Дело № 2-3968/2019
64RS0043-01-2019-005253-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2020 года город Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Серова Д.А.,
при секретаре Мукабенове Б.Б.,
с участием представителей истца Оганесян Л.Л., Сало О.В.,
представителя ответчика Жильцовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Саратовской области к товариществу собственников жилья «Юбилейный», треть лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «ТЭГК», об обязании произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу,
установил:
ГЖИ Саратовской области обратилось в суд с иском к ТСЖ «Юбилейный» об обязании произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу.
Требования мотивированы тем, что ГЖИ Саратовской области в ходе проверки обращения гражданина были выявлены нарушения со стороны ТСЖ «Юбилейный», для устранения выявленных нарушений ответчику выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, со сроком ДД.ММ.ГГГГ о произведении перерасчета платы, в многоквартирном <адрес>, за коммунальную услугу за горячее водоснабжение за период с января 2017 года по июнь 2018 года в соответствии с требованиями Правил. Однако данное предписание не исполнено до настоящего времени, поэтому истец обращается в суд.
В связи с этим истец просит обязать ТСЖ «Юбилейный» в многоквартирном <адрес> произвести перерасчет платы за коммунальную услугу за горячее водоснабжение за период с января 2017 года по июнь 2018 года в соответствии с требованиями Правил:
за период с января 2017 года по сентябрь 2017 года произвести перерасчет платы в соответствии с требованиями п. 54 Правил: размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определить в соответствии с формулой 20 Приложения № 2 к Правилам: исходя из удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды, определенного по формуле 20.1 Приложения №2 Правил, объема горячей воды, потребленной в каждом жилом (нежилом) помещении многоквартирного дома и утвержденных тарифов на коммунальные ресурсы;
за период с октября 2017 года по июнь 2018 года произвести перерасчет платы в соответствии с требованиями п. 54, п. 42 Правил:
в жилых помещениях при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определить в соответствии с формулой 20 Приложения № 2 к Правилам: исходя из удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды, определенного исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, объема горячей воды, потребленной в каждом жилом (нежилом) помещении многоквартирного дома и утвержденных тарифов на коммунальные ресурсы;
в жилых помещениях при централизованной системе горячего водоснабжения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определить в соответствии с формулой 23 Приложения № 2 к Правилам: исходя из объема горячей воды, потребленной в каждом жилом (нежилом) помещении многоквартирного дома и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Обязать ТСЖ «Юбилейный» произвести перерасчет в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представители истца поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основания, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав явившихся лиц, исследовав и оценив все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ч.1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).
Таким образом, судебной защите подлежит нарушенное право либо создана реальная угроза нарушения права.
Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7 ч.1).
В силу ст. 123 Конституции РФ, ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Представленные сторонами доказательства суд принимает в соответствии со ст.59 ГПК РФ, так как они имеют значение для рассмотрения и разрешения данного дела и в силу ст. 60 ГПК РФ являются допустимыми, достоверными, достаточными и взаимодействуют между собой и с материалами дела.
В соответствии со ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В судебном заседании установлено, что в ходе рассмотрения обращения гражданина на основании распоряжения заместителя начальника инспекции от 10.12.2018 года №1334-05-07 назначена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований определения размера платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение, холодное водоснабжение в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Юбилейный».
В ходе проверки выявлены нарушения, что подтверждается актом проверки от 31.01.2019 года.
Для устранения выявленных нарушений ответчику выдано предписание от 31.01.2019 года №25-05-05, со сроком 27.05.2019 года о произведении перерасчета платы, в многоквартирном доме 1 по ул. Федоровской г. Саратова, за коммунальную услугу за горячее водоснабжение за период с января 2017 года по июнь 2018 года в соответствии с требованиями Правил. Однако данное предписание исполнено не было.
11.06.2019 года ТСЖ «Юбилейный» выдано повторное предписание №165-05-05, со сроком исполнения до 09.09.2019 года.
На основании распоряжения от 09.09.2019 года №1071-05-07 проведена внеплановая документарная проверка исполнения ТСЖ «Юбилейный» предписания от 11.06.2019 года №165-05-05.
В ходе проверки установлено, что указанное предписание не исполнено.
Согласно пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее –Правила № 354), в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Положениями пункта 2 Правил № 124, а также пункта 2 Правил № 354 определено, что «коммунальные ресурсы» это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо (при наличии печного отопления), используемые для предоставления потребителям коммунальных услуг, а также холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при содержании общего имущества в МКД. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе в целях содержания общего имущества в МКД; «коммунальные услуги» это осуществление исполнителем деятельности по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в МКД, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Из положений Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) и Закона № 190-ФЗ следует, что, по сути, существует четыре способа организации ГВС: подача горячей воды через централизованную систему ГВС по открытой и закрытой системам, и снабжение горячей водой путём её приготовления либо РСО, либо непосредственно исполнителем коммунальных услуг с использованием внутридомового оборудования.
В подпункте «б» пункта 4 Правил № 354 установлено, что потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг, в том числе горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям ГВС и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в МКД, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в МКД.
При отсутствии централизованного ГВС снабжение горячей водой потребителей в МКД осуществляется исполнителем путём производства и предоставления коммунальной услуги по ГВС с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД (при наличии такого оборудования).
В пункте 12 статьи 2 Закон № 416-ФЗ дано понятие нецентрализованной системы ГВС как сооружений и устройств, в том числе ИТП, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется самостоятельно за счёт приобретения отдельных компонентов – холодной воды и тепловой энергии.
Положения Правил № 124 не выделяют отдельных способов определения объёмов коммунального ресурса, приобретаемых в целях приготовления горячей воды, устанавливая общие правила, предусмотренные пунктами 21 и 21(1).
Такой порядок установлен Правилами № 354, согласно которым расчёт размера платы за коммунальную услугу по ГВС производится с учётом пунктов 40 и 54 Правил № 354 и формул, содержащихся в приложении № 2 к указанным Правилам.
В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС, произведённой и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Абзацем первым пункта 54 Правил № 354 установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, расчёт размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объёма коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчётного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее – использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Согласно абзацу пятому пункта 54 Правил № 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения № 2 к названным Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объёма потреблённой потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объёма (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.
При этом объём (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объёме, равном объёму горячей воды, потреблённой за расчётный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Конкретизируя данное правило, пункт 54 Правил предписывает определять размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) в соответствии с формулой 20 и формулой 20.1 Приложения №2 к Правилам как сумму двух составляющих.
Иной порядок определения размера платы за тепловую энергию, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, не установлен.
Из указанного следует, что расчёт стоимости потреблённой горячей воды должен учитывать норматив расхода тепловой энергии, используемой на её подогрев, указаний на включение в расчет стоимости затрат на электроэнергию, не предусмотрено.
Расходы на электроэнергию должны относиться к иным расходам (например, связанным с эксплуатацией автономной крышной котельной, что составляет отдельную графу расходов), но никак не к расходам, непосредственно относящимся к горячему водоснабжению.
При этом суд критические оценивает заключение экспертов №12/19-79 от 14.02.2020 года, согласно которому в расчёте стоимости потреблённой горячей воды должны учитываться затраты на электроэнергию, поскольку данные выводы экспертов не имеют какого-либо нормативного обоснования, в судебной заседании допрошенные эксперты также не смогли пояснить, на чем основан данный вывод, а, кроме того, подобное заключение опровергается вышеуказанными положениями нормативно-правовых актов.
Также несостоятельными являются выводы экспертов о том, что вся система является нецентрализованной, поскольку подогрев воды, полученной от центральной сети с помощью бойлеров и последующая поставка подогретой воды потребителю, не делает систему нецентрализованной. Определяющим фактором является получение горячей воды из центральной сети или нет. Так как в настоящем случае имелось подключение дома к центральной сети, оснований утверждать, что вся система являлась нецентрализованной не имеется.
Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи №<адрес> от 27.08.2019 года ТСЖ «Юбилейный» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа.
Данным постановлением установлено, что по результатам внеплановой документарной проверки соблюдения ТСЖ Юбилейный» обязательных требований при определении размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению по многоквартирному дому № по <адрес> было выявлено нарушение: начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за период с января 2017 года по сентябрь 2017 года производилось с нарушением требований п. 54 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 (далее-Правила): размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не соответствовал размеру платы определенному исходя из удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды, определенного по формуле 20.1 Приложения № Правил, объема горячей воды, потребленной в каждом жилом (нежилом) помещении многоквартирного дома и утвержденных тарифов на коммунальные ресурсы, размере платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению включалась стоимость электрической энергии, затраченной на циркуляционные насосы в системе горячего водоснабжения; начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за период с октября 2017 года по июнь 2018 года производилось с нарушением обязательных требований п. 54. п. 42 Правил жилых помещениях при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не соответствовал размеру платы определенному исходя из удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды, определенного исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, объем горячей воды, потребленной в каждом жилом (нежилом) помещении многоквартирного, и утвержденных тарифов на коммунальные ресурсы; в жилых помещениях при централизованной системе горячего водоснабжения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не соответствовал размеру платы определенному исход объема горячей воды, потребленной в каждом жилом (нежилом) помещении многоквартирного дома и утвержденного норматива расхода тепловой энергии используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению; в размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению включалась стоимость электрической энергии, затраченной на циркуляционные насосы в системе горячего водоснабжения, о чем был составлен акт от 31 января 2019 года.
Для устранения выявленных нарушений ТСЖ «Юбилейный» было выдано предписание от 31.01.2019 года №25-05-05, со сроком исполнения до 27.05.2019 года. На основании распоряжения 13.05.2019 года №556-05-07 была проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ «Юбилейный» на предмет выполнения предписания от от 31.01.2019 года №25-05-05, в ходе проверки было установлено, что данное предписание ТСЖ «Юбилейный» не выполнило.
Таким образом, законное предписание Государственного жилищного инспектора Саратовской области об устранении нарушений законодательства ТСЖ «Юбилейный» не выполнено.
В силу ч.4 ст.61 ГПК РФ вступившее в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении обязательно для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого оно вынесено, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Сторонами не оспаривалось, что ответчик в установленном законом порядке не оспаривал законность ранее выданного предписания от 31.01.2019 года №25-05-05.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик фактически указывает на незаконность ранее выданного предписания и ставит под сомнение обоснованность привлечения его к административной ответственности, что недопустимо, поскольку противоречит ч.4 ст.61 ГПК РФ.
Принимая во внимание изложенное, требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Государственной жилищной инспекции Саратовской области к товариществу собственников жилья «Юбилейный», треть лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «ТЭГК», об обязании произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу - удовлетворить.
Обязать ТСЖ «Юбилейный» в многоквартирном доме №1 по ул. Федоровская г.Саратова произвести перерасчет платы за коммунальную услугу за горячее водоснабжение за период с января 2017 года по июнь 2018 года в соответствии с требованиями Правил: за период с января 2017 года по сентябрь 2017 года произвести перерасчет платы в соответствии с требованиями п. 54 Правил: размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определить в соответствии с формулой 20 Приложения № 2 к Правилам: исходя из удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды, определенного по формуле 20.1 Приложения №2 Правил, объема горячей воды, потребленной в каждом жилом (нежилом) помещении многоквартирного дома и утвержденных тарифов на коммунальные ресурсы;
за период с октября 2017 года по июнь 2018 года произвести перерасчет платы в соответствии с требованиями п. 54, п. 42 Правил:
в жилых помещениях при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определить в соответствии с формулой 20 Приложения № 2 к Правилам: исходя из удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды, определенного исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, объема горячей воды, потребленной в каждом жилом (нежилом) помещении многоквартирного дома и утвержденных тарифов на коммунальные ресурсы;
в жилых помещениях при централизованной системе горячего водоснабжения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определить в соответствии с формулой 23 Приложения № 2 к Правилам: исходя из объема горячей воды, потребленной в каждом жилом (нежилом) помещении многоквартирного дома и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Обязать ТСЖ «Юбилейный» произвести перерасчет в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись Д.А. Серов