Решение по делу № 2-430/2020 от 17.02.2020

Дело №2-430/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2020 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Агишевой М.В.,

при секретаре судебного заседания Егоровой Е.О.,

с участием истца Захаровой Е.Г. и её представителя в порядке ст. 53 ГПК РФ Девятова О.В.,

представителя ответчика по доверенности Максимчевой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой Е.Г. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в специальный стаж периоды работы, об установлении факта наличия педагогического стажа,

установил:

Захарова Е.Г. (далее по тексту – истец) обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что 21.08.2019 года обратилась в ГУ - УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова (далее по тексту – ответчик) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что она осуществляла педагогическую деятельность, работая в учреждениях для детей. Решением пенсионного органа от 04.12.2019 года ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Считала, что отказ ответчика нарушает её право на получение пенсионного обеспечения. Просила, с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 04.12.2019 года в части отказа Захаровой Е.Г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости и исключения из специального педагогического стажа периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 15.08.1991 г. по 02.05.1994 г., периодов работы с <данные изъяты> и установить факт наличия 25 лет педагогического стажа у Захаровой Е.Г. на 05.07.2019 года.

В судебном заседании истец Захарова Е.Г. и её представитель Девятов О.В. уточненные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности Максимчева А.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных исковых требований истца по доводам, указанным в письменных возражениях на иск.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные ими доказательства, исследовав материалы гражданского дела, а также материалы пенсионного дела (отказное), суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

До 01.01.2015 года трудовые пенсии устанавливались и выплачивались в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 01.01.2015 года пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Список № 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Правила № 781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее по тексту - Список №1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее по тексту - Список № 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12. 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Судом установлено, что Захарова Е.Г. 21.08.2019 года обратилась в ГУ - УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением ГУ - УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова от 04.12.2019 года Захаровой Е.Г. отказано в досрочном назначении страховой пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа.

Из указанного решения следует, что в стаж педагогической деятельности истца не были включены следующие периоды:

- нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ, в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в указанные периоды отсутствует факт непосредственного выполнения трудовых обязанностей, какой-либо продолжительности, по должности, на которую была принята истец;

- работы с <данные изъяты>;

- нахождения на курсах повышения квалификации с <данные изъяты>, поскольку включение указанных периодов в стаж на соответствующих видах работ не предусмотрено ни Правилами №781, ни Правилами №516.

Суд считает, что ответчиком неправомерно не засчитаны в педагогический стаж Захаровой Е.Г. вышеуказанные спорные периоды, и, как следствие, неправомерно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по следующим основаниям.

Как следует из материалов гражданского дела и пенсионного дела (отказного), подтверждается записями в трудовой книжке истца, приказом от 27.08.1991 г. Захарова Е.Г. была принята на должность учителя математики в <данные изъяты> с 15.08.1991 года и уволена с работы с занимаемой должности по собственному желанию с 03.05.1994 г. (приказ об увольнении от 23.05.1994 г.).

Согласно справке работодателя от 18.09.2019 г., в период с ДД.ММ.ГГГГ Захарова Е.Г. находилась в частично-оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (приказ от 12.08.1991 г.), а в период с ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет (приказ от 15.10.1992 г.).

В соответствии с Правилами № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6 (в редакции от 15 апреля 1992 г.).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» признано конституционным производить оценку приобретённых прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретённых гражданином до 1 января 2002 г., по нормам ранее действующего законодательства.

В спорные периоды действовал КЗоТ РСФСР, который в ст. 165 предусматривал предоставление женщинам отпуска по беременности и родам продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней до родов и пятьдесят шесть (в случае ненормальных родов или рождения двух и более детей - семьдесят) календарных дней после родов и, по их желанию, при наличии общего трудового стажа не менее одного года частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года с выплатой за эти периоды пособий по государственному социальному страхованию.

Статья 167 КЗоТ РСФСР кроме отпусков по беременности, родам и уходу за ребенком предоставляла женщине, по её заявлению, дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. За время отпуска за ней охранялось место работы (должность). Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком с 1 декабря 1989 г. увеличивалась до трех лет. При этом указанный дополнительный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Госкомтруд СССР и Секретариат ВЦСПС постановлением от 29 ноября 1989 г. №375/24-11 утвердили разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», в котором также указывалось, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывался как в общий, так и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, в том числе при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий... в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по ходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывался также в стаж, дающий право нa пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума ВС РФ № 30 от 11 декабря 2012 г. «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Учитывая требования ст. ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком должны включаться в стаж работы по специальности в льготном исчислении при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В силу ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а затем и отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет начался у Захаровой Е.Г. до 6 октября 1992 года, вопреки доводам представителя ответчика, суд приходит к выводу о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (с ДД.ММ.ГГГГ), а затем и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет (с ДД.ММ.ГГГГ), а всего период с ДД.ММ.ГГГГ

Следовательно, требования истца о признании незаконным решение ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 04.12.2019 года в части исключения из специального педагогического стажа периода нахождения Захаровой Е.Г. в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ являются законными и обоснованными.

Как усматривается из трудовой книжки, Захарова Е.Г. была принята с 27.08.1998 г. в <данные изъяты> на должность классного воспитателя и учителя физики (приказ от 20.08.1998 г.) и проработала в указанной должности по 31.08.2017 г. (приказ от 29.08.2017 г.).

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, а также Правила исчисления периодов работы в соответствии со ст. 27 приведенного Закона утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года.

Данным Списком предусмотрены должности учителей, воспитателей, осуществляющих педагогическую деятельность и учреждения - школы всех наименований, должность «классный воспитатель» не предусмотрена.

В части, не урегулированной Правилами № 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516.

Главным условием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, как следует из приведенных нормативных актов, является педагогическая деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.

В силу ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Из Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» усматривается, что норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляет 30 часов в неделю старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 367, предусмотрены должности воспитатель, младший воспитатель (с 2002 года) и классный воспитатель.

Постановлением Министерства труда РФ от 11 ноября 1992 года № 33 согласованы Разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников учреждений и организаций образования и Тарифно-классификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования, согласно которым предусмотрены должности воспитателя и классного воспитателя.

Как усматривается из материалов дела, истец Захарова Е.Г. с 27.08.1998 г. назначена на должность классного воспитателя и учителя физики в <данные изъяты> 31.08.2017 г. была уволена с занимаемой должности по собственному желанию. Оспаривая право истицы на досрочное назначение страховой пенсии по старости, представитель ответчика ссылалась на то обстоятельство, что наименование должности «классный воспитатель» не предусмотрено разделом «Наименование должностей» Списка № 781.

Между тем, из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (п. 16), в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Наряду с этим, в соответствии с п. 13 Приказа Министерства просвещения СССР №264 от 31 декабря 1986 года «Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных, средних и средних общеобразовательных школ...», в общеобразовательных школах установлена должность воспитателя из расчета 1 единицы на группу продленного дня.

Письмом Минобразования России от 17 апреля 2003 года № 20-51-1244/20-5 в связи с Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» рекомендовано предусмотреть в штатных расписаниях образовательных учреждений вместо должности классный воспитатель должность старший воспитатель.

Из материалов дела усматривается, что продолжительность рабочего времени истицы как классного воспитателя образовательного учреждения и учителя физики (30 часов в неделю) в период времени с ДД.ММ.ГГГГ соответствовала утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 года № 191 норме часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Как следует из пояснений Захаровой Е.Г., она в спорный период времени работала в <данные изъяты> учителем физики, а также классным воспитателем. В обязанности последнего входило изучение личности обучающегося, его склонности и интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и самоопределении; оказание обучающемуся педагогической поддержки в поисках и обретении ценностей и смысла жизни, раскрытие неповторимости и уникальности каждого ученика класса; формирование в классном коллективе воспитывающей среды; организация в классе всех видов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности; обеспечение сотрудничества обучающихся в классе, их родителей с учителями-предметниками, кроме того, она проводила внеклассные часы с детьми.

Судом установлено, что истица была протарифицирована как учитель физики и получала заработную плату из фонда заработной платы учреждения за выполняемую работу учителя. В указанный спорный период она исполняла обязанности классного воспитателя, которые непосредственно были связаны с педагогической деятельностью. При этом работа в должности учителя физики и классного воспитателя представляли собой суммарное выполнение педагогической работы.

При таких обстоятельствах, при условии выполнения истицей в оспариваемый период суммарно нормы рабочего времени при исполнении обязанностей не только учителя физики, но и классного воспитателя в том же учебном заведении, суд приходит к выводу о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право Захаровой Е.Г. на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании п. 5 приведенных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В соответствии со специальными нормативными актами для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы и приравнивается к служебной командировке.

Из п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 610 следует, что целью повышения квалификации является обновление теоретических данных и практических знаний специалистов с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Согласно п. 26 данного Типового положения за слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.

Из материалов дела следует, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ Захарова Е.Г. находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждается справками работодателя и выписками из приказов. Согласно данным документам, учитель физики Захарова Е.Г. в спорные периоды находилась на курсах повышения квалификации и за ней сохранялись рабочее место и средняя заработная плата, а также производились соответствующие отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Указанные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика.

Учитывая, что за данные периоды истице сохранялась заработная плата, из которой начислялись и перечислялись страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось представителем ответчика, суд приходит к выводу о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ в специальный трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с Законом Саратовской области от 22.03.2012 года № 26-ЗСО «Об объявлении нерабочим праздничным днем на территории Саратовской области Радоницы – дня особого поминовения усопших», ДД.ММ.ГГГГ объявлены нерабочими днями, в связи с чем, подлежат включению в специальный стаж работы истицы.

Поскольку включение в специальный стаж спорных периодов работы влечет для истца правовые последствия, связанные с назначением пенсии, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Захаровой Е.Г. об установлении факта наличия стажа 25 лет педагогической деятельности, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, на 05.07.2019 г.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Захаровой Е.Г. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в специальный стаж периоды работы, об установлении факта наличия педагогического стажа, удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова №190000047623/40458819 от 04.12.2019 года в части отказа Захаровой Е.Г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости и исключения из специального педагогического стажа периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <данные изъяты>

Обязать ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить в специальный педагогический стаж Захаровой Е.Г. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 15.08.1991 г. по 02.05.1994 г., периоды работы с <данные изъяты>

Установить факт наличия 25 лет педагогического стажа у Захаровой Е.Г. на 05 июля 2019 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 19.05.2020 года.

Судья М.В. Агишева

2-430/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Захарова Елена Григорьевна
Ответчики
Управление ПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах
Суд
Фрунзенский районный суд г. Саратов
Судья
Агишева Мария Владимировна
Дело на странице суда
fr.sar.sudrf.ru
17.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.02.2020Передача материалов судье
20.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2020Подготовка дела (собеседование)
16.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2020Судебное заседание
19.05.2020Производство по делу возобновлено
19.05.2020Судебное заседание
19.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее