Дело № 47RS0№-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 20 августа 2019 года
Всеволожский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Аношина А.Ю.,
при секретаре ФИО3
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к муниципальному унитарному казенному предприятию «Свердловские коммунальные системы» муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> о защите трудовых прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к МУКП «Свердловские коммунальные системы» муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> (далее – МУКП «СКС»), в котором просил взыскать задолженность по заработной плате в сумме 32 000 рублей, проценты за нарушение срока выплаты заработной платы в сумме 1 815,36 рублей, компенсацию морального вреда – 45 000 рублей.
В обоснование требований указано, с ДД.ММ.ГГГГ он на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № работал в МУКП «СКС» в должности начальника абонентского отдела подразделения администрации. Трудовым договором ему установлен оклад 45 000 рублей, а также предусмотрены выплаты премий и иных доплат. Постановлением Правительства РФ утвержден коэффициент индексации заработной платы в размере 4 % с ДД.ММ.ГГГГ. Коммерческие организации не вправе уклоняться от индексации. На работодателе лежит обязанность индексировать заработную плату в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Работодатель обязан самостоятельно разработать и прописать в коллективном договоре, локальном нормативном акте порядок индексации.
Однако ответчик в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мер к индексации не принял, в связи с чем истец получал заработную плату без учета индексации, недополучи 32 000 рублей.
Полагая свои права нарушенными, истец обратился в суд с данным иском.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, ссылалась на то, что законом предусмотрены различные способы повышения уровня оплаты труда и реальных доходов. Индексация заработной платы является не единственным способом. В данном случае в 2018 году истцу ежемесячно выплачивались премии, оплачивались расходы на сотовую связь, компенсацию за использование личного транспорта. В локальных актах в 2018 году не была предусмотрена индексация, ее порядок введен в локальных актах учреждения с ДД.ММ.ГГГГ, с этой же даты заработная плата истца проиндексирована.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, об отложении заседания не просил, о причинах неявки не сообщил, что не препятствует рассмотрению дела в отсутствие неявившегося лица.
Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривалось, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 работает в МУКП «СКС», на основании дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность начальника абонентского отдела в подразделении «Администрация». В п. 3.2. трудового договора ему установлена заработная плата в размере оклада 45 000 рублей.
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ оклад ему установлен в размере 46 800 рублей.
Истец полагает, что работодатель не исполнил требования ТК РФ в части индексации заработной платы в 2018 году, в связи с чем обратился в суд с данным иском.
В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (ст. 20 ТК РФ).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.
При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Из содержания ст. 191 ТК РФ следует, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
В ст. 134 ТК РФ предусмотрено, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно ст. 236 ТК РФ При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
В ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что на сторонах лежит обязанность доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются.
Суд не принимает во внимание доводы истца, положенные в основу заявленных исковых требований.
По смыслу нормативных положений приведенной статьи Трудового кодекса Российской Федерации порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.
Таким образом, при разрешении споров работников с организациями-работодателями, не получающими бюджетного финансирования, по поводу индексации заработной платы подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающие системы оплаты труда, порядок индексации заработной платы работников в таких организациях.
Данное положение согласуется с выводами Верховного Суда РФ, изложенными в п. 10 раздела «Разрешение споров, связанных с трудовыми отношениями» Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из буквального толкования положений ст. 134 ТК РФ индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.
Согласно п. п. 1.8.-1.11. Устава ответчик является коммерческой организацией, самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в кредитных организациях, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные, личные неимущественные права, исполнять обязанности, несет ответственность по своим обязательствам.
Собственник администрация МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> несет субсидиарную ответственность по обязательствам ответчика только в случае недостаточности имущества ответчика.
Ответчик не является бюджетной организацией, получателем бюджетного финансирования (не считая имущества, находящегося в собственности местной администрации и в оперативном управлении ответчика) для целей своей деятельности, а потому обязанность по индексации заработной платы истца у работодателя, ответчика, в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, на которое сослался истец, отсутствовала.
В данном случае следует руководствоваться локальными нормативными актами.
Между тем, стороны не оспаривали, что в локальных актах ответчика, действовавших в 2018 году, индексация как таковая отсутствовала.
Однако работодатель предпринимал иные меры для поддержания уровня доходов работников, в том числе, истца.
Ответчиком предоставлены сведения о том, что истцу ежемесячно выплачивались премии от 30% до 50 % от оклада (за 2018 год выплачено 271 389,17 рублей – 50 % от суммы оклада за год), компенсировались использование личного транспорта (за 2018 год – 19 634,84 рубля) и расходы на сотовую связь (за 2018 год – 4 908,17 рублей).
Получение данных выплат истец не оспаривал.
Исходя из содержания трудового договора, заключенного между истом и ответчиком, а также локальных нормативных актов, данные выплаты не входят в структуру ежемесячной оплаты труда, не являются обязательными, выплачиваются работодателем по своему усмотрению, что подтверждается в том числе, п. п. 3.2. и 3.3. трудового договора, из которых следует, что заработная плата работника составляет 45 000 рублей в месяц, по решению работодателя в случае добросовестного исполнения работником должностных обязанностей и отсутствия взысканий за нарушение трудовой дисциплины работнику устанавливаются премии, доплаты, надбавки и другие выплаты поощрительного и стимулирующего характера в размере, порядке и на условиях, предусмотренных штатным расписанием и локальными нормативными актами.
Таким образом, работодателем предпринимались иные меры по обеспечению повышения уровня реального содержания заработной платы истца, а потому основания для удовлетворения требования о взыскании суммы индексации в размере 4 % за 2018 год отсутствуют.
Поскольку в ходе рассмотрения дела нарушений прав истца со стороны работодателя не установлено, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК РФ, а также компенсации морального вреда в силу ст. 237 ТК РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к муниципальному унитарному казенному предприятию «Свердловские коммунальные системы» муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> о взыскании задолженности по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, процентов за нарушение срока выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Всеволожский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: