Дело № 12-276/2019
Р Е Ш Е Н И Е
30 июля 2019 года город Севастополь
Судья Ленинского районного суд города Севастополя Калганова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу директора ООО «Мега Трейд» Клименко Татьяны Николаевны на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ исполняющего обязанности начальника Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя Ильина Дениса Сергеевича о привлечении Клименко Татьяны Николаевны к административной ответственности по ст. 14.16 ч.3 КоАП РФ,
,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением исполняющего обязанности начальника Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя Ильиным Д.С. № от ДД.ММ.ГГГГ генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Мега Трейд» Клименко Татьяны Николаевны привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ назначено наказание в виде штрафа в размере 21 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Клименко Т.Н. подала жалобу, в которой просит отменить данное постановление по делу об административном правонарушении и дело прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Клименко Т.Н. в судебном заседании настаивала на доводах жалобы, а также в случаи отказа в удовлетворении жалобы, просила снизить размер наказания.
Представитель Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя в судебном заседании пояснила, что постановление вынесено на основании материалов дела об административном правонарушении, в котором содержатся доказательства виновности генерального директора Клименко Т.Н. в совершении административного правонарушения, штраф назначен в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем, просила суд в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Мега Трейд» подало в Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя (далее – Главное управление) заявление № о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (регистрационный №), на торговые объекты:
- магазин «<данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>;
- магазин «<данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>
- магазин «<данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>;
- магазин «<данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>
- магазин «<данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>
- магазин «<данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>
На основании распоряжения Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя от 14.02.2019 № 123-Р «О проведении внеплановой выездной проверки соответствия» ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка соответствия лицензиата ООО «Мега Трейд» по вышеуказанным адресам осуществления деятельности. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения внеплановой выездной проверки соответствия установлено, что в магазине «<данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, согласно журналу учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - журнал) (информация находится в личном кабинете для пользователей системы ЕГАИС (ООО «Мега Трейд») на сайте http://egais.ru) 11.09.2018 (Всероссийский день трезвости) осуществлялась реализация алкогольной продукции (пива, пивных напитков, медовухи, код вида продукции 500, 520, 263) в ассортименте в количестве 42 (сорока двух) единиц.
Как следует из материалов дела копию акта проверки ДД.ММ.ГГГГ получила лично генеральный директор Клименко Т.Н.
Согласно пункту 13 статьи 23.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ
уведомление о проведении внеплановой проверки лицензиату направляется:
- по адресу электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи;
- и (или) непосредственно предъявляется в момент начала ее проведения в форме соответствующего приказа (распоряжения) руководителя или заместителя руководителя лицензирующего органа.
Согласно записи в акте внеплановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ с копией распоряжения о проведении проверки ознакомлена генеральный директор Клименко Т.Н. ДД.ММ.ГГГГ.
Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ № генеральный директор ООО «Мега Трейд» Клименко Т.Н. уведомлена о явке руководителя/представителя ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в Главное управление, в том числе для составления протокола об административном правонарушении. Копию данного определения получила лично генеральный директор ООО «Мега Трейд» Клименко Т.Н., о чем свидетельствует ее подпись.
По факту выявленного нарушения ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Главного управления был составлен протокол об административном правонарушении № в присутствии генерального директора. Копия данного протокола получена лично Клименко Т.Н. ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется ее подпись.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации закреплены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона № 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ определено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.
В статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (подпункт 7);
оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона (подпункт 16).
Статьей 16 Закона № 171-ФЗ установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
Нарушение установленных статьей 16 Закона № 171-ФЗ требований к розничной продаже алкогольной продукции влечет административную ответственность по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В силу абзаца 2 пункта 9 статьи 16 Закона № 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В связи с этим нарушение требований (правил) к розничной продаже алкогольной продукции, которые дополнительно установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в силу полномочия, предоставленного им федеральным законодателем в абзаце втором пункта 9 статьи 16 Закона № 171-ФЗ (аналогичные требования содержались в абзаце втором пункта 5 статьи 16 Закона № 171-ФЗ в редакции от 03.07.2016) и по тем вопросам, которые прямо закреплены в этой норме (дополнительные ограничения: времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции; или полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции) также влечет административную ответственность по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
На территории города Севастополя предоставленное абзацем вторым пункта 9 статьи 16 Закона № 171-ФЗ полномочие реализовано путем принятия Закона города Севастополя от 26.12.2014 № 93-ЗС «О регулировании отдельных отношений в области розничной продажи алкогольной продукции в городе Севастополе» (далее – Закон № 93-ЗС).
