Решение по делу № 2-497/2019 от 07.11.2018

Дело №2-497\2019год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 марта 2019 года г. Клин, Московской области

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи КОРЕНЕВОЙ Н.Ф.

при секретаре Мамедовой О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назаретяна Ж. П. к ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации №1 по г. Москве и Московской области, о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии, о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение льготной пении, о назначении досрочной страховой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышепоименованным иском, мотивируя его следующими доводами.

24 апреля 2018 года Назаретян Ж.П. обратился с соответствующим заявлением (регистрационный номер заявления /номер/) в ГУ Управление пенсионного фонда № 23 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости с приложением всех необходимых документов.

    05 мая 2018 года Управлением пенсионного фонда № 23 по г. Москве и Московской области в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано.

    Свой отказ Ответчик мотивировал тем, что документально не подтверждается факт работы, несмотря на то обстоятельство, что Назаретяном Ж.П. были представлены все необходимые справки и выписки, а также трудовая книжка.

    Таким образом, в специальный стаж не зачтены следующие периоды работы истца:: с 01.09.1974 г. по 26.02.1978 г. (период обучения); с 30.04.1978 г. по 13.05.1980 г. (период военной службы должен учитываться в двойном размере); с 21.11.1980 г. по 13.07.1981 г. (период работы на Ереванском Камвольном комбинате, Республика Армения).    

Истец с решением Ответчика не согласен, считает данный отказ в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости нарушением его законных прав и интересов, поэтому обращается в суд.

В судебном заседании истец и его представитель по доверенности, Кряжева А.В.. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске, ссылаясь на представленные документы, просили иск удовлетворить.

Представитель Пенсионного фонда по доверенности, Калинина Е.А., иск не признала представила суду письменные возражения на иск, из которых следует, что комиссия ГУ –Управления Пенсионного фонда РФ № 23 по г. Москве и Московской области приняла Решение /номер/ от 31.07.2018г. об отказе в назначении Назаретяну Ж. П. 05.05.1958 года рождения, страховой пенсии по старости с 05.05.2018 г., согласно ст. 8 Закона РФ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г., так как отсутствует необходимые продолжительность страхового стажа 9 лет и величина индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 13,8, предусмотренного ст. 35 п. 2,3 Закона РФ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Страховой стаж для определения права составляет 08 лет 01 месяц 06 дней. Индивидуальный пенсионный коэффициент составляет 12,918 согласно ст. 15 п. 9, 10 Закона РФ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Выслушав стороны, проверив материалы дела, с учетом отзыва на иск ответчика, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив их в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О страховых пенсиях"

1. Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Суд установил, что Назаретян Ж. П., 1958 года рождения, обратился в ГУ Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации № 23 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и необходимым пакетом документов 24.04.2018года При это в Пенсионный орган были представлены необходимые документы, в том числе, копия паспорта гражданина РФ, выданного 13.11.2014года, военный билет, трудовая книжка

Как установил суд, Назаретян Ж.П., как гражданину РФ, паспорт был выдан отделением ТП №1 ОУФМС России по Московской области по Клинскому муниципальному району 13.11.2014года, зарегистрирован Назаретян Ж.П. по адресу: /адрес/. (л.д.9).

При разрешении спора суд исходит из того, что в настоящее время пенсии на территории Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. К таким международным договорам, в том числе, относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., участником которого является Армения.

Основанием для обращения в суд с таким заявлением послужил тот факт, что истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости с момента возникновения права на назначение пенсии, то есть с 05.05.2018года, т.к. отсутствует необходимые продолжительность страхового стажа 9 лет и величина индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 13.8, предусмотренного ст.35 п.2,3, Закона РФ от 28.12.2013года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По мнению Пенсионного фонда, у Назаретяна Ж.П. страховой стаж для определения права составляет 08 лет 01 месяц 06 дней. Индивидуальный пенсионный коэффициент составляет 12,918 согласно ст. 15 п. 9, 10 Закона РФ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Не приняты к зачету в страховой стаж для определения права на назначение страховой пенсии следующие периоды:

1. учеба в Ереванском химико-технологическом техникуме (Республика Армения):

с 01.09.1974г. по 26.02.1978г. (03 года 05 месяцев 26 дней)

2. военная служба (в двойном размере):

с 30.04.1978г. по 13.05.1980г. (календарно - 02 года 14 дней + 02 года 14 дней в льготном исчислении)

так как данные периоды могут включаться в страховой стаж, требуемый для определения права на страховую пенсию, только с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П по нормам ранее действующего Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». Однако, в соответствии со ст. 4 Закона 340-1 от 20.11.1990г. и с учетом постановления Конституционного суда РФ № 2-П, проживающие в Российской Федерации граждане других союзных республик иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, т.е. должно быть подтверждено постоянное проживание на территории Российской Федерации на 01.01.2002г. (на момент оценки пенсионных прав – вступления в силу Закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ»). Оценка пенсионных прав (конвертация) — это преобразование пенсионных прав в виде общего трудового стажа и заработка, приобретенных гражданином на 01.01.2002 (до начала пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала по определенной формуле.

По мнению Пенсионного фонда, Назаретян Ж. П., согласно сведениям о ранее выданных паспортах, является гражданином РФ с 2003 года. Настоящий паспорт гражданина РФ /номер/ выдан 13.11.2014г. с регистрацией по месту жительства 24.05.2014год, то есть постоянное проживание Назаретян Ж.П. на территории РФ на 01.01.2002г. отсутствовало, он не работал и, соответственно, до указанной даты не мог рассчитывать на пенсионное обеспечение по нормам действовавшего ранее пенсионного законодательства с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, которое в данном случае применяться не может.

По мнению Пенсионного фонда, для определения права на страховую пенсию не входит период обучения в техникуме, так как в соответствии с положениями ч. 8 ст. 13, ч. 3 ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ при исчислении продолжительности страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию в указанный стаж включаются все периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.

Таким образом, периоды работы и (или) иной деятельности застрахованного лица могут включаться в страховой стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения работы (деятельности).

Так, в период обучения Назаретяна Ж.П. в Ереванском химико-технологическом техникуме с 01.09.1974года по 26.02.1978год, а также в период прохождения военной службы по призыву с 30.04.1978года по 13.05.1980год действовал Закон от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях», который распространял свое действие с 01.10.1956года по 01.01.1992года, а также Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года. № 590 (пп. «и», «к» п. 109).

Согласно положений Закона от 14.07.1956 года и пп. «и» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, в общий стаж работы, дающий право на пенсию, кроме работы в качестве рабочего и служащего засчитывался период обучения, в т.ч. в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, при условии, если этому периоду непосредственно предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная деятельность.

Согласно нормам действующего законодательства в ч. 2 п. 3 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 г. N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР» (в ред. распоряжения Правления ПФ РФ от 28.01.2005 N 11р), определено, что в соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 16/19па, документом, подтверждающим личность, возраст, место жительства и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, в зависимости от его правового статуса на территории Российской Федерации являются:

а) для граждан Российской Федерации - паспорт; свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации;

б) для иностранных граждан и лиц без гражданства - вид на жительство.

В ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1 указано, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Суд при рассмотрении дела установил, что при обращении за назначением пенсии, Назаретян Ж.П. в пенсионный орган предоставил свидетельство паспорт гражданина РФ, где имеется регистрации на территории РФ в /адрес/. Таким образом, Назаретян Ж.П. пришел в территориальный отдел пенсионного фонда за назначением пенсии уже как гражданин РФ с 2003года, ранее ему пенсия на территории иностранного государства не назначалась.

Отказ в назначении пенсии при первичном обращении Назаретяна Ж.П. был также мотивирован тем, что ПФ не принял периоды его обучения в Ереванском химико-технологическом техникуме(Республика Армения) с 01.09.1974 года по 26.02.1978 года, где истец обучался очно, ссогласно приказу № 156 от 1 сентября 1974 года поступил на дневное (очное) обучение по специальности «Газовое хозяйство» в Ереванский химико-технологический техникум (в настоящее время Ереванский государственный технологический колледж). Согласно приказу № 78 от 2 марта 1978 года истец окончил дневное (очное) обучение по специальности «Газовое хозяйство» вышеуказанного техникума.

В соответствии с п. 40 Правил №555 (п.59 действующих Правил №1015), документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).

Российская Федерация является участником Соглашений стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".

В преамбуле Соглашения от 13.03.1992 говорится о том, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Данный международный договор подлежит применению, поскольку Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" (путем подписания договора).

Согласно Постановление Минтруда РФ от 17 октября 2003 г. N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Спорный период (с 01.09.1974 г. по 26.02.1978 г.) приходится на период действия Закона СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" (утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР"). В силу пункта в статьи 1 указанного закона, право на государственную пенсию имели, в том числе, учащиеся высших, средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров. Указанное положение подтверждено пунктом «е» статьи 3 Закона СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан СССР». В силу статьи 91 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, учеба, включаемая в общий трудовой стаж подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

Таким образом, Пенсионный фонд неправомерно исключил данный период их страхового стажа истца.

Также в страховой стаж истца не был принят период прохождения НАзаретяном Ж.П. военной службы с 30.04.1978г. по 13.05.1980г. (календарно - 02 года 14 дней + 02 года 14 дней в льготном исчислении), в двойном размере, согласно нормам действующего законодательства

Не принимая к зачету указанный период, Пенсионный фонд в своем решении указал, что данные периоды могут включаться в страховой стаж, требуемый для определения права на страховую пенсию, только с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П по нормам ранее действующего Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». Однако, в соответствии со ст. 4 Закона 340-1 от 20.11.1990г. и с учетом постановления Конституционного суда РФ № 2-П, проживающие в Российской Федерации граждане других союзных республик иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, т.е. должно быть подтверждено постоянное проживание на территории Российской Федерации на 01.01.2002г. (на момент оценки пенсионных прав – вступления в силу Закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ»). Оценка пенсионных прав (конвертация) — это преобразование пенсионных прав в виде общего трудового стажа и заработка, приобретенных гражданином на 01.01.2002 (до начала пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала по определенной формуле.

У тех граждан, которые проходили военную службу до 01.01.2002 г. – срок военной службы включается в общий стаж работы в двойном размере. Такое положение закреплено в п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ, в котором указано: исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.

В силу п. 3 ст. 10 Закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ: «время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж как один день военной службы за два дня работы.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Кроме того,в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П согласно которой положения пункта 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Таким образом, на период прохождения истцом службы в Советской Армии с 30.04.1978 г. по 13.05.1980г. действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в льготном исчислении в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав заявителя в области пенсионного обеспечения.

Соответственно, вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права из расчёта один день военной службы за два дня работы.

В данном случае Пенсионный фонд неправомерно исключает этот период из страхового стажа, ведь Назаретяну Ж.П. пенсия назначается как гражданину РФ, а не как иностранному гражданину, прибывшему из республики, с которой заключено соглашение. В Армении ему пенсия не назначалась, и в настоящий момент на него распространяется пенсионное законодательство РФ как на гражданина РФ, поэтому ему не надо, в данном случае, доказывать факт его проживания на территории России на 2002год.

Также, ответчиком не был принят к зачету период работы истца на Ереванском Камвольном комбинате (Республика Армения) с 21.11.1980 г. по 13.07.1981 года (07 месяцев 22 дня). Не принимая указанный период работы истца, пенсионный фонд указал, что документально не подтверждается факт работы.

Пенсионный фонд указывает, что в трудовой книжке /номер/ от 29.03.1978г., выданной Назаретяну Ж.П., запись за номером 4 от 13.07.1981г. об увольнении заверена печатью, которая не читается.

Кроме того, в соответствии п. 2, п. 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России 27 февраля 2002 года, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы: *о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; * а к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17.12.2001 - подтверждающие стаж на соответствующих видах работ (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 Закона от 17.12.2001).

Однако, в соответствии п. 9 ст. 21 Федерального закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Суд полагает, что данные доводы не основаны на законе. В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

На основании п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы гражданина, является трудовая книжка установленного образца.

Аналогичная норма содержится в п. 11 Постановления Правительства РФ N 1015 от 02.10.2014 г. "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", вступившем в законную силу с 01.01.2015 г.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу п. 2 ст. 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее – Рекомендации).

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года №203-16).

Согласно п. 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства (п. 49 Правил).

Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (п. п. 58 - 60 Правил). При этом, суд принял во внимание сведения, содержащиеся в трудовой книжке истца, никем не оспоренные. Согласно действующим правилам, ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. В связи с чем, право на получение пенсии, ее размер, не должно ставиться в зависимость от надлежащего исполнения обязанности по заполнению трудовой книжки работодателем и приводить к ущемлению прав работника.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.

Согласно п. 45 Постановления ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя. За нарушение установленного настоящими Правилами порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Этот факт сам по себе не может являться основанием для возложения на истца неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения истца права на зачет спорного периода работы в страховой стаж, поскольку действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременное и правильное отражение сведений о специальном стаже либо ставили в зависимость от исполнения застрахованным лицом такой обязанности, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, содержащуюся в его Постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П. Истец не может нести ответственность перед пенсионным фондом за недобросовестное исполнение работодателем своих обязанностей по заполнению документов, послуживших основанием для начисления льготной пенсии, за сохранность технологических и иных документов.

Работа в спорный период в указанной организации подтверждается записью в трудовой книжке, которая в соответствии со ст. 66 ТК РФ и ст. 39 КЗоТ, является основным документом о трудовом стаже и деятельности работника и ответчиком не оспаривается. Суд полагает, что отсутствует вина работника в том, что работодатель неполно оформил все необходимые документы для назначения пенсии, в том числе заверил записи печатью, которая плохо просматривается. В трудовой книжке имеется прямое указание на начало трудовой деятельности истца, с указание должности и основания (приказа). При этом пенсионный фонд располагал документами, подтверждающими трудовую деятельность Назаратена Ж.П. в этот период, однако по формальным признакам данный период работы истца был исключен из его страхового стажа.

Суд считает, что ошибочное оформление документов работодателем не может повлиять на права работника, в том числе, на назначение пенсии, поскольку это обстоятельство от работника не зависит. Отказ в начислении истцу пенсии безосновательно лишает его права на назначение ему пенсии на льготных условиях, что гарантировано Конституцией РФ.

Суд полагает, что решение Пенсионного фонда от 31.07.2018года /номер/ в части отказа в установлении (выплате ) пенсии, поскольку не приняты к зачету вышеуказанные периоды работы, обучения и службы в армии, поэтому у Назаретяна Ж.П. отсутствует необходимая продолжительность страхового стажа 9 лет и индивидуальный пенсионный коэффициент 13.8 баллов, является несостоятельным и не соответствующим закону, в этой части подлежит отмене.

Разрешая требования по существу, суд, руководствуется положениями ст. 11 вышеуказанного Соглашения, в соответствии с которыми, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Ответчик не представил доказательства, подтверждающие наличие иных оснований, препятствующих назначению страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, в связи с установлением наличия у истца необходимого стажа работы, дающего право на назначение страховой пенсии по старости на основании норм действующего законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона РФ № 400-ФЗ от 29.12.2013г. «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Аналогичное положение содержится и в абзаце 1 пункта 7 совместного Постановления Минтруда РФ № 17 и Пенсионного фонда № 19пб от 27 февраля 2002г., утвердившего Правила обращения за пенсией, назначении пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которому граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

Из положения данных норм вытекает, что при наличии права на пенсию, непосредственное ее установление связывается с волеизъявлением лица, претендующего на назначение ему пенсии.

Таким образом, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что право на получение пенсии у Назаретяна Ж.П., 05.05.1958 года рождения, возникло с 05.05.2018года, по достижению им возраста 60 лет. С учетом того, что решение об отказе в установлении (выплате) пенсии /номер/, принятое 31.07.2018года, которым Назаретяну Ж.П. было отказано в назначении пенсии, суд признал это решение в части отказа в назначении пенсии не соответствующим закону, то имеются правовые основания, с учетом норм действующего законодательства, для назначения пенсии Назаретяну Ж.П. 05.05.2018года.

Ответчик не представил доказательства, подтверждающие наличие иных оснований, препятствующих назначению страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, в связи с установлением наличия у истца необходимого стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании норм действующего законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 194,197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение комиссии ГУ-УПФ РФ № 23 по г. Москве и Московской области об отказе в установлении (выплате) пенсии /номер/ от 31.07.2018года ГУ-УПФ РФ № 23 по г. Москве и Московской области в части отказа в назначении Назаретяну Ж. П. страховой пенсии по старости, незаконным.

Обязать ГУ-ГУ ПФР №1 по г. Москве и Московской области принять к зачету в необходимый требуемый страховой стаж Назаретяна Ж. П., дающий ему право на назначение страховой пенсии по старости, согласно ст. 8 Закона РФ от 28.12.2013года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды его работы:

- период учебы в Ереванском химико-технологическом техникуме с 01.09.1974года по 26.02.1978 года (03года 05месяцев 26 дней);

- период военной службы с 30.04.1978 года по 13 05.1980 года ( в двойном размере) (04года 00 месяцев 28 дней) ;

- периода работы в Ереванском Камвольном комбинате (Республика Армения) с 21.11.1980 года по 13.07.1981года (07 месяцев 22 дня),

обязав ГУ–ГУПФР №1 по г. Москве и Московской области назначить Назаретяну Ж. П. страховую пенсию по старости с момента возникновения права на такую пенсию, т.е. с 5 мая 2018года.

Исковые требования Назаретяна Ж. П. о назначении досрочной страховой пенсии с 24.04.2018года, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено /дата/

Судья:             Н.Ф. Коренева

2-497/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Назаретяну Ж. П.
Назаретян Ж. П.
Назаретян Жора Петрович
Ответчики
ГУ ГУПФ РФ № 1 по г. Москве и Московской области
Суд
Клинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
klin.mo.sudrf.ru
07.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2018Передача материалов судье
09.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.12.2018Предварительное судебное заседание
30.01.2019Предварительное судебное заседание
26.03.2019Судебное заседание
20.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2020Дело оформлено
22.06.2020Дело передано в архив
26.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее