Дело №2-6647/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2017 года город Волгоград
Дзержинский районный суд города Волгограда в составе: председательствующего судьи Гринченко Е.В.,
при секретаре ФИО4,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению (территориальное, <адрес>) Федерального государственного казённого учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными действий, связанных с отказом в принятии, как члена семьи умершего военнослужащего, на учёт нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, восстановлении срока для обращения с иском в суд,
у с т а н о в и л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании незаконными действий, мотивируя требования тем, что является членом семьи умершего ДД.ММ.ГГГГ военнослужащего войсковой части 77978 ФИО2 Её отчим ФИО2, по состоянию момент смерти имел выслугу лет в календарном исчислении 20 лет 05 месяцев. На момент смерти отчима вместе с ним были зарегистрированы и проживали в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, Калачёвский район, посёлок Октябрьский, <адрес> – истец, её мать и супруга умершего отчима ФИО5, брат ФИО9
ДД.ММ.ГГГГ она совместно с братом обратились в отделение (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны РФ с заявлением о признании их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Согласно решению №/ОВ о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, как правопреемник умершего старшего прапорщика ФИО2 (Ф-171780) признан нуждающимся в получении жилого помещения в посёлке Октябрьский Калачёвского района <адрес>, предоставляемого по договору социального найма. По истцу решение принято не было, поэтому ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась в отделение (территориальное, <адрес>) с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. К своему заявлению приложила документы об отсутствии жилых помещений в собственности (доли в собственности на жилые помещения) и по социальному найму на территории РФ, а также подтверждающие совместное проживание и ведение общего хозяйства с братом и умершим отчимом.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в принятии её в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со статьёй 52 ЖК РФ и нуждающейся в жилом помещении как члена семьи умершего военнослужащего ФИО2 В обоснование отказа указано, что не представлены документы, подтверждающие, что она является членом семьи умершего военнослужащего, либо подтверждающие нахождение её на иждивении умершего военнослужащего ФИО2 Также указано на то, что ФИО9, являющемуся правопреемником умершего военнослужащего, согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ выплачена субсидия для приобретения или строительства жилого помещения по установленным нормам. В связи с чем, ФИО9, являющийся правопреемником умершего военнослужащего ФИО2, согласно пункту 4 статьи 56 ЖК РФ снят с учёта в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
С данным отказом истец не согласна, поскольку её мать состояла в браке с ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ до момента его смерти. Отчим ФИО2 воспитывал её, как родную дочь с двухлетнего возраста. Согласно договору найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на период службы в войсковой части 33180 предоставлено служебное жилое помещение в виде трёхкомнатной квартиры общей площадью 65,57 кв.м., в том числе жилой 39,33 кв.м. по адресу: <адрес>, Калачёвский район, посёлок Октябрьский, <адрес>. Указанное служебное жилое помещение было предоставлено ему для проживания вместе с членами семьи, в договоре она указана как член семьи военнослужащего. Для неё, данное жилое помещение является единственным местом проживания, но в настоящий момент стоит вопрос о том, что её будут выселять из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, так как брат истца получил денежную субсидию для приобретения жилого помещения.
С учётом уточненных в процессе рассмотрения требований, просила признать действия отделения (территориальное, <адрес>) Федерального государственного казённого учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в части отказа в принятии её, как члена семьи умершего военнослужащего ФИО2, на учёт нуждающихся в жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, незаконными и ответчика повторно рассмотреть вопрос о принятии её, как члена семьи умершего военнослужащего ФИО2, на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Также просила восстановить срок для обращения в суд с иском, поскольку ДД.ММ.ГГГГ она обращалась с административным исковым заявлением в Волгоградский гарнизонный военный суд. ДД.ММ.ГГГГ было получено определение судьи Волгоградского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым её административное исковое заявление возвращено на основании п.2 ч.1 ст.129 КАС РФ в связи с неподсудностью военному суду. Данное определение вступило в законную силу 14.02.2017г. ДД.ММ.ГГГГ она обращалась с административным исковым заявлением в Дзержинский районный суд <адрес>. В начале марта 2017 года было получено определение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии административного искового заявления, в связи с тем, что настоящий спор рассматривается по правилам искового производства в ином судебном порядке. В связи с чем, срок для подачи настоящего иска пропущен по уважительной причине.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала и просила удовлетворить. Пояснила, что первоначально она с братом обращались с совместным заявлением о принятии на учет нуждающихся, однако представителем ответчика было рекомендовано подать отдельные заявления, в связи с чем они в один день подали заявления. С двухлетнего возраста до момента смерти она проживала с отчимом, является членом его семьи. В личном деле ФИО2 также указана в качестве члена его семьи военнослужащего, в связи с чем считает, что имеет право быть принятой в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. К заявлению её были представлены все документы, подтверждающие, что она является членом семьи военнослужащего. Действия ответчика, не принявшего решения по её заявлению, нарушают её права на обеспечение жилым помещением.
Представитель истца - адвокат ФИО6 в судебном заседании поддержала требования своего доверителя и доводы, положенные в их обоснование. Также пояснила, что в случае признания истца, наряду с её братом, нуждающийся в получении жилого помещения по договору социального найма, расчет площади жилого помещения, и соответственно, суммы субсидии производился на троих человек, включая умершего военнослужащего ФИО2 В связи с действиями ответчика, отказавшего в признании ФИО1 в постановке на учет нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, истец, являющаяся членом семьи умершего военнослужащего, была незаконно лишена права быть обеспеченной жилым помещением.
Представитель ответчика - отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Согласно представленному возражению на иск (л.д.42-44), просил отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1, указав, что 15.12.2015г. поступило заявление ФИО1 о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с тем, что с заявлением документы, подтверждающие, что ФИО1 является членом семьи умершего военнослужащего ФИО2, представлены не были, 28.01.2016г. заявителю было направлено уведомление о необходимости предоставления наряду с другими документами и документов, подтверждающих нахождение на иждивении умершего военнослужащего. Документы предоставлены не были и 01.04.2016г. в адрес истца было направлено письмо о невозможности постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. 10.10.2016г. в отделение поступило повторное заявление ФИО1 о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. 20.10.2016г. заявителю также было направлено уведомление о предоставлении документов, подтверждающих, что она является членом семьи умершего военнослужащего, либо нахождение на его иждивении. В связи с непредставлением документов, истцу было отказано в принятии на учет. Ссылка истца на ч.1 ст.69 ЖК РФ не применима к рассматриваемым правоотношениям, поскольку ФИО1 проживала и проживает в настоящее время в жилом помещении согласно договору найма служебного жилого помещения.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица ФИО9 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, о причинах неявки суд не уведомил. Согласно ранее данных при рассмотрении дела пояснениях, полагал иск подлежащим удовлетворению.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица представитель ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, представил письменное возражение на иск, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать (л.д.136-137).
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав истца и его представителя, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
В силу статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
По настоящему делу судом установлено.
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2 (л.д.12), являющийся на момент смерти военнослужащим – старшим прапорщиком, старшим техником группы обслуживания (авиационного оборудования) инженерно-авиационной службы (эскадрильи) 2 отдельной разведывательной авиационной эскадрильи 4 командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Южного военного округа. На момент смерти ФИО2 имел выслугу лет в календарном исчислении 20 лет 05 месяцев (л.д.84).
Приказом командующего войсками 4 командования военно-воздушных сил и противовоздушной обороны (по личному составу) от 03.07.2015г. №, ФИО2 был исключен из списков личного состава Вооруженных сил РФ в связи со смертью (л.д.13-14).
На момент смерти военнослужащий ФИО2 проживал на основании договора найма служебного помещения от 28.04.2006г. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, 105-3 составом семьи из четырех человек, включая супругу ФИО5, сына ФИО9, падчерицы ФИО1
15.12.2015г. в отделение (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Югрегионжилье» Министерства обороны РФ поступили письменные заявления о сына умершего ФИО9 и падчерицы ФИО1 о принятии их на учет нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (л.д.77-80).
Решением начальника отделения (территориальное, <адрес>) от 25.03.2016г. № ФИО9, как правопреемник умершего старшего прапорщика ФИО2 был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д.74).
В отношении истца ФИО1 письменного решения о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма или решения об отказе в принятии на учёт, принято не было.
Письмом от 01.04.2016г. ответчик оказал истцу в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий, мотивируя тем, что не представлены документы, что ФИО1 является членом семьи умершего военнослужащего и документов, подтверждающих нахождение на иждивении умершего военнослужащего ФИО2 (л.д.46).
10.10.2016г. истец обратилась к ответчику с повторным заявлением о принятии на учет нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, указывая на то, что по заявлению, поданному в 2015г. решение в отношении неё принято не было. К ранее поданному заявлению, представила дополнительные документы, подтверждающие то обстоятельство, что она является членом семьи умершего военнослужащего, и не обеспеченности в жилых помещениях (л.д.107-108).
20.10.2016г. в адрес истца было направлено уведомление о предоставлении документов, подтверждающих, что ФИО1 является членом семьи умершего военнослужащего (свидетельства об усыновлении (удочерении), решение суда и т.п.), и документов, подтверждающих нахождение на иждивении умершего ФИО2 (л.д.47).
09.11.2016г. истец в третий раз обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила рассмотреть вопрос о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Из письма начальника отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Югрегионжилье» от 22.11.2016г., адресованного истцу, следует, что ФИО1 не представила документы, подтверждающие, что она является членом семьи умершего военнослужащего, либо подтверждающие нахождение истца на иждивении умершего военнослужащего ФИО2, и имеется ссылка на пункт 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе военнослужащих».
Рассматривая требования истца о признании незаконными действий Отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Югрегионжилье» по непринятию решения о принятии её на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, суд исходит из следующего.
В соответствии с п.п. 1, 5, 7 «Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утверждённой приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, решение о принятии военнослужащего и членов их семей принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа. Уполномоченный орган ведёт единый реестр военнослужащих, принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ определен уполномоченным органом Министерства обороны РФ по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Свои функции уполномоченный орган осуществляет через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, к которым, в частности, относится Федеральное государственное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и отделение (территориальное, <адрес>) Федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п. 3 вышеназванного приказа (в редакции приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) специализированные организации Министерства обороны РФ осуществляют следующие функции: признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном пунктами 3 - 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № (далее именуется - Инструкция); - снимают военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 10 Инструкции; принимают решения о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений в соответствии с пунктом 16 Инструкции.
Вместе с тем, из представленных материалов дела следует, что по поданным истцом заявлениям от 15.12.2015г., 10.10.2016г., 09.11.2016г. соответствующего решения о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма или решения об отказе в принятии на учёт, ответчиком принято не было.
Из представленных истцом договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, бытовой характеристики, выданной главой Советского сельского поселения Калачёвского района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, копии паспорта истца, копии свидетельства о рождении истца, копии свидетельства о заключении брака ФИО2 с матерью истца ФИО7, справки о составе семьи № от ДД.ММ.ГГГГ, справки о регистрации по месту жительства № от ДД.ММ.ГГГГ, выписки по лицевому счёту от ДД.ММ.ГГГГ, справки из МКОУ «Октябрьский лицей» от ДД.ММ.ГГГГ, видно, что истец с апреля 2006 года по настоящее время проживает в трёхкомнатной <адрес> посёлке Октябрьский Калачёвского района <адрес>.
Вместе с истцом в данной квартире до ДД.ММ.ГГГГ проживали, будучи зарегистрированными по месту жительства, отчим истца – ФИО2, мать истца и супруга ФИО2 – ФИО5, брат истца и сын ФИО2 – ФИО9
После смерти отчима истец вместе с матерью и братом осталась проживать в данной квартире, что подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО5, ФИО8
Указанное жилое помещение выдано ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ Второй Волгоградской КЭЧ района как служебное жилое помещение для проживания ФИО2 и членов его семьи, в том числе и истца.
В истребованных материалах личного дела военнослужащего ФИО2 содержатся сведения о составе его семьи военнослужащего, в которых с 1996 года содержатся сведения о ФИО1, 1991 года, как о члене его семьи (дочери).
Представленные письменные доказательства свидетельствуют о том, что на момент смерти военнослужащего ФИО2 и по настоящее время жильём для постоянного проживания ФИО1 не обеспечена, ввиду чего вправе была быть признанной нуждающейся в получении жилых помещений с учётом требований п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которому одним из оснований для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание на служебной жилой площади.
Доводы ответчика о том, что истцом не были представлены документы, подтверждающие, что она является членом семьи умершего военнослужащего ФИО2 и находилась на его иждивении, изложенные в письменном возражении на иск и направленных в адрес истца ответчиков, суд не может признать обоснованными, по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ( в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильём, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Как предусмотрено п.1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть приняты членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Анализ приведённой выше правовой нормы и п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» показывает, что право на получение жилого помещения за счёт Министерства обороны РФ имеют военнослужащий и члены его семьи, являющиеся по сути членами его семьи как нанимателя жилого помещения (нанимателя специализированного жилого помещения), что, вопреки ошибочному мнению представителя отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Югрегионжильё», содержащемуся в адресованном истцу письме, не тождественно понятию «член семьи военнослужащего», к числу которых относятся, в частности лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся:
а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним;
б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники - как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства, как по восходящей, так и нисходящей линии.
Из имеющихся в деле документов, представленных истцом, а также из истребованных документов личного дела военнослужащего ФИО2, справок о составе семьи, выписки из лицевого счёта, бытовой характеристики, копии паспорта истца, договора найма служебного жилого помещения усматривается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – дату смерти отчима истца, истец проживала с умершим военнослужащим в одном жилом помещении
Со слов истца, а также допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО5, ФИО8, истец совместно проживала и вела вместе с отчимом, своей матерью и братом общее хозяйство.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», разрешая споры, связанные с предоставлением военнослужащим жилого помещения или жилищной субсидии вместо ранее предложенного жилого помещения, судам необходимо учитывать конкретные обстоятельства дела, интересы военнослужащих и членов их семей и другие заслуживающие внимания обстоятельства.
Согласно п. 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
За членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.
При этом лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке.
В соответствии с пунктом 29 постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учётом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
С учётом изложенного, на основании представленных истцом ответчику документов, суд приходит к выводу, что у ответчика имелись все законные основания для признании падчерицы ФИО2 – ФИО1 членом семьи умершего военнослужащего, как нуждающейся в получении жилых помещений по договору социального найма.
При таких обстоятельствах суд признает незаконными действия Отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ по непринятию решения о постановке ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Из содержания п.п. 1 и 7 Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что для признания в качестве членов семьи умершего военнослужащего, в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, в данном случае отделение (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ, подлежат соответствующие документы, по которым уполномоченный орган должен принять решение о признании истца нуждающейся в получении жилого помещения как члена семьи умершего военнослужащего.
В соответствии с этим, суд при разрешении рассматриваемых требований, считает необходимым возложить на Отделение (территориальное, <адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны российской Федерации обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании членом семьи умершего военнослужащего ФИО2 – его падчерицу ФИО1, и принять по нему соответствующее решение.
В удовлетворении исковых требований о восстановлении срока для обращения в суд с иском об оспаривании действий ответчика, суд считает необходимым отказать, поскольку в пункте 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2014г. № «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что нормы главы 22 раздела IV КАС РФ (производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих) применяются, когда требования военнослужащих непосредственно вытекают из военно-служебных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В тех случаях, когда оспариваемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Истец ФИО1 не имеет статус военнослужащего, ее требования не вытекают из военно-служебных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой, в связи с чем при рассмотрении данного дела подлежит общий срок исковой давности, установленный ст.ст.196, 200 ГК РФ, составляющий три года, который на момент рассмотрения дела судом не истек и восстановлению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования ФИО1 - удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Отделения (территориальное, <адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, выразившиеся в отказе в принятии ФИО1, как члена семьи умершего военнослужащего ФИО2, на учёт нуждающихся в жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Обязать Отделение (территориальное, <адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о признании ФИО1, как члена семьи умершего военнослужащего ФИО2, нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд города Волгограда.
Справка: решение суда в окончательной форме изготовлено 16.05.2017 года.
Судья Е.В. Гринченко