В статье 1 Закон № 93-ЗС указано, что он принят в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов населения города Севастополя.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 6 Закона № 93-ЗС не допускается розничная продажа алкогольной продукции в день проведения в общеобразовательных учреждениях торжественных линеек, посвященных окончанию учебного года (праздник «Последний звонок»), а также 1 июня (День защиты детей), 27 июня (День молодежи), 1 сентября (День знаний), 11 сентября (Всероссийский день трезвости), 17 ноября (Международный день студентов). В случае совпадения 1 сентября (День знаний) с выходным днем розничная продажа алкогольной продукции не допускается в первый учебный день нового учебного года. Дата проведения в общеобразовательных учреждениях торжественных линеек, посвященных окончанию учебного года (праздник «Последний звонок»), определяется ежегодно исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным в сфере образования. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в указанные дни не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.
Как указывалось выше, пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ установлен запрет в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
В силу подпунктов 12.4, 12,6, 13.1, 13.2 статьи 2 Закона № 171-ФЗ сидр, медовуха (медовый напиток), пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), являются алкогольной продукцией.
Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции (пива, пивных напитков, медовухи) на территории города Севастополя 11.09.2018 во Всероссийский день трезвости, является нарушением требований пункта 3 части 1 статьи 6 Закона № 93-ЗС и влечет административную ответственность, установленную частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: актом проверки от 26.02.2019 № с приложением документов (в т.ч., пояснений к ату проверки, кассовых чеков, приложений №, копий уведомлений о постановке на учет российской организации в налоговом органе, копий страниц Журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, копий карточек регистрации ККТ, копий договоров субаренды с приложением актов приема-передачи); протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, оценив имеющиеся в деле об административном правонарушении доказательства, судья приходит к выводу о том, что допущенные генеральным директором ООО «Мега Трейд» Клименко Т.Н. нарушения требований пункта 3 части 1 статьи 6 Закона № 93-ЗС образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Согласно статье 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно журналу учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в запрещенный день (11 сентября 2018 года – Всероссийский день трезвости) Общество допустило в магазине «<данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, реализацию алкогольной продукции (пива, пивных напитков, медовухи, код вида продукции 500, 520, 263) в ассортименте в количестве 42 (сорока двух) единиц.
При таких обстоятельствах, суд констатирует, что установленные административным органом факты нарушения обществом требований статьи 14, 16 Закона №171-ФЗ и статьи 6 Закона №93-ЗС, подтверждаются надлежащими доказательствами по делу об административном правонарушении, позволяющими установить события административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Санкция части 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает наказание на должностных лиц в виде штрафа в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно правовых позиций Постановления Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-П следует, что при назначении административного наказания необходимо учитывать характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины лица привлекаемого к административной ответственности, его имущественное и финансовое положение и в исключительных случаях для индивидуализации наказания судам следует назначать административный штраф ниже низшего предела, указанный в соответствующей административной санкции.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для физических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, положений ст. 4.1 КоАП РФ, имущественного положения, совершение административного правонарушения впервые, считаю возможным снизить размер административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 14.16 ч. 3 КоАП РФ до 10 000 рублей, изменив постановление должностного лица в части назначенного наказания.
В данном случае назначенное Клименко Т.Н. административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление исполняющего обязанности начальника Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя Ильиным Д.С. № от ДД.ММ.ГГГГ генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Мега Трейд» Клименко Татьяны Николаевны привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части назначенного наказания, назначив Клименко Наталье Николаевне наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Ленинского районного суда
города Севастополя С.В. Калганова