Гражданское дело №6года
Р Е Ш Е Н И Е СУ Д А
Именем Российской Федерации
06 декабря 2016 года <адрес>
Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Поляковой Ю.В.,
при секретаре Соболевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой В. С. к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Истец Николаева В.С. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, просила суд: признать за Николаевой В.С. право собственности на двухкомнатную квартиру, общей площадью 46,6 кв.м, по адресу: <адрес>-9, <адрес>, в порядке приватизации.
В обоснование своих исковых требований истец ссылалась на следующее. Истец постоянно проживает и зарегистрирована в жилом помещении – двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>-9, <адрес>, на основании ордера. До ДД.ММ.ГГГГ <адрес>-9 имел статус закрытого военного городка, в котором приватизация жилья не допускалась. Согласно распоряжению Правительства №-р от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) <адрес>-9 исключен из перечня закрытых военных городков. Истец обратилась в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, которое выполняет функции наймодателя жилого фонда, с просьбой передать жилое помещение в собственность в порядке приватизации, однако ответа на свое заявление не получила.
В судебное заседание истец Николаева В.С. не явилась, о явке в судебное заседание извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Николаевой В.С. – Мальцева Т.С., действующая по доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, дав суду объяснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен.
Третье лицо Обухов Е.А. в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 2,6,7, 11 и 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Исходя из смысла указанных норм закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных данным законом условиях, если они обратились с таким требованием. Решение о передаче недвижимого имущества в собственность принимает собственник или уполномоченный им орган. Уполномоченные собственником органы – это предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Аналогичные положения содержатся и в Примерном положении о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (утв. решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18.11.1993г. №, пункт 5) и Положении о приватизации жилищного фонда в <адрес> (утв. решением Малого С. МособлС. от 17.02.1993г. за №, пункт 2.3), где указано, что передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется соответствующим С. народных депутатов или его исполнительным органом; предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.
Как усматривается из выписки из домовой книги (л.д. 6) и выписки из лицевого счета (л.д. 7), истец Николаева В.С. зарегистрирована и постоянно проживает в <адрес>, в <адрес>, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного 198 КЭЧ района мужу истца - Обухову А.Г. (л.д. 5). В указанном ордере истец Николаева В.С. (ранее Обухова) указана в качестве члена семьи нанимателя вселяющегося в жилое помещение.
В силу ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В период выдачи ордера Обухову А.Г. в 1979 году порядок предоставления жилых помещений был установлен Законом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР" (вместе с "Гражданским кодексом РСФСР"). В соответствии со ст. 295 ГК РСФСР по договору найма жилого помещения наймодатель обязуется предоставить нанимателю за плату жилое помещение для проживания в нем.
Согласно ст. 296 ГК РФ предоставление жилых помещений в домах местных С. депутатов трудящихся производится исполнительным комитетом местного С. при участии представителей общественных организаций. В домах государственных, кооперативных и общественных организаций предоставление жилых помещений производится по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза, утвержденному исполнительным комитетом С. депутатов трудящихся, а в случаях, предусмотренных Советом М. С., - по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза с последующим сообщением исполнительному комитету С. депутатов трудящихся о предоставлении жилых помещений для заселения. Пользование жилым помещением в домах местных С. депутатов трудящихся и в домах государственных, кооперативных и общественных организаций оформляется договором найма жилого помещения с соответствующим управлением домом.
На основании решения о предоставлении внаем жилого помещения исполнительный комитет местного С. депутатов трудящихся выдает гражданину ордер на занятие жилого помещения. Ордер, выданный с нарушением порядка, установленного в настоящей статье, может быть признан судом недействительным.
Из анализа указанных норм (действовавших в период выдачи ордера на спорное жилое помещение) следует, что основанием для возникновения у гражданина права пользования жилым помещением государственного жилищного фонда на условиях социального найма являлась выдача гражданину органом исполнительной власти ордера на право занятия жилого помещения.
Согласно положениям ст. 301 и 302 ГК РСФСР действовавшего в период предоставления в спорного жилого помещения, наравне с нанимателем жилого помещения члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, приобретают права и обязанности, вытекающие из договора найма. Совершеннолетние члены семьи нанимателя несут солидарную с ним ответственность по обязательствам, вытекающим из этого договора. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, дети и родители. Другие родственники, а также нетрудоспособные иждивенцы могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Если граждане, указанные в настоящей статье, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в нанимаемом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилой площадью, если эти граждане признаются членами его семьи (ст. 301) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживавшими с ним совершеннолетними членами его семьи не было иного соглашения.
Аналогичные положения содержатся в ст.ст. 69 и 70 ЖК РФ.
Спорная квартира в 1979 году была предоставлена Обухову А.Г. из государственного жилищного фонда. Истец Николаева В.С. была вселена в спорное помещение в качестве члена его семьи. На имя Николаевой В.С. был переоформлен лицевой счет спорного жилого помещения.
В соответствии с п. 16 "Инструкции о порядке заселения жилой площади Министерства обороны С." (утв. Минобороны С. ДД.ММ.ГГГГ N 147/15/35060), действовавших в спорный период, в случаях выбытия нанимателя, раздела жилой площади, изменения состава семьи и в других случаях, не связанных с вселением в жилые помещения, новые ордера не выписываются, а переоформляются лицевые счета. Переоформление лицевых счетов на других лиц производится с разрешения начальника гарнизона, а в <адрес> с разрешения начальника АХУ МО С., заместителей командующих войсками Московского военного округа и <адрес> ПВО по строительству и расквартированию войск, начальника КЭУ <адрес> и командира войсковой части по принадлежности фонда.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 60 и ч. 2 ст. 82 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
Аналогичная норма содержалась и в ст. 315 ГК РСФСР.
Из прямого содержания указанных норм Закона, лишь ордер является допустимым доказательством права гражданина на жилое помещение. При этом в ордере о праве вселения в служебное жилое помещение должна присутствовать соответствующая отметка или в ордере должно быть указано это.
В выданном 198 КЭЧ района ордере от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствует указание о том, что Обухову А.Г. предоставляется служебное жилое помещение.
Поскольку в материалах дела имеется ордер, который являлся единственным документом, дающим право на занятие жилого помещения в спорный период, а также учитывая то, что данный ордер не имеет специальной отметки «служебный», указанный ордер никем не оспорен, незаконным не признан, суд приходит к выводу, что истец Николаева А.Г. занимает жилое помещение на условиях социального найма. Доказательств обратного сторонами суду не представлено.
Совместно с истцом в спорном жилом помещении зарегистрирован и проживает Обухов Е.А., который согласно данного им нотариально заверенного согласия, отказался от права приватизации занимаемой квартиры и не возражал против ее приватизации Николаевой В.С.
Судом установлено, что истец Николаева В.С. ранее право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения не использовала, поскольку постоянно и непрерывно проживала на территории <адрес>-9, имеющего статус закрытого военного городка с 1979 года.
Жилое помещение по адресу: <адрес>-9, <адрес>, представляет собой двухкомнатную квартиру, общая площадь которой составляет 46,6 кв.м., что подтверждается кадастровым паспортом.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, следует, что сведения о зарегистрированных правах на указанную квартиру в Едином государственном реестре отсутствуют.
Из копии Распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации №-Р от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении имущества за 198 КЭЧ района Минобороны России усматривается, что жилой <адрес> кв. по адресу Спортивная в <адрес>-9, находился в оперативном управлении 198 КЭЧ района.
Судом установлено, что в сентябре 2011 года, 198 КЭЧ района Минобороны РФ была переименована в ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ, на основании Приказа М. обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, из Приказа усматривается, что к ФГУ «СпецТУИО» Минобороны РФ перешли все полномочия 198 КЭЧ района Минобороны РФ, в том числе, и оперативное управление жилыми помещениями.
Так же судом установлено, что согласно распоряжению Правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), которым утвержден перечень, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, <адрес>-9 исключен из перечня закрытых военных городков.
Истец на основании ст. 2 ФЗ от 04.07.1991г. № «О приватизации жилого фонда Российской Федерации» обратилась в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>-9, <адрес>, однако ответа на свое заявление не получила.
Таким образом, учитывая, что <адрес>-9 исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, принимая во внимание, что ранее Николаевой В.С. право на бесплатную передачу в собственность жилого помещения не использовалось, а также то, что она занимает квартиру на условиях социального найма, суд полагает, что в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истец имеет безусловное право на приватизацию занимаемой квартиры.
В связи с чем, исковые требования Николаевой В. С. к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, являются законными, обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.
Учитывая то обстоятельство, что спорное жилое помещение находится в оперативном управлении ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, и в порядке ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» именно данная организация вправе осуществлять передачу жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, а Министерство обороны Российской Федерации каких-либо имущественных прав в отношении спорного жилого помещения не имеет, в связи с чем, является ненадлежащим ответчиком, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Николаевой В. С. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Николаевой В. С. к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Николаевой В. С. право собственности на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 46,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>-9, <адрес>, в порядке приватизации.
В удовлетворении иска Николаевой В. С. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
Решение суда является основанием для прекращения права оперативного управления ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны и основанием для государственной регистрации за Николаевой В. С. права собственности на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью 46,6 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>-9, <адрес>, в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Ногинский городской суд <адрес> в течение одного месяца.
Судья