Решение по делу № 2а-2826/2019 от 28.08.2019

38RS0034-01-2019-003034-30

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 сентября 2019 года г. Иркутск

Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Заблоцкой М.Н., при секретаре судебного заседания Бекназаровой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2826/2019 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к Автономной некоммерческой организации «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных исковых требований административным истцом указано, что Автономная некоммерческая организация «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» в качестве юридического лица зарегистрирована 24.10.2007, за основным государственным регистрационным номером ***. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ от 13.08.2019 адресом (местом нахождения) организации является: ***.

В рамках исполнения государственной функции по контролю за некоммерческими организациями 09.08.2018 в адрес организации Управлением вынесено предупреждение об устранении нарушений п.п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 Федерального закона 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», так как организация не исполнила обязанность по представлению в Управление отчета о своей деятельности за 2017 год, сообщения о продолжении деятельности, а также по размещению данной информации в информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет (www.unro.minjust.ru) в срок, установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом, в срок, установленный в предупреждении, до 01.10.2018 организация нарушения не устранила.

На основании распоряжения Управления от 26.03.2019 № 6, в период с 22.04.2019 проведена плановая документарная проверка организации на предмет соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами и законодательством Российской Федерации, в ходе которой выявлены нарушения: код по ОКВЭД 94.99 не соответствует целям деятельности организации, предусмотренным п. 2.1 Устава; организацией не соблюдались нормы, установленные ее уставом, поскольку директор организации не был переизбран по истечении срока полномочий; запрашиваемые на проверку документы, указанные в распоряжении Управления от 26.03.2019 № 6, в установленный в уведомлении о проведении проверки, не были представлены; не была исполнена обязанность по представлению в Управление отчетов о своей деятельности за 2017-2018 г.г. или сообщений о продолжении деятельности в 2018-2019 г.г., а также по размещению данной информации на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет (www.unro.minjust.ru) в срок, установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

24.05.2019 Управлением организации было вынесено письменное предупреждение об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в срок до 25.07.2019, однако, нарушения не были устранены.

Нарушения, выявленные в деятельности организации, являются основанием для ее ликвидации в порядке п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в связи с чем, ликвидация организации влечет исключение юридического лица - некоммерческой организации из ЕГРЮЛ и считается завершенной с момента внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Просит ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В судебное заседание представитель административного ответчика Автономной некоммерческой организации «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, причины неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

В судебное заседание заинтересованное лицо - Кузнецова Н.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, согласно полученной телефонограммы, просила отложить судебное заседание, в удовлетворении которого судом отказано.

Учитывая, что в соответствии с ч. 1 ст. 262 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст. 1 КАС РФ, органы и должностные лица, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений, других общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций, могут обратиться с административным исковым заявлением о приостановлении деятельности или ликвидации указанных организаций.

Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», дела о признании некоммерческой организации, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат рассмотрению районными судами по общим правилам административного судопроизводства (ст. 19, раздел III КАС РФ).

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда, по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года №705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г» и «д» пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 года № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 61 ГК РФ.

Как указано в п.п.65, п.п.74 п.6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденном Приказом Минюста России от 03 марта 2014 №26, территориальный орган Минюста России, действующий на территории Иркутской области, - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, а также наделено правом обращается в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций.

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации возложена обязанность представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом, в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации, либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Некоммерческие организации, указанные в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.3.2 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции РФ от 07 октября 2010 года № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» и предусматривает, что названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Судом установлено, что Автономная некоммерческая организация «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» зарегистрирована в качестве юридического лица 24 октября 2007 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 13 августа 2019 года адрес места нахождения организации указан: ***, учредители: П.Д.М., Кузнецова Н.А., О.О.М., Ф.К.П., лицо, имеющее право действовать без доверенности: директор Кузнецова Н.А.

На основании распоряжения Управления от 26.03.2019 № 6 22.04.2019 проведена плановая документарная проверка организации на предмет соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, в ходе которой выявлены нарушения.

По результатам проверки выявлены следующие нарушения:

- используемый организацией код по ОКВЭД 94.99 не соответствует целям деятельности организации, предусмотренным п. 2.1 Устава, что является нарушением п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- организацией не соблюдались нормы, установленные ее Уставом, поскольку директор организации не переизбран по истечении срока полномочий, чем нарушены п.2 ст.14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 4.4 Устава;

- запрашиваемые на проверку документы, указанные в распоряжении Управления от 26.03.2019 № 6, в установленный в уведомлении о проведении проверки организации срок - 22.04.2019, не представлены, в нарушение п.п.1, 5 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях.

Кроме того, в нарушение п.п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», организацией не был представлен отчет о своей деятельности за 2017-2018 г.г., отсутствовало сообщение о продолжении деятельности в 2018-2019 г.г., а также по размещение данной информации на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет (www.unro.minjust.ru) в срок, установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

24 мая 2019 года в адрес АНО «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» было направлено предупреждение об устранении нарушения законодательства, согласно которому административному ответчику предлагалось в срок до 25 июля 2019 года устранить нарушения в виде неисполнения обязанности по представлению в Управление отчета о своей деятельности за 2017-2018 г.г. или сообщения о продолжении деятельности в 2018-2019 г.г., а также по размещению данной информации на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет. Организацией требования истца не были выполнены, нарушения не были устранены.

При этом, вынесенное уполномоченным органом предупреждение не вызывает у суда сомнений в его обоснованности; предоставленный в предупреждении срок соответствовал разумно определенной возможности административного ответчика его выполнить, чего, однако, сделано не было, в том числе до настоящего времени.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в нарушение требований Федерального закона «О некоммерческих организациях», Автономная некоммерческая организация «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» на протяжении длительного времени не представляла необходимую информацию и сведения, не размещала их в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и средствах массовой информации; предупреждения не исполнила, не оспорила.

Ликвидация предприятия по указанным основаниям не влечет нарушения принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно; существующее до сегодняшнего дня нарушение требований закона является основанием для ликвидации организации; последняя не предприняла возможные действия для устранения названных нарушений, объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению не приведены; выявленные нарушения не устранены; устранение допущенных нарушений закона без ликвидации некоммерческой организации, как юридического лица невозможно (пункты 30, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года №64, Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года №14-П).

Суд считает, что в данной ситуации ликвидация юридического лица обоснована, применена в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и является соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Относительно требований административного истца об исключении административного ответчика из ЕГРЮЛ, суд полагает, что поскольку допущенные ответчиком грубые нарушения требований закона в силу ст. 61 ГК РФ являются основанием для ликвидации юридического лица, они влекут исключение его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Учитывая, что Автономной некоммерческой организацией «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер; каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято, то суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» и исключении её из ЕГР юридических лиц.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области удовлетворить.

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» и исключить Автономную некоммерческую организацию «Иркутский региональный центр социально-правовой помощи» из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления решения суда в мотивированном виде.

Судья М.Н. Заблоцкая

Мотивированное решение суда изготовлено 27 сентября 2019 года.

2а-2826/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Министрества юстиции РФ по Иркутской области
Ответчики
Автономная некоммерческая организация "иркутский региональный центр социально-правовой помощи"
Другие
Кузнецова Наталья Александровна
Управление ФНС по Иркутской области
Суд
Ленинский районный суд г. Иркутск
Судья
Заблоцкая Марина Николаевна
Дело на странице суда
leninsky.irk.sudrf.ru
28.08.2019Регистрация административного искового заявления
28.08.2019Передача материалов судье
29.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
29.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2019Судебное заседание
27.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2020Регистрация административного искового заявления
31.03.2020Передача материалов судье
31.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее