Дело № 2а-1084/2020
Принято в окончательной форме 25 марта 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2020 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе:
председательствующего – судьи Шуминовой Н.В.,
при секретаре – Лопотовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Полюшкина О.В. об оспаривании ответа заместителя начальника – начальника СУ УМВД России по Мурманской области Каширца В.В., понуждении к устранению нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Полюшкин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании ответа заместителя начальника – начальника СУ УМВД России по Мурманской области Каширца В.В., понуждении к устранению нарушения прав.
В обоснование требований указал, что он в декабре 2019 года обратился в УМВД России по Мурманской области с заявлением, в котором просил сообщить, какую должность на 23.06.2016 года занимала ФИО1. Однако ответчик в лице заместителя начальника – начальника СУ УМВД России по МО Каширца В.В. отказал ему в предоставлении данной информации, указав, что он мог ее получить при ознакомлении с материалами своего уголовного дела. Однако данная ссылка несостоятельна, поскольку из иного дела по его административному исковому заявлению следовало, что уголовное дело не всегда содержит в себе объективную и достоверную информацию, никакой справки, где имелось бы указание на должность ФИО1 по состоянию на 23.06.2016 года, в нем нет. На основании изложенного просит признать отказ в предоставлении запрошенной информации незаконным и понудить восстановить его нарушенное право.
Административный истец – Полюшкин О.В. в судебном заседании посредством использования ВКС поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в нем, также пояснил, что полагает, что в данном случае ссылка на то, что информация о том, какую должность занимала ФИО1 является персональными данными не состоятельна, поскольку в иных случаях ему давали ответы и никто не заявлял о том, что это что-то персональное. Его уголовное дело сфабриковано, и поскольку его адвокат не сделал своей работы, он в настоящее время пытается доказать факт того, что он осужден необоснованно. Отказ в предоставлении информации в данном случае нарушает его право на рассмотрение обращения и получение необходимой информации. Подтвердил, что ему будет достаточно получения копии письма в адрес начальника правового отдела, в котором указана запрошенная им информация. Не возражал против рассмотрения дела в отсутствие Каширца В.В.
Представитель административного ответчика – УМВД России по Мурманской области в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что в данном случае речь идет о том, что информация о сотрудниках МВД России, в том числе, и о занимаемой ими должности, отнесена к персональным данным, раскрывать которые без согласия субъекта третьим лицам УМВД не может. Соответственно, именно поэтому и был дан такой ответ истцу, а кроме того, довод о том, что он не может доверять материалам уголовного дела, не свидетельствует о нарушении его прав при рассмотрении его обращения от декабря 2019 года. В то же время не оспаривала право административного истца на получение документов, представленных в материалы дела, стороной которого он является. Не возражала против рассмотрения дела в отсутствие Каширца В.В.
Административный ответчик Каширец В.В. в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и несогласии с административным иском в полном объеме.
Суд, учитывая позицию иных участвующих в деле лиц, а также представленное суду ходатайство Каширца В.В., находит обоснованным рассмотреть дело при настоящей явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Из смысла ч. 2 данной статьи следует, что использование гражданами РФ права на получение информации в ответ на поданные в установленном вышеназванным Федеральным законом порядке обращения не распространяется на установленные законом конфиденциальные сведения, поскольку иное может привести к нарушению прав третьих лиц, а значит нарушит конституционный принцип равноправия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В силу статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.
Таким образом, к персональным данным лица следует относить, прежде всего, его фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы, а также другую информацию, при которой возможно идентифицировать конкретное лицо.
Согласно положениям статьи 39 Федерального закона от 30.11.2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях ведутся личные дела, документы учета сотрудников органов внутренних дел, банки данных о сотрудниках и гражданах, поступающих на службу в органы внутренних дел, содержащие персональные данные сотрудников, сведения об их служебной деятельности и стаже службы, а также персональные данные членов семей сотрудников и граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел.
Передача персональных данных сотрудника третьей стороне не допускается без согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Сведения, содержащиеся в личном деле и документах учета сотрудника органов внутренних дел, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной) и (или) сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.
Как следует из содержания частей 1, 2 статьи 40 указанного выше Федерального закона в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях на основании персональных данных сотрудников органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр сотрудников органов внутренних дел.
Сведения, содержащиеся в реестре сотрудников органов внутренних дел, а также сведения о гражданах, поступающих на службу в органы внутренних дел, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной) и (или) сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.
Сведения, содержащиеся в личных делах сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, являющихся государственными служащими (преамбула к Положению о службе в органах внутренних дел в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1), представляет собой персонифицированную информацию, непосредственно затрагивающую права и законные интересы сотрудников.
Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, согласно пункту 1 которого к таким сведениям относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
В силу статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 211 от 21.03.2012 года «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами», МВД России 29.12.2016 года издан приказ № 925 «О некоторых вопросах обработки персональных данных в МВД России», действовавший на момент обращения Полюшкина О.В. Согласно данному приказу в Перечень персональных данных, обрабатываемых МВД России в связи с реализацией служебных или трудовых отношений, а также в связи с оказанием госуслуг и осуществлением государственных функций относятся сведения о службе органах внутренних дел РФ, в федеральных органах исполнительной власти и иных федеральных государственных органах на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий (п.36), занимаемая должность (п. 40) и ФИО (п. 1).
Приказом МВД России № 949 от 21.12.2017 года «О некоторых мерах, направленных на обеспечение выполнения МВД России обязанностей, предусмотренных ФЗ «О персональных данных» в системе МВД России обрабатываются персональные данные сотрудников, одними из составляющих которых являются занимаемая должность (п. 9.35), а также ФИО сотрудника (п. 9.1).
Установлено, что 23.12.2019 года Полюшкин О.В. направил в адрес УМВД России по МО обращение (запрос) о том, какую должность по состоянию на 27.06.2016 года занимала ФИО1 указав также ее ФИО. 13.01.2020 года в его адрес направлен ответ за подписью заместителя начальника УМВД России по МО Каширца В.В., из которого следует, что в предоставлении данной информации ему отказано, а сам Полюшкин О.В. в полной мере мог использовать свое право на получение всей необходимой информации при ознакомлении с материалами уголовного дела в порядке ст. 217 УПК РФ.
Исходя из норм Федерального закона № 59-ФЗ, рассмотрение обращения Полюшкина О.В. состоялось в установленные сроки, уполномоченным на это должностным лицом, что, собственно, и не оспаривается административным истцом, фактически, выразившим несогласие с ограничением его доступа к информации, на получение которой он рассчитывал, направляя свое обращение.
Однако суд, руководствуясь статьями 59-62 КАС РФ, а также статьей 84 КАС РФ, приходит к выводу, что позиция административного истца несостоятельна с учетом вышеизложенного.
Отказ в предоставлении запрошенной Полюшкиным О.В. информации являлся обоснованным, отсутствие в ответе от 13.01.2020 года нормативно-правового обоснования со ссылкой на вышеприведенные нормы законодательства и внутренние нормативно-правовые акты МВД России не опровергает этого, принимая во внимание также Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 года. Статья 9 данного закона четко оговаривает, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Административным истцом не приведено никаких доказательств того, что не предоставление запрошенной им информации каким-либо образом нарушило его права и законные интересы, учитывая, что ссылка на то, что таким образом он пытается оспорить приговор суда по уголовному делу, не свидетельствует об обратном, принимая во внимание, что обжалование приговора производится в ином порядке, предусмотренном УПК РФ, и на существо предъявленного Полюшкину О.В. обвинения и его доказанность должность ФИО1 не влияет, как и ее ФИО.
Довод о том, что иные органы давали ответы на его обращения, не ограничивая его право на получение информации, также не принимается судом, поскольку Полюшкиным О.В. не представлено допустимых и относимых доказательств этого, учитывая, что характер запрашиваемой информации в этих случаях мог быть иным и доступ к ней не ограничивался действующим законодательством.
Кроме того, суд учитывает, что в данном случае Полюшкин О.В. фактически получил информацию, которую запрашивал в своем обращении, в рамках настоящего дела, поскольку она была озвучена в ходе судебного заседания, а в силу КАС РФ, он имеет право на доступ ко всем материалам дела, выразив согласие на получение копии ответа в адрес правового отдела УМВД России по МО, данного замначальника УМВД России по МО Каширцем В.В., которая будет направлена в его адрес судом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░