Решение по делу № 2-1979/2020 от 10.02.2020

Дело № 2-1979/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2020 г.

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Хлебниковой И.Ю.

при помощнике                      Керимовой С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комаровой Ю.А. к Правительству Калининградской области, третьи лица: Министерство социальной политики Калининградской области, Агентство по имуществу Калининградской области, об обязании предоставить Комаровой Ю.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет бюджета <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Комарова Ю.А. обратилась в суд с настоящим иском, где указала, что Комарова Ю.А. (ранее – ФИО3), Приказом министерства социальной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> под номером 1438. В настоящее время состоит в указанном списке под .

Постановлением главы администрации Московского района гор. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ Комарова Т.М. была назначена опекуном несовершеннолетней Комаровой Ю.Т,, а также за истицей было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Заочным решением Московского районного суда г. Калининграда от 26.12.2003 г. мать истицы Комарова О.А. была лишена, в том числе и в отношении Комаровой Ю.А. родительских прав.

Как указала Комарова Ю.А., она зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой — <данные изъяты> кв. м. Кроме Комаровой Ю.А. в квартире зарегистрированы и проживают еще человека. Жилья в собственности у меня нет. Жилое помещение специализированного жилищного фонда Комаровой Ю.А. не предоставлено, чем нарушены её права.

На обращение Комаровой Ю.А. о решении жилищного вопроса получен ответ заместителя министра социальной политики <адрес> (исх от ДД.ММ.ГГГГ). из которого следует, что в настоящее время свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда отсутствуют, а внеочередной порядок обеспечения жильем не предусмотрен. Считает, что указанный ответ противоречит нормам действующего законодательства.

Ссылаясь на п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), Закона Калининградской области «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указала, что названный Федеральный закон, Закон Калининградской области, иные приведенные акты не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. По смыслу ст. 8 названного Федерального закона предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в данной правовой норме обстоятельств.

Считает, что наличие очереди для сирот противоречит законодательству. Так, жилье сиротам должно предоставляться немедленно после достижения 18 лет. Статья 8 закона № 159-ФЗ, либо Жилищный кодекс РФ не предусматривает формирования очередности для людей, отнесенных к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

В процессе рассмотрения к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Министерство социальной политики Калининградской области, Агентство по имуществу Калининградской области.

На судебном заседании Комарова Ю.А., её представитель, поддержали исковые требования и доводы искового заявления полностью, дали пояснения, в целом аналогичные изложенным в исковом заявлении. Также указали, что Комарова Ю.А. в соответствии с законом жильем не обеспечена по настоящее время, на ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда под .

Представитель Правительства Калининградской области на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежаще, об отложении рассмотрения не ходатайствовал.

Представитель третьего лица по делу – Агентства по имуществу Калининградской области на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежаще, об отложении рассмотрения не ходатайствовал, представил письменный отзыв на иск, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица по делу – Министерства социальной политики Калининградской области на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежаще, об отложении рассмотрения не ходатайствовал, представил письменный отзыв на иск Комаровой Ю.А., ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заслушав объяснения Комаровой Ю.А., её представителя, исследовав письменные материалы дела, исследовав доказательства по делу и дав им оценку, суд пришел к следующему.

Согласно положений ст. ст. 43-3, 43-6 Закона Калининградской области от 03.07.2007 № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области», жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста <данные изъяты> лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, за исключением случаев, установленных законодательством.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес> предоставляются лицам, указанным в статье 43-3 настоящего Закона, по достижении ими возраста <данные изъяты> лет, а также ранее чем по достижении ими возраста <данные изъяты> лет в случае, если полная дееспособность приобретена ими до достижения совершеннолетия, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста <данные изъяты> лет.

В соответствии с законодательством право на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на <данные изъяты> лет имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные в пункте 1 настоящей статьи, включаются в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным в сфере социальной защиты населения.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в статье 43-3 настоящего Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания населения, медицинских организациях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, профессионального обучения, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На основании решения межведомственной комиссии <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилых помещений органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным в сфере имущественных отношений, принимается решение о таком предоставлении и заключается договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда <адрес>.

В процессе рассмотрения установлено и сторонами не оспаривается, что Комарова Ю.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Приказом Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ за Комарова Ю.А. (ФИО3) включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда <адрес>. На дату включения Комаровой Ю.А. в указанный Список ей присвоен номер очередности , на ДД.ММ.ГГГГ номер очередности Комаровой Ю.А. –

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.

К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Между тем, как установлено судом, формируемый на основании Закона Калининградской области от 03.07.2007 № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области», Список предполагает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями.

При этом ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного закона не ставят обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При таких обстоятельствах, Комарова Ю.А. подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда <адрес> в соответствии с её обращением.

    В соответствии со ст. 2 Закона Калининградской области от 03.07.2007 № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области», формирование специализированного жилищного фонда <адрес> осуществляется путем приобретения или постройки жилых помещений. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда с соблюдением требований, в целях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, и в соответствии с регламентом, устанавливаемым Правительством Калининградской области.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании распоряжения Правительства Калининградской области.

Постановлением Правительства Калининградской области от 06.11.2018 № 653 «Об определении порядка заключения договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес>» определен порядок заключения договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес> согласно приложению и уполномоченный орган, осуществляющий заключение таких договоров.

В соответствии с «Порядком заключения договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес>» (п. 1), Договоры найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес> заключаются в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и типовым договором найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 548. На основании Постановления Правительства Калининградской области от 06.11.2018 № 653 «Об определении порядка заключения договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес>» (п. 4), от имени <данные изъяты> по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступает Агентство по имуществу Калининградской области.

Вышеприведенными положениями законодательства РФ и законодательства Калининградской области полномочия по включению жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений, определение порядка заключения договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда Калининградской области для указанной категории лиц, возложены на Правительство Калининградской области.

При таких обстоятельствах, обязанность по предоставлению Комаровой Ю.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет бюджета <адрес> подлежит возложению на Правительство Калининградской области.

    Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Комаровой Ю.А., – удовлетворить.

Обязать Правительство Калининградской области предоставить Комаровой Ю.А, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет бюджета <адрес>.

    Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме изготовлено 28 мая 2020 года.

    

    Судья:

2-1979/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комарова Юлия Анатольевна
Ответчики
Правительство Калининградской области
Другие
Смирнова Наталья Александровна
Министерсво социальной политики Калининградской области
Павленко Анна Сергеевна
Агентство по имуществу Калининградской области
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининград
Судья
Хлебникова И.Ю.
Дело на странице суда
leningradsky.kln.sudrf.ru
10.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2020Передача материалов судье
14.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.03.2020Предварительное судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
14.02.2020Предварительное судебное заседание
04.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
29.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее