагает обязанность на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку норма закона, устанавливающая ответственность депутатов, допустивших нарушение антикоррупционного законодательства, в форме их досрочного прекращения полномочий, является императивной, и не содержит оснований для не применения данной меры ответственности в зависимости от тех или иных обстоятельств, то у представительного органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для принятия иного решения кроме как досрочно прекратить полномочия депутатов в соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ с целью восстановления нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования, суд считает необходимым возложить на Думу Хасанского муниципального района обязанность принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Задорожного А.М., Идрисова Р.Р., Ищенко С.В., что не является вмешательством в работу представительного органа, а является способом устранения нарушения закона, допущенных Думой Хасанского муниципального района.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 29.03.2017 ░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.7.1, ░. 11 ░░.40 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 06.10.2003 ░░░░ №131-░░ «░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.07.2017 ░░░░.