Гр. дело ***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 сентября 2017 года пос. Ува Удмуртской Республики
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Лобанова Е.В.
при секретаре судебного заседания Шишкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зворыгиной Елены Леонтьевны к обществу с ограниченной ответственностью Страховая компания «Согласие-Вита» о взыскании страхового возмещения и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Зворыгина Е.Л. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Страховая компания «Согласие-Вита» о взыскании страхового возмещения в размере 2010000 рублей и компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, мотивируя свои требования следующим.
*** при оформлении кредита в ПАО «БыстроБанк» между ней и ответчиком был заключен договор страхования *** от ***.
В заключенном договоре страхования были указаны страховые риски, а также размер страховой суммы, подлежащей выплате в результате возникновения страхового случая.
К страховым рискам согласно п.4 договора страхования относились смерть застрахованного лица по любой причине (п.4.2.1 правил), инвалидность 1 или 2 группы застрахованного лица в результате несчастного случая или болезни (п.4.2.2 правил), временная утрата трудоспособности застрахованным лицом в результате несчастного случая или болезни (п.4.2.3 правил).
В п.8 договора страхования указан срок действия договора: начало ***, окончание ***.
*** между истицей и ответчиком было заключено дополнительное соглашение *** к полису ***, согласно которому был увеличен срок действия договора страхования с *** по ***.
*** истица почувствовала ухудшение своего здоровья в области ног, не могла ходить, были боли, в связи с чем истица была госпитализирована, находилась на стационарном лечении в период с *** по ***. После прохождения курса лечения истица была направлена на обследование. *** в БУЗ «Республиканский клинико-диагностический центр МЗ УР» истице было сделано заключение и поставлен диагноз состояния здоровья.
По результатам проведенного обследования истица была направлена на медико-социальную экспертизу, и ***
В связи с возникновением страхового случая истица обратилась к ответчику с требованием выплаты страховой суммы в размере *** рублей.
Письмом от *** истице было отказано в выплате, поскольку *** по истечении срока действия договора страхования.
Не согласившись с данным отказом, истица вновь направила ответчику претензию.
Письмом от *** у истицы были запрошены медицинские документы. После направления ответчику требуемых документов истица вновь получила отказ в выплате страховой суммы, мотивированный тем, что болезнь была диагностирована не в период действия договора страхования, а до его заключения.
Последующие отказы ответчика носили аналогичный характер.
Учитывая, что болезнь и *** соответствовали времени заключения договора страхования, страховой случай имеется. Ссылка ответчика на то, что болезнь истицы с последующими последствиями была диагностирована до заключения договора страхования, не соответствует реальной действительности, т.к. до установления *** истице не было известно о таких последствиях, связанных с ее заболеванием.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по договору страхования истице был причинен моральный вред.
В судебном заседании истица Зворыгина Е.Л. свои требования поддержала в полном объеме, сославшись на содержащиеся в иске доводы, дополнительно пояснила следующее. *** она заключила кредитный договор с ПАО «БыстроБанк», одновременно был заключен договор страхования с ООО СК «Согласие-Вита». Ей были выданы бланк полиса страхования, в котором уже имелись подпись и печать со стороны страховщика, и правила страхования. Она ознакомилась с их содержанием и подписала договора страхования. Менеджер банка не спрашивал ее об имеющихся у нее заболеваниях. Она сама тогда считала, что у нее не имеется заболеваний, указанных в договоре страхования. В 2015 году, когда она снова заключала кредитный договор, она также заключила дополнительное соглашение к договору страхования. *** у нее резко ухудшилось состояние здоровья, в ***, она была госпитализирована, *** была на больничном, *** До заключения договора страхования у нее были ***, она находилась на стационарном лечении с ***, но выздоравливала, допускалась к работе, это не приводило ***. В марте 2016 года она обратилась к ответчику за страховой выплатой, но ей отказали.
В судебном заседании представитель истца Шумилов С.Е. заявленные требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил следующее. На момент заключения договора страхования у Зворыгиной Е.Л. не имелось болезней, препятствующих заключению договора. О болезнях, указанных в заключении судебно-медицинских экспертов, она не знала, поэтому о них страховщику не сообщала.
В судебном заседании представитель ответчика ООО СК «Согласие-Вита» не участвовал, о месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом. От ответчика поступили письменные возражения на иск, мотивированные тем, что заболевания, послужившие основанием для ***, впервые были диагностированы у Зворыгиной Е.Л. до заключения договора страхования, что указывает на отсутствие страхового случая, вследствие чего исковые требования удовлетворению не подлежат.
В судебном заседании свидетель ***4 показала следующее. В 2014 и 2015 годах она от имени банка заключала со Зворыгиной Е.Л. кредитные договора. Кроме того, в Зворыгина Е.Л. заключала договор страхования. Она распечатала бланк договора страхования, в котором уже были подпись и печать страховщика. Зворыгина Е.Л. ознакомилась с условиями договора страхования, согласилась с ними и подписала. Кроме договора страхования Зворыгиной Е.Л. были выданы Правила страхования жизни. Перед заключением договора страхования она обычно спрашивает страхователей про имеющиеся у них болезни и инвалидность.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 927 ГК РФ предусмотрено, что страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).Согласно ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. Договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным по иску застрахованного лица, а в случае смерти этого лица по иску его наследников.
В соответствии со ст. 940 ГК РФ договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (п. 2 ст. 434 ГК РФ) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце первом указанного пункта документов.
Как следует из п. 2 ст. 942 ГК РФ, соблюдение каких-либо дополнительных императивных условий, кроме как указание размера страховой суммы, сведений о застрахованном лице, о характере события, на случай наступления, которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая), о сроке действия договора, законом по договору личного страхования не требуется.
Согласно п. 3 ст. 947 ГК РФ в договорах личного страхования и договорах страхования гражданской ответственности страховая сумма определяется сторонами по их усмотрению.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон «Об организации страхового дела») страховая сумма есть денежная сумма, которая определена в порядке, установленном федеральным законом и (или) договором страхования при его заключении, и исходя из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов), и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая.
Положением п. 2 ст. 10 Закона «Об организации страхового дела» также установлено, что при осуществлении личного страхования страховая сумма или способ ее определения устанавливается страховщиком по соглашению со страхователем в договоре страхования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Зворыгиной Е.Л. и ООО СК «Согласие-Вита» заключен договор страхования, о чем Зворыгиной Е.Л. выдан полис *** от ***. Зворыгина Е.Л. является как страхователем, таки и застрахованным лицом. Данный договор страхования заключен на основании «Правил страхования жизни №4» от 23.04.2014 года (далее – Правила страхования). Страховыми рисками по договору страхования являются, в частности, *** застрахованного лица в результате несчастного случая или болезни (п.4.2.2 правил). Страховая премия составила 75000 рублей. Выгодоприобретателем по риску *** является страхователь.
Из договора страхования также следует, что подписывая настоящий договор, страхователь подтверждает, что на день заключения договора страхования застрахованное лицо не являлось инвалидом I – II группы (в том числе работающим), не состоит на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере, не употребляет наркотики, не страдает алкоголизмом, не является ВИЧ-инфицированным или больным сердечно-сосудистым, онкологическим или иным угрожающим жизни заболеванием (диабет, эпилепсия и т.п.), или имеющим симптомы такого заболевания. Кроме того, страхователь (застрахованное лицо) подтверждает, что с Правилами страхования ознакомлен и получил их при подписании договора страхования, с условиями договора страхования и всеми его приложениями согласен, информация, указанная в договоре страхования и его приложениях, лично прочитана, проверена и подтверждается, положения, содержащиеся в Правилах страхования и договоре страхования, расчеты страховой суммы разъяснены.
*** между Зворыгиной Е.Л. и ОО СК «Согласие-Вита» подписано дополнительное соглашение *** к полису ***. По условиям данного дополнительного соглашения стороны продлили срок действия договора страхования с *** по ***, увеличили страховую сумму до ***, а страховую премию – до ***. Другие условия договора страхования данным дополнительным соглашением не изменены.
Как пояснила истица Зворыгина Е.Л. и показала свидетель ***4, бланки договора страхования и дополнительного соглашения к нему были распечатаны из компьютера и уже содержали подпись и печать страховщика.
Условиями договора страхования предусмотрено, что стороны признают равную юридическую силу собственноручной подписи и факсимиле подписи страховщика (воспроизведенное механическим или иным способом с использованием клише) в настоящем договоре страхования (полисе), а также во всех приложениях и дополнительных соглашениях к нему.
Таким образом, выбранная сторонами форма заключения договора соответствует требованиям ст.434 ГК РФ.
Подписание вышеуказанных договора страхования и дополнительного соглашения к нему на содержащихся в них условиях истицей не оспаривается.
при заключении ***, воля ***5 была определенно выражена и направлена на достижение именно того результата, который был достигнут подписанием договора, поскольку договор страхования не является обязательным, а носит добровольный характер.
Поскольку требование истца о взыскании компенсации морального вреда является производным от требования о ***, то данное требование удовлетворению также не подлежит в связи с тем, что судом не установлено нарушение ответчиком прав истца как потребителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ***1 ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░-░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 12.09.2017 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░