Решение от 16.03.2020 по делу № 2а-1084/2020 от 18.02.2020

Дело № 2а-1084/2020

Принято в окончательной форме 25 марта 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2020 года           город Мурманск

    

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе:

председательствующего – судьи Шуминовой Н.В.,

при секретаре – Лопотовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Полюшкина О.В. об оспаривании ответа заместителя начальника – начальника СУ УМВД России по Мурманской области Каширца В.В., понуждении к устранению нарушения прав,

УСТАНОВИЛ:

Полюшкин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании ответа заместителя начальника – начальника СУ УМВД России по Мурманской области Каширца В.В., понуждении к устранению нарушения прав.

В обоснование требований указал, что он в декабре 2019 года обратился в УМВД России по Мурманской области с заявлением, в котором просил сообщить, какую должность на 23.06.2016 года занимала ФИО1. Однако ответчик в лице заместителя начальника – начальника СУ УМВД России по МО Каширца В.В. отказал ему в предоставлении данной информации, указав, что он мог ее получить при ознакомлении с материалами своего уголовного дела. Однако данная ссылка несостоятельна, поскольку из иного дела по его административному исковому заявлению следовало, что уголовное дело не всегда содержит в себе объективную и достоверную информацию, никакой справки, где имелось бы указание на должность ФИО1 по состоянию на 23.06.2016 года, в нем нет. На основании изложенного просит признать отказ в предоставлении запрошенной информации незаконным и понудить восстановить его нарушенное право.

Административный истец – Полюшкин О.В. в судебном заседании посредством использования ВКС поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в нем, также пояснил, что полагает, что в данном случае ссылка на то, что информация о том, какую должность занимала ФИО1 является персональными данными не состоятельна, поскольку в иных случаях ему давали ответы и никто не заявлял о том, что это что-то персональное. Его уголовное дело сфабриковано, и поскольку его адвокат не сделал своей работы, он в настоящее время пытается доказать факт того, что он осужден необоснованно. Отказ в предоставлении информации в данном случае нарушает его право на рассмотрение обращения и получение необходимой информации. Подтвердил, что ему будет достаточно получения копии письма в адрес начальника правового отдела, в котором указана запрошенная им информация. Не возражал против рассмотрения дела в отсутствие Каширца В.В.

Представитель административного ответчика – УМВД России по Мурманской области в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что в данном случае речь идет о том, что информация о сотрудниках МВД России, в том числе, и о занимаемой ими должности, отнесена к персональным данным, раскрывать которые без согласия субъекта третьим лицам УМВД не может. Соответственно, именно поэтому и был дан такой ответ истцу, а кроме того, довод о том, что он не может доверять материалам уголовного дела, не свидетельствует о нарушении его прав при рассмотрении его обращения от декабря 2019 года. В то же время не оспаривала право административного истца на получение документов, представленных в материалы дела, стороной которого он является. Не возражала против рассмотрения дела в отсутствие Каширца В.В.

Административный ответчик Каширец В.В. в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и несогласии с административным иском в полном объеме.

Суд, учитывая позицию иных участвующих в деле лиц, а также представленное суду ходатайство Каширца В.В., находит обоснованным рассмотреть дело при настоящей явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Из смысла ч. 2 данной статьи следует, что использование гражданами РФ права на получение информации в ответ на поданные в установленном вышеназванным Федеральным законом порядке обращения не распространяется на установленные законом конфиденциальные сведения, поскольку иное может привести к нарушению прав третьих лиц, а значит нарушит конституционный принцип равноправия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

В силу статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Таким образом, к персональным данным лица следует относить, прежде всего, его фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы, а также другую информацию, при которой возможно идентифицировать конкретное лицо.

Согласно положениям статьи 39 Федерального закона от 30.11.2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях ведутся личные дела, документы учета сотрудников органов внутренних дел, банки данных о сотрудниках и гражданах, поступающих на службу в органы внутренних дел, содержащие персональные данные сотрудников, сведения об их служебной деятельности и стаже службы, а также персональные данные членов семей сотрудников и граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел.

Передача персональных данных сотрудника третьей стороне не допускается без согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Сведения, содержащиеся в личном деле и документах учета сотрудника органов внутренних дел, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной) и (или) сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.

Как следует из содержания частей 1, 2 статьи 40 указанного выше Федерального закона в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях на основании персональных данных сотрудников органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр сотрудников органов внутренних дел.

Сведения, содержащиеся в реестре сотрудников органов внутренних дел, а также сведения о гражданах, поступающих на службу в органы внутренних дел, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной) и (или) сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.

Сведения, содержащиеся в личных делах сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, являющихся государственными служащими (преамбула к Положению о службе в органах внутренних дел в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1), представляет собой персонифицированную информацию, непосредственно затрагивающую права и законные интересы сотрудников.

Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, согласно пункту 1 которого к таким сведениям относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

В силу статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 211 от 21.03.2012 года «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами», МВД России 29.12.2016 года издан приказ № 925 «О некоторых вопросах обработки персональных данных в МВД России», действовавший на момент обращения Полюшкина О.В. Согласно данному приказу в Перечень персональных данных, обрабатываемых МВД России в связи с реализацией служебных или трудовых отношений, а также в связи с оказанием госуслуг и осуществлением государственных функций относятся сведения о службе органах внутренних дел РФ, в федеральных органах исполнительной власти и иных федеральных государственных органах на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий (п.36), занимаемая должность (п. 40) и ФИО (п. 1).

Приказом МВД России № 949 от 21.12.2017 года «О некоторых мерах, направленных на обеспечение выполнения МВД России обязанностей, предусмотренных ФЗ «О персональных данных» в системе МВД России обрабатываются персональные данные сотрудников, одними из составляющих которых являются занимаемая должность (п. 9.35), а также ФИО сотрудника (п. 9.1).

Установлено, что 23.12.2019 года Полюшкин О.В. направил в адрес УМВД России по МО обращение (запрос) о том, какую должность по состоянию на 27.06.2016 года занимала ФИО1 указав также ее ФИО. 13.01.2020 года в его адрес направлен ответ за подписью заместителя начальника УМВД России по МО Каширца В.В., из которого следует, что в предоставлении данной информации ему отказано, а сам Полюшкин О.В. в полной мере мог использовать свое право на получение всей необходимой информации при ознакомлении с материалами уголовного дела в порядке ст. 217 УПК РФ.

Исходя из норм Федерального закона № 59-ФЗ, рассмотрение обращения Полюшкина О.В. состоялось в установленные сроки, уполномоченным на это должностным лицом, что, собственно, и не оспаривается административным истцом, фактически, выразившим несогласие с ограничением его доступа к информации, на получение которой он рассчитывал, направляя свое обращение.

Однако суд, руководствуясь статьями 59-62 КАС РФ, а также статьей 84 КАС РФ, приходит к выводу, что позиция административного истца несостоятельна с учетом вышеизложенного.

Отказ в предоставлении запрошенной Полюшкиным О.В. информации являлся обоснованным, отсутствие в ответе от 13.01.2020 года нормативно-правового обоснования со ссылкой на вышеприведенные нормы законодательства и внутренние нормативно-правовые акты МВД России не опровергает этого, принимая во внимание также Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 года. Статья 9 данного закона четко оговаривает, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Административным истцом не приведено никаких доказательств того, что не предоставление запрошенной им информации каким-либо образом нарушило его права и законные интересы, учитывая, что ссылка на то, что таким образом он пытается оспорить приговор суда по уголовному делу, не свидетельствует об обратном, принимая во внимание, что обжалование приговора производится в ином порядке, предусмотренном УПК РФ, и на существо предъявленного Полюшкину О.В. обвинения и его доказанность должность ФИО1 не влияет, как и ее ФИО.

Довод о том, что иные органы давали ответы на его обращения, не ограничивая его право на получение информации, также не принимается судом, поскольку Полюшкиным О.В. не представлено допустимых и относимых доказательств этого, учитывая, что характер запрашиваемой информации в этих случаях мог быть иным и доступ к ней не ограничивался действующим законодательством.

Кроме того, суд учитывает, что в данном случае Полюшкин О.В. фактически получил информацию, которую запрашивал в своем обращении, в рамках настоящего дела, поскольку она была озвучена в ходе судебного заседания, а в силу КАС РФ, он имеет право на доступ ко всем материалам дела, выразив согласие на получение копии ответа в адрес правового отдела УМВД России по МО, данного замначальника УМВД России по МО Каширцем В.В., которая будет направлена в его адрес судом.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░

2а-1084/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Полюшкин Олег Владимирович
Ответчики
УМВД России по МО
заместитель начальника Каширец В.В.
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Шуминова Надежда Викторовна
Дело на сайте суда
okt.mrm.sudrf.ru
18.02.2020Регистрация административного искового заявления
19.02.2020Передача материалов судье
28.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2020Судебное заседание
16.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее