Дело № 2-1-658/2020
64RS0042-01-2019-009427-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2020 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Шестаковой С.В.,
при секретаре Абузаровой А.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кетов А.В. в своих интересах и интересах несовершеннолетней Кетова Е.А., Кетова Ю.А., Цветнов Д.Р. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о передаче в государственную собственность жилого помещения,
установил:
Кетов А.В. в своих интересах и интересах несовершеннолетней Кетова Е.А., Кетова Ю.А., Цветнов Д.Р. обратились в суд с вышеуказанным иском, в котором просят: обязать Министерство обороны Российской Федерации принять в государственную собственность квартиру, общей площадью 61,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>; прекратить право общей долевой собственности у истцов, по 1/4 доли у каждого, на квартиру по указанному адресу и обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации заключить с Кетовым А.В., Кетовой Е.А., Кетовой Ю.А. и Цветновым Д.Р. договор социального найма жилого помещения. В обоснование своих требований указывают на следующие обстоятельства, что Кетов А.В. проходил службу в военной части № <адрес>, переведен для дальнейшего прохождения службы в в/ч № <адрес>, выслуга лет составляет 22 года 1 месяц в календарном исчислении.
По месту прохождения истцом военной службы было предоставлено жилое помещение в г. Энгельсе на состав семьи. На основании решения Энгельсского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ за истцами было признано право общей долевой собственности по <данные изъяты> доле за каждым, в порядке приватизации на <адрес>.
В ДД.ММ.ГГГГ году Кетов А.В. переведен на новое место службы в <адрес>, куда переедет вместе со всеми членами семьи.
Истцы обратились с письмом в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, в ФГКУ «Приволжско- Уральское Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ с заявлением о передаче в собственность занимаемого ими жилого помещения, однако в удовлетворения данного заявления истцам было отказано, в связи с тем, что в Министерстве обороны РФ отсутствует какой-либо порядок приема от граждан ранее приватизированных квартир, в связи с отсутствием органов, уполномоченных на прием в собственность отчуждаемых жилых помещений, отсутствием полномочий у вышеуказанных органов. Истцы полагают, что отказ в принятии спорного жилого помещении в государственную собственность не основан на законе, в связи с чем, они вынуждены были обратиться в суд с вышеуказанными требованиями.
Истцы Кетов А.В. в своих интересах и интересах несовершеннолетней Кетовой Е.А., Кетова Ю.А., Цветнов Д,Р. в судебное заседание не явились, о дне времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители ответчиков: Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Управление опеки и попечительства администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц: администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области, ФСГР кадастра и картографии по Саратовской области, ТУФ агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Управление органа опеки попечительства Администрации Энгельсского района Саратовской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон и третьих лиц.
В силу ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ, жилищные права возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему. Также жилищные права возникают из судебных решений.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с данным Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что Кетов А.В. проходил службу в военной части № <адрес>, переведен для дальнейшего прохождения службы в в/ч № <адрес>, выслуга лет составляет 22 года 1 месяц в календарном исчислении.
По месту прохождения истцом военной службы было предоставлено жилое помещение в г. Энгельсе на состав семьи. На основании решения Энгельсского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ за истцами было признано право общей долевой собственности по <данные изъяты> доле за каждым, в порядке приватизации на <адрес>. Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за истцами в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из Росреестра, делом правоустанавливающих документов.
В ДД.ММ.ГГГГ году Кетов А.В. переведен на новое место службы в <адрес>, куда переедет вместе со всеми членами семьи.
Истцы обратились с письмом в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, в ФГКУ «Приволжско- Уральское Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ с заявлением о передаче в собственность занимаемого ими жилого помещения, однако в удовлетворения данного заявления истцам было отказано, в связи с тем, что в Министерстве обороны РФ отсутствует какой-либо порядок приема от граждан ранее приватизированных квартир, в связи с отсутствием органов, уполномоченных на прием в собственность отчуждаемых жилых помещений, отсутствием полномочий у вышеуказанных органов. Истцы полагают, что отказ в принятии спорного жилого помещении в государственную собственность не основан на законе, в связи с чем, они вынуждены были обратиться в суд с вышеуказанными требованиями.
Согласно ст. 20 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы в местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу требований ст. 9.1 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и ст. 20 ЖК РФ, граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Указанный закон позволяет всем гражданам реализовать свое право на передачу принадлежащего им на праве собственности жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Аналогичные положения закреплены в ч.1 ст. ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, законом предусматривается право граждан при наличии их волеизъявления передать приватизированное ими жилое помещение в государственную и муниципальную собственность на основании соответствующего договора с заключением на указанное жиле помещение договора социального найма. Реализация данного права н6е ставится в зависимость от волеизъявления соответствующих органов местного самоуправления и органов исполнительной власти и уполномоченных ими лиц. В качестве необходимых условий в законе указано, что жилое помещение должно принадлежать гражданину на праве собственности в порядке приватизации, являться единственным местом постоянного жительства и быть свободной от обязательств. Иные условия для реализации гражданином данного права законом не устанавливается.
Отсутствие порядка передачи военнослужащими приватизированных жилых помещений в государственную собственность не должно нарушать их права на передачу принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, предусмотренного ст. 9.1. Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и ставит их в неравное положение с иными гражданами.
В силу п. 1 ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 246 ГК РФ, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю, либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных ст. 250 данного Кодекса.
На территории Саратовской области уполномоченным органом по вопросам, связанным с жилищным обеспечением и жилищным Фондом, является в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (5 отдел г. Саратов, ФГКУ «Центррегионжилье»).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ряд функций, в частности, предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными актами РФ; выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним.
В соответствии с п. 2.2 Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в вооруженных силах РФ, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны № 1550 от 18.11.2010 департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в том числе осуществляет функции уполномоченного органа по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями; распределение жилых помещений; заключение (расторжение, изменение) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения.
Таким образом, Департамент имущественных отношений Минобороны РФ через специализированные организации на территории Саратовской области уполномоченным органом по вопросам, связанным с жилищным обеспечением и жилищным Фондом, является в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (5 отдел г. Саратов, ФГКУ «Центррегионжилье»), как орган военного управления по вопросам расквартирования и обустройства войск (сил), управления и распоряжения жилищным фондом, действует от имени Министерства обороны РФ.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования истцов о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации о принятии в государственную собственность жилое помещение, общей площадью 61,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>; прекращении права общей долевой собственности у Кетова А.В., несовершеннолетней Кетовой Е.А., Кетовой Ю.А., Цветнова Д.Р., возложении обязанности на ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации заключить с Кетовым А.В. и членами его семьи Кетовой Е.А., Кетовой Ю.А., Цветновым Д.Р. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 56, 67, 193-198 ГПК РФ, суд
установил:
обязать Министерство обороны Российской Федерации принять в государственную собственность жилое помещение, общей площадью 61,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Прекратить право общей долевой собственности у Кетов А.В., Кетова Е.А., Кетова Ю.А., Цветнов Д.Р. (по 1/4 доли у каждого) на жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>.
Возложить на Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность заключить с Кетов А.В., Кетова Е.А., Кетова Ю.А., Цветнов Д.Р. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.
Председательствующий: