Дело № 12-1047/2019
№
Р Е Ш Е Н И Е
город Южно-Сахалинск 13 июня 2019 года
Судья Южно-Сахалинского городского суда Абикова Ю.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу директора филиала «Распределительные сети» публичного акционерного общества энергетики и электрификации Плотникова Романа Александровича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области ФИО № от 14 сентября 2018 года о привлечении Плотникова Романа Александровича к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области ФИО № от 14 сентября 2018 года директор филиала «Распределительные сети» публичного акционерного общества энергетики и электрификации Плотников Роман Александрович за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Плотников Р.А. подал на него жалобу, в которой указывает, что постановление не мотивировано, виновность должностного лица не доказана, отсутствует состав административного правонарушения, в должностные обязанности директора Филиала не входит строительство новых сетей и подключение новых абонентов.
В судебное заседание Плотников Р.А. не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, не ходатайствовал об отложении рассмотрения, об уважительности причин не явки суду не сообщил.
В связи с чем, суд, руководствуясь частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
То есть, необходимо наличие не только законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
Таковой порядок должностным лицом при производстве по делу был соблюден.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
В соответствии с пунктом 15 Правил № 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту б статьи 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
Из статьи 16.3. Правил следует, что обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (пункт 1 статьи 4), которые обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства (пункт 3 статьи 8).
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Частью 5 статьи 5 названного Федерального закона предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из материалов дела следует, что публичное акционерное общество «Сахалинэнерго» в лице филиала «Распределительные сети», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями филиала в городском округе «Город Южно-Сахалинск».
<данные изъяты>», относящийся к категории лиц, указанных в пункте 12.1 Правил, обратился с соответствующим заявлением в Публичного акционерного общества энергетики и электрификации в порядке предусмотренном Правилами № в целях технологического присоединения по третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до <данные изъяты> включительно.
Таким образом, договор и технические условия к нему должны были быть направлены в адрес <данные изъяты>» до 16 марта 2017 года.
Вместе с тем, в указанный срок договор и технические условия к нему в адрес <данные изъяты>» не направлены.
12 апреля 2017 года между публичным акционерным обществом «<данные изъяты>» в лице директора филиала «Распределительные сети» Плотникова Р.А. и <данные изъяты>» заключен договор № «об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям», по условиям которого сетевая организация приняла на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения электропринимающих устройств заявителя, расположенных по <адрес>
Согласно техническим условиям от 23 марта 2017 года №, являющимся приложением к данному договору, сетевая организация обязана выполнить следующие мероприятия по технологическому присоединению:
- реконструкция <данные изъяты> с монтажом <данные изъяты> в точке подключения проектируемой <данные изъяты>
- строительство <данные изъяты> на деревянных опорах с ж/б приставками проводом <данные изъяты>;
- строительство <данные изъяты> с трансформатором мощностью <данные изъяты>
В пункте 5 договора также установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения названного договора.
Следовательно, мероприятия по технологическому присоединению должны были быть выполнены до 13 октября 2017 года.
Вместе с тем, до указанного срока мероприятия по технологическому присоединению не выполнены.
Поскольку общество не исполнило указанные мероприятия по истечении определенного договором шестимесячного срока, то есть до 13 октября 2017 года, как и по состоянию на май 2018 года, <данные изъяты>» 7 мая 2018 года обратилось в УФАС по Сахалинской области с жалобой на действия сетевой организации, указав одновременно, что его обязательства по выполнению технических мероприятий по договору исполнены.
Усмотрев при названных обстоятельствах нарушение срока направления договора и осуществления мероприятий технологического присоединения объекта потребителя к электрическим сетям, 14 августа 2018 года начальником отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области в отношении Плотникова Р.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд с указанным выводом должностного лица соглашается по следующим основаниям.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении (технологическом присоединении), в том числе, к электрическим сетям Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861.
При этом противоправные действия должны быть выражены в противоречии указанных в предложенном потребителю для заключения проекте договора технических условий установленным действующим законодательством требованиям; нарушении законодательно установленных сроков представления такого проекта; отказе в заключении указанного договора без наличия предусмотренных законодательством оснований.
Вина должностного лица Плотникова Р.А. в неисполнении своих служебных обязанностей по соблюдению установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям подтверждена достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных в судебном заседании.
Должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области обоснованно признало указанные доказательства допустимыми, поскольку они получены уполномоченным должностным лицом, в соответствии с законом, последовательны, находятся в достаточном соответствии друг с другом, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела в них отражены правильно, сомнений не вызывают, оснований не доверять им не имеется.
Должностным лицом исследована достаточная совокупность доказательств, позволяющая принять однозначное решение по делу, им дана надлежащая оценка по правилам статей 26.2, 26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суд находит обоснованным вывод должностного лица о наличии в действиях Плотникова Р.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, Плотникова Р.А. о том, что заявителем не выполнена своя часть мероприятий по технологическому присоединению, согласно техническим условиям, в связи с чем, филиал «Распределительные сети Публичного акционерного общества энергетики и электрификации не имело возможности обеспечить фактическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям объекта в установленный договором срок, не свидетельствуют об отсутствии в деянии должностного лица состава административного правонарушения, поскольку опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
В силу требований статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Правила № устанавливают процедуру технологического присоединения, одним из этапов которой является выполнение сторонами мероприятий, предусмотренных договором (подпункт «в» пункта 7).
Из приведенного выше договора сторон следует, что публичное акционерное общество энергетики и электрификации в лице директора филиала «Распределительные сети» Плотникова Р.А. приняло на себя обязательства в течение 6 месяцев со дня заключения договора осуществить мероприятия по технологическому присоединению электроустановок, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства.
Объекты, для энергоснабжения которых инициирована процедура технологического присоединения, расположены по <адрес>».
Учитывая, что расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, не превышает 500 метров, руководствуясь подпунктом «б» пункта 16 Правил №, стороны договора в пункте 5 установили, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня его заключения.
В пункте 4 договора стороны согласовали технические условия присоединения, в которых, в числе прочего, предусмотрены обязанности филиала «Распределительные сети», необходимые для технологического присоединения объектов <данные изъяты>» к электрическим сетям, а именно: - реконструкция ВЛ-10кВ 7лК-10 с монтажом РЛК-10 в точке подключения проектируемой ЛЭП-10кВ; - строительство ВЛ-10кВ на деревянных опорах с ж/б приставками проводом СИП1*50 от ВЛ-10кВ 7 лК-10 до проектируемой КТП; - строительство КТП10/0,4кВ с трансформатором мощностью 160кВА.
При этом, положениями договора предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку мероприятия, обеспечивающие возможность осуществления технологического присоединения объектов потребителя, в срок установленный договором не были выполнены, сомнений в нарушении установленного порядка подключения к электрическим сетям, не имеется.
Довод жалобы о том, что технические условия в полном объеме не выполнены в установленный договором срок потребителем, что исключает возможность осуществить фактическое присоединение объектов последнего к электрическим сетям, правового значения не имеет, поскольку ответственность по вменяемой Плотникову Р.А. норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за действия/бездействие именно субъекта естественной монополии, то есть за несоблюдение им любых регламентированных Правилами № обязательных требований, в том числе за невыполнение сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению.
Ссылка в жалобе на то, что срок договора был дважды продлен, об отсутствии в действиях Плотникова Р.А. состава административного правонарушения не свидетельствует, поскольку нормами Правил № такая возможность не предусмотрена.
Доводы жалобы об отсутствии вины должностного лица в совершении правонарушения являются не состоятельными по следующим основаниям.
Согласно статьи 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, несут административную ответственность как должностные лица.
К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).
К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет, что административной ответственности подлежит лицо, в том числе и в случае непринятия мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
Организационно-распорядительные функции включают в себя, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям отнесены, в том числе и полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
То есть для того, чтобы сделать вывод о совершении должностным лицом правонарушения необходимо установить, что указанное лицо не приняло всех необходимых мер для соблюдения нормы закона, за нарушение которой установлена административная ответственность, и не осуществило надлежащий контроль за исполнением, в том числе и его работниками трудовых обязанностей.
Должностное положение Плотникова Р.А. подтверждается приказом от 1 декабря 2014 года о назначении его на должность директора филиала и должностной инструкцией директора филиала «Распределительные сети» Публичного акционерного общества энергетики и электрификации.
На Плотникова Р.А., являющегося директором возложена обязанность по осуществлению общего руководства деятельностью юридического лица.
Таким образом, он был наделен организационно-распорядительными полномочиями, административно-хозяйственными функциями, в связи с чем, был обязан соблюдать действующее законодательство, а также контролировать исполнение действующего законодательства со стороны подчиненных ему лиц.
Совокупность исследованных доказательств, оценка которым дана по правилам статей 26.2, 26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет определенно установить, что им не были приняты все необходимые меры для соблюдения нормы закона, за нарушение которой установлена административная ответственность, и не осуществлен надлежащий контроль за исполнением его работниками трудовых обязанностей.
Поскольку Плотниковым Р.А. надлежащим образом не исполнены свои служебные обязанности, не принято достаточных мер по соблюдению требований действующего законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, суд соглашается с выводом административного органа о том, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для установления его вины в совершении правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы об отсутствии в должностной инструкции обязанности директора по строительству новых сетей и подключение новых абонентов суд находит надуманным, поскольку Плотников Р.А., являясь директором филиала наделен организационно-распорядительными полномочиями, административно-хозяйственными функциями, из должностной инструкции которого следует, что он обязан соблюдать действующее законодательство, в том числе Правила №. (пункт 1.10.8).
Договор заключен от имени филиала «Распределительные сети», подписан Плотниковым Р.А., следовательно он взял на себя обязательства по исполнению договора.
Доказательств того, что им был соблюден установленный срок направления договора и технологического присоединения к энергопринимающему устройству не представлено.
Данных о том, что указанные обязанности возложены на иное должностное лицо, суду не представлено.
Следовательно, он должен нести ответственность, как должностное лицо, в смысле, придаваемом ему статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении административным органом в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела.
Так, в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее Правила установленного порядка подключения (технологического присоединения) электрическим сетям, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Выводы административного органа, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании.
Как усматривается из постановления, при определении меры административного взыскания были учтены установленные по делу обстоятельства совершения правонарушения, личность Плотникова Р.А. отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного постановления не допущено, постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании пункта 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области ФИО № от 14 сентября 2018 года о привлечении Плотникова Романа Александровича к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток в Сахалинский областной суд со дня вручения или получения копии решения.
Судья Южно-Сахалинского
городского суда Ю.В. Абикова