38RS0034-01-2019-003034-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2019 года г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Заблоцкой М.Н., при секретаре судебного заседания Бекназаровой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2826/2019 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к Автономной некоммерческой организации «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных исковых требований административным истцом указано, что Автономная некоммерческая организация «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» в качестве юридического лица зарегистрирована 24.10.2007, за основным государственным регистрационным номером ***. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ от 13.08.2019 адресом (местом нахождения) организации является: ***.
В рамках исполнения государственной функции по контролю за некоммерческими организациями 09.08.2018 в адрес организации Управлением вынесено предупреждение об устранении нарушений п.п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 Федерального закона 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», так как организация не исполнила обязанность по представлению в Управление отчета о своей деятельности за 2017 год, сообщения о продолжении деятельности, а также по размещению данной информации в информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет (www.unro.minjust.ru) в срок, установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом, в срок, установленный в предупреждении, до 01.10.2018 организация нарушения не устранила.
На основании распоряжения Управления от 26.03.2019 № 6, в период с 22.04.2019 проведена плановая документарная проверка организации на предмет соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами и законодательством Российской Федерации, в ходе которой выявлены нарушения: код по ОКВЭД 94.99 не соответствует целям деятельности организации, предусмотренным п. 2.1 Устава; организацией не соблюдались нормы, установленные ее уставом, поскольку директор организации не был переизбран по истечении срока полномочий; запрашиваемые на проверку документы, указанные в распоряжении Управления от 26.03.2019 № 6, в установленный в уведомлении о проведении проверки, не были представлены; не была исполнена обязанность по представлению в Управление отчетов о своей деятельности за 2017-2018 г.г. или сообщений о продолжении деятельности в 2018-2019 г.г., а также по размещению данной информации на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет (www.unro.minjust.ru) в срок, установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
24.05.2019 Управлением организации было вынесено письменное предупреждение об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в срок до 25.07.2019, однако, нарушения не были устранены.
Нарушения, выявленные в деятельности организации, являются основанием для ее ликвидации в порядке п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в связи с чем, ликвидация организации влечет исключение юридического лица - некоммерческой организации из ЕГРЮЛ и считается завершенной с момента внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Просит ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В судебное заседание представитель административного ответчика Автономной некоммерческой организации «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, причины неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
В судебное заседание заинтересованное лицо - Кузнецова Н.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, согласно полученной телефонограммы, просила отложить судебное заседание, в удовлетворении которого судом отказано.
Учитывая, что в соответствии с ч. 1 ст. 262 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст. 1 КАС РФ, органы и должностные лица, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений, других общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций, могут обратиться с административным исковым заявлением о приостановлении деятельности или ликвидации указанных организаций.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», дела о признании некоммерческой организации, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат рассмотрению районными судами по общим правилам административного судопроизводства (ст. 19, раздел III КАС РФ).
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда, по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года №705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г» и «д» пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 года № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 61 ГК РФ.
Как указано в п.п.65, п.п.74 п.6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденном Приказом Минюста России от 03 марта 2014 №26, территориальный орган Минюста России, действующий на территории Иркутской области, - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, а также наделено правом обращается в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций.
Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации возложена обязанность представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом, в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации, либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Некоммерческие организации, указанные в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.3.2 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции РФ от 07 октября 2010 года № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» и предусматривает, что названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Судом установлено, что Автономная некоммерческая организация «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» зарегистрирована в качестве юридического лица 24 октября 2007 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 13 августа 2019 года адрес места нахождения организации указан: ***, учредители: П.Д.М., Кузнецова Н.А., О.О.М., Ф.К.П., лицо, имеющее право действовать без доверенности: директор Кузнецова Н.А.
На основании распоряжения Управления от 26.03.2019 № 6 22.04.2019 проведена плановая документарная проверка организации на предмет соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, в ходе которой выявлены нарушения.
По результатам проверки выявлены следующие нарушения:
- используемый организацией код по ОКВЭД 94.99 не соответствует целям деятельности организации, предусмотренным п. 2.1 Устава, что является нарушением п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- организацией не соблюдались нормы, установленные ее Уставом, поскольку директор организации не переизбран по истечении срока полномочий, чем нарушены п.2 ст.14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 4.4 Устава;
- запрашиваемые на проверку документы, указанные в распоряжении Управления от 26.03.2019 № 6, в установленный в уведомлении о проведении проверки организации срок - 22.04.2019, не представлены, в нарушение п.п.1, 5 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях.
Кроме того, в нарушение п.п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», организацией не был представлен отчет о своей деятельности за 2017-2018 г.г., отсутствовало сообщение о продолжении деятельности в 2018-2019 г.г., а также по размещение данной информации на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет (www.unro.minjust.ru) в срок, установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
24 мая 2019 года в адрес АНО «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» было направлено предупреждение об устранении нарушения законодательства, согласно которому административному ответчику предлагалось в срок до 25 июля 2019 года устранить нарушения в виде неисполнения обязанности по представлению в Управление отчета о своей деятельности за 2017-2018 г.г. или сообщения о продолжении деятельности в 2018-2019 г.г., а также по размещению данной информации на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет. Организацией требования истца не были выполнены, нарушения не были устранены.
При этом, вынесенное уполномоченным органом предупреждение не вызывает у суда сомнений в его обоснованности; предоставленный в предупреждении срок соответствовал разумно определенной возможности административного ответчика его выполнить, чего, однако, сделано не было, в том числе до настоящего времени.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в нарушение требований Федерального закона «О некоммерческих организациях», Автономная некоммерческая организация «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» на протяжении длительного времени не представляла необходимую информацию и сведения, не размещала их в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и средствах массовой информации; предупреждения не исполнила, не оспорила.
Ликвидация предприятия по указанным основаниям не влечет нарушения принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно; существующее до сегодняшнего дня нарушение требований закона является основанием для ликвидации организации; последняя не предприняла возможные действия для устранения названных нарушений, объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению не приведены; выявленные нарушения не устранены; устранение допущенных нарушений закона без ликвидации некоммерческой организации, как юридического лица невозможно (пункты 30, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года №64, Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года №14-П).
Суд считает, что в данной ситуации ликвидация юридического лица обоснована, применена в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и является соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Относительно требований административного истца об исключении административного ответчика из ЕГРЮЛ, суд полагает, что поскольку допущенные ответчиком грубые нарушения требований закона в силу ст. 61 ГК РФ являются основанием для ликвидации юридического лица, они влекут исключение его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Учитывая, что Автономной некоммерческой организацией «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер; каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято, то суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» и исключении её из ЕГР юридических лиц.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области удовлетворить.
Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» и исключить Автономную некоммерческую организацию «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» из Единого государственного реестра юридических лиц.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления решения суда в мотивированном виде.
Судья М.Н. Заблоцкая
Мотивированное решение суда изготовлено 27 сентября 2019 года.