Дело №2а-150/20
УИД-20RS0№2-78
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 13 мая 2020 года
Шелковской районный суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Даудова С.С.,
с участием помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО4,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> ЧР в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о прекращении доступа к экстремистским Интернет-ресурсам,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> ЧР обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе мониторинга сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ. выявлена страница социальной сети https://vk.com/topic-179246950_40408056, на которой размещены для свободного доступа неограниченного круга лиц материалы, преследующие цель оскорбить религиозные чувства мусульман, распространение которых может служить предпосылкой к разжиганию национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды.
Часть 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации обязывает граждан и их объединения соблюдать Конституцию России и ее законы.
В соответствии с п. 1 и 3 ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности»
(далее - Федеральный закона № 114-ФЗ) возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии признается экстремисткой деятельностью. Экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремисткой деятельности, либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 114-ФЗ в Российской Федерации запрещается распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности.
В случае осуществления средством массовой информации экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, деятельность соответствующего средства массовой информации может быть прекращена по решению суда на основании заявления уполномоченного государственного органа, осуществившего регистрацию данного средства массовой информации, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются, в том числе предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
В нарушение перечисленных требований закона, на вышеуказанной
веб-странице имеются в свободном доступе материалы, преследующие цель оскорбить религиозные чувства мусульман, распространение которых может служить предпосылкой к разжиганию национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды.
При этом, ст. 282 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
(далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III,
VI-VIII КАС РФ.
Размещение названной информации на интернет-сайтах нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, создавая угрозу повышения уровня преступности, в том числе в сфере экстремизма, в силу чего является незаконным и подлежит запрещению к распространению на территории Российской Федерации.
Распространение подобных сведений создает угрозу для большого количества людей, а несвоевременное реагирование на такие факты снижает уровень общественной безопасности.
В ходе проведенной проверки и принятыми мерами, установить место нахождения ответчика не представилось возможным.Доступ на вышеуказанную страницу свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, сгенерированных модераторами. Ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой пользователь информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с устройства, имеющего доступ в сеть. Информация на указанных сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, как и отсутствует ограничение на передачу, распространение и копирования информации, указанной на сайте.
Указанное подтверждается актом осмотра сайта, произведенного представителем прокуратуры района в присутствии двух участвующих лиц и скриншотами интернет-ресурса.
Согласно ст. 85 КАС РФ, по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если: до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
Поскольку распространение названной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к страницам в сети «Интернет», где размещены указанные выше информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Таким образом, просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на интернет-ресурсе https://vk.com/topic-179246950_40408056, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Принять меры предварительной защиты в виде
ограничения доступа к информации, размещенной на интернет-ресурсе https://vk.com/topic-179246950_40408056.
Кроме того, просит решение суда направить в управление Роскомнадзора по ЧР для включения сайта https://vk.com/topic-179246950_40408056, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзор по Чеченской Республике в судебное заседание не явился, представителя в суд не направил. Представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия. В связи с тем, что требования административного истца обоснованны, исковые требования прокурора признает в полном объеме, и просит принять признание иска. Сведений об авторе оспариваемой информации и владельце интернет-ресурса не располагают. Необходимости в привлечении и участии в деле заинтересованных лиц нет. Положения статей 46, 157 КАС РФ им известны. Последствия признания административного иска, заключающегося в вынесении судом решения об удовлетворении административного иска, ему разъяснены и понятны.
На этом основании, в соответствии со ст.150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствии представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО4 поддержал административное исковое заявление прокурора и просил удовлетворить его по указанным в иске обстоятельствам.
Согласно заявлению заинтересованного лица Управления Роскомнадзор по Чеченской Республике, он административные исковые требования прокурора признает в полном объеме и просит принять признание административного иска. Последствия признания административного иска, заключающегося в вынесении судом решения об удовлетворении административного иска, ему разъяснены и понятны.
Суд, выслушав стороны, исследовав в совокупности материалы дела, находит, что требования заместителя прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Согласно ч. 5 ст. 46 КАС РФ, суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Согласно заявлению заинтересованного лица Управления Роскомнадзор по Чеченской Республике он административные исковые требования прокурора признает в полном объеме и просит принять признание административного иска.
В таком случае, на основании ст.157 КАС РФ, суд считает возможным принять признание административного иска ответчиком, так как это не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 46, 157,175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> ЧР о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на интернет-ресурсе https://vk.com/topic-179246950_40408056, информацией, распространение которой на территории РФ запрещено.
Принять меры предварительной защиты в виде
ограничения доступа к информации, размещенной на интернет-ресурсе https://vk.com/topic-179246950_40408056.
Решение суда направить в управление Роскомнадзора по ЧР для включения сайта https://vk.com/topic-179246950_40408056, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Чеченской Республики через Шелковской районный суд Чеченской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.С. Даудов