Решение по делу № 3а-162/2017 от 30.06.2017

Дело № 3а-162/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Силенок О.В.,

с участием представителя административного истца Щенятской Е.В.,

представителя административного ответчика Горбуновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 1 августа 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Белошицкой Л.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в виде установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Белошицкая Л.В. обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков, площадью 32000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства с кадастровыми номерами: **; **, ** равной их рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2013 года.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что Белошицкая Л.В. является собственником указанных земельных участков, кадастровая стоимость земельных участков, существенно превышает рыночную стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2013 года, что нарушает права истца как налогоплательщика при использовании земельных участков, учитывая порядок определения размера налогообложения, установленный действующим законодательством.

Административный истец Белошицкая Л.В. извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась.

Представитель административного истца Щенятская Е.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Горбунова О.А. возражала об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.

Заинтересованные лица Управление Росреестра по Пермскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представителя в суд не направили.

Исследовав материалы дела, административное исковое заявление, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются названным Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.

Пунктами 1, 4 части 5 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ установлено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 26 июля 2010 года, были внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из положений статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года № 1555-О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, или в соответствии со статьей 24.19 указанного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Белошицкая Л.В. на основании договоров купли-продажи от 23 марта 2009 года является собственником земельных участков:

- площадью 32000 кв.м., с кадастровым номером **, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: примерно в 0,006 км по направлению ****, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ****;

- площадью 32000 кв.м., с кадастровым номером **, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: примерно в 0,004 км по направлению ****, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ****;

- площадью 32000 кв.м., с кадастровым номером **, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: примерно в 0,005 км по направлению на ****, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ****, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 1 июня 2009 года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно кадастровым справкам от 20 марта 2017 года, кадастровая стоимость каждого земельного участка с кадастровыми номерами **, **, ** составляет 3344000 рублей.

Из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Белошицкая Л.В., являясь собственником указанных объектов недвижимости, вправе поставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости принадлежащих ей земельных участков.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации изложенным в пункте 12 Постановления от 30 июня 2015 года № 28 необходимо учитывать, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. При проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности). При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Государственная кадастровая оценка земель, в том числе кадастровая стоимость земельных участков, собственником которых является Белошицкая Л.В., утвержденная вступившим в силу с 01 января 2014 года постановлением администрации Пермского муниципального района от 18 октября 2013 года № 3096 «Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков граждан, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства из состава земель сельскохозяйственного назначения на территории Пермского муниципального района Пермского края», определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения по состоянию на 01 января 2013 года.

Административным истцом Белошицкой Л.В. представлен в суд отчет № ** об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленный обществом с ограниченной ответственностью «УралПрофОценка».

В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельных участков площадью 32000 кв.м., с кадастровыми номерами **, **, ** составляет по 174254,38 рублей каждый. Оценщик Щ., проводивший оценку, включен в реестр членов Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки». Гражданская ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована.

Представленный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611).

Описание объекта оценки дает однозначное представление о нем. В отчете присутствует описание последовательности определения стоимости объекта оценки, выбор примененных оценщиком подхода и методов оценки. Как следует из отчета, при оценке земельного участка оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам (по элементам сравнения вид передаваемых прав, условия финансирования, условия продажи, дата предложения/сделки, местоположение, разрешенное использование). Мотивы, по которым оценщик не применил затратный и доходный подходы, подробно изложены в отчете.

В качестве объектов сравнения использованы данные о предложении на продажу прав собственности на три земельных участка, расположенных в Пермском крае,информация о которых получена из электронного каталога базы данных «Резон». Источники информации приложены к отчету. При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемого земельного участка.

Согласно отчету об оценке аналоги подобраны с соответствующим местоположением и сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объекта оценки, оценщиком применены корректировки (по виду разрешенного использования, по месторасположению, по площади).

Суд считает, что при подготовке отчета использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности.

Не могут быть признаны обоснованными доводы возражений стороны административного ответчика в виду следующего.

Вопреки доводам стороны административного ответчика, что объекты аналоги земельных участков не сопоставимы с объектом оценки по ценообразующим факторам (местоположение, разрешенное использование, площадь), оценщиком по указанным ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объекта оценки, применены корректировки.

Документального подтверждения не соответствия выводов оценщика о малом количестве предложений на рынке и низком спросе на земельные участки оцениваемой категории стороной административного ответчика в суд не представлено.

Доводы стороны административного истца о неверном расчете оценщиком коэффициента торможения не содержат ссылки на положения действующего законодательства регулирующие порядок расчета коэффициента торможения. Кроме того имеющийся в отчете об оценке расчет не опровергнут документально.

Кроме того, утверждение стороной административного ответчика кадастровой стоимости земельных участков на основании отчета № ** не исключает право стороны административного истца оспорить кадастровую стоимость объектов недвижимости, которая определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков.

Статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиками не представлено.

Доводы, изложенные в представленных административным ответчиком отзывах, позицию заявителя и представленные им документы не опровергают.

С учетом изложенного, заявленное Белошицкой Л.В. требование подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **, **, ** следует установить равной их рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке № ** от 11 апреля 2017 года по определению рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01 января 2013 года в размере 174254,38 рублей каждый.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).

Материалами дела подтверждаются обстоятельства обращения Белошицкой Л.В. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю, в связи с чем датой подачи административным истцом заявления об установлении кадастровой стоимости является дата обращения в Комиссию (18 апреля 2017 года) с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Белошицкой Л.В. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 32000 кв.м., с кадастровым номером **, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: ****, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости в размере 174254,38 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 32000 кв.м., с кадастровым номером **, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: ****, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости в размере 174254,38 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 32000 кв.м., с кадастровым номером **, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: ****, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости в размере 174254,38 рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **, **, ** считать дату обращения административного истца в Комиссию – 18 апреля 2017 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 7 августа 2017 года.

Судья -подпись

3а-162/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Белошицкая Л.В.
Ответчики
Администрация Пермского муниципального района
Другие
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Перм
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю
Щенятская Е.В.
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
30.06.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
30.06.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.06.2017[Адм.] Передача материалов судье
30.06.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.07.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
01.08.2017[Адм.] Судебное заседание
07.08.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее