Дело № (№)
КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья Центрального районного суда <адрес> Будасова Е.Ю., рассмотрев жалобу должностного лица –начальника отдела охраны труда, промышленной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций ООО «ЗСЭМЗ» Бочкарева С. В. на постановление заместителя главного государственного санитарного врача по городу Новокузнецку и <адрес> № от 18.04.2019г. по делу об административном правонарушении по ст.6.3 Кодекса РФ об АП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № заместителя главного государственного санитарного врача по городу Новокузнецку и <адрес> №. от 18.04.2019г. начальник отдела охраны труда, промышленной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций ООО «ЗСЭМЗ» Бочкарев С.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса РФ об АП и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Бочкарев С.В. обратился в суд с жалобой. Полагает, что обжалуемое постановление подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения. Программа производственного контроля (далее программа ПК), утвержденная в установленном порядке в Обществе, содержит перечень официально изданных санитарных правил методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью и соответствует требованиям п. 3.1. СП ДД.ММ.ГГГГ-01. Отсутствие требуемых Отделом санитарных правил в программе (плане) производственного контроля ООО «ЗСЭМЗ» не влияет на санитарно-эпидемиологическое состояние на рабочих местах и не создает угрозу жизни и здоровья для работников Общества. Требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения исполняются ООО «ЗСЭМЗ» в полном объеме. Лабораторно-инструментальный производственный контроль предусмотрен в Обществе в полном объеме и соответствует требованиям п. 3.3. СП ДД.ММ.ГГГГ-01, поскольку количество точек, в которых осуществляется отбор проб, указано в приложении № к программе ПК; параметры вредных факторов микроклимат, освещение, шум, вибрация, пыль, вредные вещества в воздухе рабочей зоны и периодичность их исследования определены также в приложении № к программе ПК; объекты производственного контроля (рабочие места, производственные участки) определены договором на оказание услуги по проведению лабораторно-инструментальных исследований в ООО «ЗСЭМЗ» и выполняются в рамках договора с компанией ООО «Атон-Кузбасс». Также указывает, что перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, определен в приложении № к программе ПК, что соответствует в полном объеме п. 3.4. СП ДД.ММ.ГГГГ-01. В ООО «ЗСЭМЗ» соблюдаются правила и нормы, за нарушение которых должностное лицо Бочкарев С.В. привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса РФ об АП.
Должностное лицо Бочкарев С.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, суду пояснил, что все требования санитарных норм и правил организацией выполняются.
Защитник Калугина А.А., действующая на основании письменного заявления, доводы жалобы поддержала, пояснив суду, что оснований для привлечения Бочкарева С.В. к административной ответственности нет, поскольку начальником отдела охраны труда, промышленной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Бочкаревым, требования правил и норм санитарного законодательства выполняются. В связи с чем, просит постановление в отношении Бочкарева С.В. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Должностное лицо, оставившее протокол № в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала, суду пояснила, что начальником отдела охраны труда, промышленной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций ООО «ЗСЭМЗ» Бочкаревым С.В. допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, за что должностное лицо обоснованно привлечено по ст. 6.3 Кодекса РФ об АП.
Изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, исследовав представленные материалы, суд приходит постановление заместителя главного государственного санитарного врача по городу <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 6.3 Кодекса РФ об АП предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.
Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством контроля за выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением юридическими лицами санитарных правил при осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 11 вышеуказанного Федерального закона: Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Согласно п. 3.1., 3.3., 3.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 (вместе с "СП ДД.ММ.ГГГГ-01. 1.1. «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ): Программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:
Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний);
Перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
При проведении плановой проверки с 05.03.2019г. по 29.03.2019г. в отношении ООО «ЗСЭМЗ» согласно п. 13 распоряжения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ № – ООО «ЗСЭМЗ» представлена Программа производственного контроля, утвержденная генеральным директором ООО «ЗСЭМЗ», при проверке, которой были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно:
-перечень официально изданных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания не содержит необходимых документов в соответствии с осуществляемой деятельностью: СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»; ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-18 «ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны»; СанПиН 3.ДД.ММ.ГГГГ-17 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение»; СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям и проведению дератизационных мероприятий»;
- лабораторно – инструментарный производственный контроль предусмотрен с нарушением, а именно не указано количество точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), с указанием рабочих мест, производственных участков; «перечень физических факторов и химических веществ, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований (микроклимат, освещенность, шум, вибрация, воздух рабочей зоны и пр.) с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб и их периодичность» не содержит в полном объеме химические вещества (оксид марганца, азота диоксид, углерода оксид) и периодичность их исследования.
- отсутствует перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
За указанные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должностное лицо- начальник отдела охраны труда, промышленной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Бочкарев С.В. постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по городу Новокузнецку и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса РФ об АП.
Факт и обстоятельства административного правонарушения подтверждаются: копией распоряжения (приказа) о проведении плановой выездной проверки ООО «ЗСЭМЗ» № от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении; должностной инструкцией начальника отдела охраны труда, промышленной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций ООО «ЗСЭМЗ», утвержденной генеральным директором ДД.ММ.ГГГГ; приказом о введении программы производственного контроля № от ДД.ММ.ГГГГ, программой (планом) организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных генеральным директором ДД.ММ.ГГГГ; экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в <адрес> и <адрес> о соответствии «Программы (плана) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», производственного контроля, проводимого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, требованиям санитарных правил, технических регламентов Таможенного Союза № от ДД.ММ.ГГГГ и другими представленными материалами.
Бочкаревым С.В. и его защитником заявлено, что, несмотря на отсутствие в Программе (плане) организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий документов, необходимых для указания в соответствии с осуществляемой деятельностью, фактически ООО «ЗСЭМЗ» руководствуется официально изданными санитарными правилами, методами и методиками контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью. Однако заявленные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения должностного лица от ответственности поскольку п. 3.1. СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий» предусматривает обязательное включение в Программу (план) производственного контроля перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью. В отсутствии данных сведений, не представляется возможным осуществить производственный контроль в полном объеме, согласно периодичности и полноты исследования, так как ООО «ЗСЭМЗ», своевременно не определены нормативные документы в полном объеме, соблюдение которых необходимо контролировать при осуществлении деятельности.
Заявление Бочкарева С.В. и его защитника о том, что лабораторно – инструментальный производственный контроль предусмотрен в Программе (плане) производственного контроля и соответствует требованиям п. 3.3. СП ДД.ММ.ГГГГ-01, не нашло своего подтверждения в судебном заседании поскольку в Программе (плане) производственного контроля ООО «ЗСЭМЗ» в приложении № «Перечень физических и химических веществ, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований (микроклимат, освещенность, шум, вибрация, воздух рабочей зоны и пр.) с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб и их периодичность» не обозначены контрольные точки (с указанием рабочих мест, производственных участков), в которых осуществляется отбор проб, а также, не указаны вредные химические вещества, в отношении которых необходимо проведение лабораторных исследований, неправильно указана периодичность (кратность) проведения исследований вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны. По степени воздействия на организм человека вредные вещества, содержащиеся в воздухе рабочей зоны на рабочем месте подразделяются на четыре класса опасности: 1- вещества чрезвычайно опасные; 2 – вещества высоко опасные; 3- вещества умеренно опасные; 4- вещества мало опасные. Согласно ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-18 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны» диоксид марганца относится к 1-му классу опасности, азота диоксид, кремния диоксид в 3-му классу опасности. Периодичность исследования диоксида марганца составляет – не реже одного раза в 10 дней, кремния диоксида – не реже раза в квартал в соответствии с требованиями п. 4.2.5 ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-88 «Общие санитарно –гигиенические требования к воздуху рабочей зоны».
Таким образом, «Перечень физических и химических веществ, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований (микроклимат, освещенность, шум, вибрация, воздух рабочей зоны и пр.) с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб и их периодичность» не содержит в полном объеме химические вещества (оксид марганца, азота диоксид, углерода оксид) и периодичность их исследования.
Доводы Бочкарева о том, что перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, определен приложением № к Программе (плану) производственного контроля и соответствуют п. 3.4. СП ДД.ММ.ГГГГ-01 также не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Имеющийся в приложении № к Программе (плану) производственного контроля список контингента работников Общества с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирский электрометаллургический завод», подлежащих предварительным (при поступлении на работу), периодическим медицинским осмотрам, подвергающихся воздействию вредных и (или) производственных факторов составлен с нарушениями требований Приказа Минздравразвития РФ от №н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», а именно, не в полном объеме отмечены коды вредных и (или) опасных производственных факторов у некоторых профессий, химические вещества, обладающие выраженными особенностями действия на организм, не обозначены знаками «А», «К», «Р» (аллерген, канцероген и т.д.), необходимыми для привлечения дополнительных врачей – специалистов проведения дополнительных лабораторных и функциональных исследований, что не соответствует требованиям п. 3.4. СП ДД.ММ.ГГГГ-01 (изменения № СП ДД.ММ.ГГГГ-07).
Суд находит, что представленным доказательствам, была дана оценка заместителем руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании было установлено, что программа (план) организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, утвержденная генеральным директором ООО «ЗСЭМЗ» ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует требованиям п.п. 3.1, 3.3, 3.4 СПДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Ответственным за выявленные нарушения согласно должностной инструкции ДИ 04.02-2014, утвержденной генеральным директором ООО «ЗСЭМЗ» 16.12.20414 г. является начальник отдела охраны труда, промышленной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций ООО «ЗСЭМЗ» - Бочкарев С.В.
Таким образом, действия начальника отдела охраны труда, промышленной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Бочкарева С.В. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. неисполнение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса РФ об АП и в пределах, установленных санкцией ст. 6.3 Кодекса РФ об АП.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые бы могли повлечь изменение либо отмену обжалуемого постановления о привлечении к административной ответственности, судом не установлено.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по городу Новокузнецку и <адрес> № от 18.04.2019г. по делу об административном правонарушении по ст.6.3 Кодекса РФ об АП в отношении должностного лица –Бочкарева С. В. - оставить без изменения, жалобу Бочкарева С.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента получения копии.
Судья (подпись) Будасова Е.Ю.
Подлинный документ подшит в деле № Центрального районного суда <адрес>