Решение по делу № 2-882/2019 от 08.10.2019

УИД 10RS0017-01-2019-001163-66

Дело № 2-882/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2019 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,

при секретаре Ефремовой Г.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евсеенкова М.С. к администрации Сортавальского муниципального района и Министерству социальной защиты Республики Карелия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,

установил:

иск предъявлен по тем основаниям, что истец относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей. В период с 05.03.2014 по 03.06.2019 он являлся воспитанником МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детский дом (с 30.12.2015 ГБУ СО РК «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №7»), и находился на полном государственном обеспечении. В соответствии с распоряжением администрации Сортавальского муниципального района <Номер обезличен> от <Дата обезличена> установлен факт невозможности проживания истца в закрепленной за ним квартире <Адрес обезличен>, на основании экспертного заключения Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах» от 06.10.2015 №556-г/4, которым данная квартира признана не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Этим же распоряжениям Евсеенков М.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Истец указывает, что проживать по месту регистрации невозможно, в связи с чем он вынужден проживать в одной квартире с семьей своей сестры. Право на получение жилья у истца возникло 04.06.2019. Ссылаясь на нормы ст. 40 Конституции РФ, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, положения ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просит обязать администрацию Сортавальского муниципального района предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение, согласно нормам, действующим на территории Сортавальского городского поселения.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены.

Истец ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, доводы иска поддерживает.

Ответчик администрация Сортавальского муниципального района ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменных возражениях по иску указали, что Евсеенков М.С. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района №1334 от 30.10.2015 установлен факт невозможности проживания истца в закрепленном за ним жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, и этим же распоряжением Евсеенков М.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района №1194 от 29.12.2015 внесены изменения в текст распоряжения №1334 от 30.10.2015, где закреплённое жилое помещение за Евсеенковым М.С. указано по адресу: <Адрес обезличен>. Согласно заключению межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания №0716 от 04.10.2016, администрацией Хелюльского городского поселения вынесено постановление №98 от 04.10.2016, которым многоквартирный дом, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, признан аварийным и подлежащим сносу. Финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц, в категории которых относится истец, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Законом Республики Карелия от 06.05.2019 №2371-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (принят ЗС РК 30.04.2019) распределены субвенции в бюджет района на осуществление государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 10758000,00 руб. Поскольку средняя цена жилых помещений, удовлетворяющих требованиям законодательства и имеющихся на рынке недвижимости в границах Сортавальского муниципального района составляет 1350000,00 руб., в рамках предоставленного финансирования у администрации имеется возможность приобрести всего 8 квартир. В 2019 по договорам найма специализированного жилого помещения, администрацией предоставлено 6 жилых помещений лицам, относящимся к числу детей, оставшихся без попечения родителей. До конца 2019 планируется предоставление еще двух жилых помещения. Администрация предоставляет жилые помещения в порядке очередности возбужденных исполнительных производств. По состоянию на 29.10.2019 очередь из имеющихся исполнительных производств составляет 8 человек. Ответчик в настоящий момент не располагает денежными средствами для приобретения жилого помещения истцу. В удовлетворении исковых требований просят отказать.

Ответчик Министерство социальной защиты Республики Карелия просил рассмотреть дело без своего участия. В представленном отзыве по иску указали, что в соответствии с приказом №331–П от 07.10.2016 Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия истец включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Законом Республики Карелия от 21.12.2018 №2337-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (принят ЗС РК 14.12.2018) Сортавальскому муниципальному району Республики Карелия предусмотрена субвенция на осуществление государственных полномочий Республики Карелия, предусмотренных Законом Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» (принят ЗС РК 17.11.2005), по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере 10940000,00 руб.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 27 «Конвенции о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, определены федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон).

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Пунктом 4 ст.8 Закона предусмотрены обстоятельства, при наличии которых признается невозможным проживание лиц из указанной выше категории в ранее занимаемых жилых помещениях

В силу п. 3 ст. 8 Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона.

До 03.11.2017 уполномоченным органом Республики Карелия по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), являлось Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия. В Список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 Закона).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Закона.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в части 6 статьи 3 настоящего Закона.

Установлено, что Евсеенков М.С., <Дата обезличена> г.р., с 05.03.2014 по 03.06.2019 являлся воспитанником МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детский дом (с 30.12.2015 ГБУ СО РК «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №7»), и находился на полном государственном обеспечении.

Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 31.10.2014, Евсеенкова С.С., <Дата обезличена> г.р. и Евсеенков С.А., <Дата обезличена> г.р. лишены родительских прав в отношении Евсеенкова М.С., <Дата обезличена> г.р. В настоящее время истец фактически проживает по адресу: <Адрес обезличен> имеет регистрацию по адресу: <Адрес обезличен> Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости отсутствуют сведения о правах на объекты недвижимости, расположенные на территории Российской Федерации в отношении Евсеенкова М.С., <Дата обезличена> г.р.

Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района №1334 от 30.10.2015 «Об установлении факта невозможности проживания Евсеенкова М.С. в ранее занимаемом жилом помещении» установлен факт невозможности проживания истца в закрепленной за ним квартире №4 дома №6 по Советскому переулку г.Сортавала, на основании экспертного заключения Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в г.Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах» от 06.10.2015 №556-г/4, которым данная квартира признана соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях; Евсеенков М.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района №1194 от 29.12.2015 «О внесении изменений в распоряжение администрации Сортавальского муниципального района от 30.10.2015 №1334» внесены изменения в текст распоряжения №1334 от 30.10.2015, где закреплённое жилое помещение за Евсеенковым М.С. указано по адресу: <Адрес обезличен>.

Постановлением администрации Хелюльского городского поселения №98 от 04.10.2016 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и принятию мер по отселению» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Приказом №331–П от 07.10.2016 Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия Евсеенков М.С. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Тем самым, истец имеет право на обеспечение жилым помещением в установленном порядке согласно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку на настоящий момент это право не реализовано. Иного жилого помещения истец не имеет, в т.ч., на праве собственности.

В связи с изложенным на администрацию Сортавальского муниципального района должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах Сортавальского муниципального района.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, т.к. предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

При этом суд полагает, что исходя из заявленных требований, Министерство социальной защиты Республики Карелия является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, поскольку каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления субъектом государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма органами местного самоуправления, либо возлагающий дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит, что исключает правовые основания для удовлетворения заявленных требований к Министерству социальной защиты Республики Карелия о предоставлении жилого помещения.

Согласно ст. 98 ГПК РФ, с ответчика администрации Сортавальского муниципального района в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплаченной государственной пошлине, учитывая неимущественный характер спора - в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Евсеенкова М.С. удовлетворить частично.

Обязать администрацию Сортавальского муниципального района предоставить Евсеенкову М.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах Сортавальского муниципального района.

В остальной части в иске отказать.

Взыскать с администрации Сортавальского муниципального района в пользу Евсеенкова М.С. расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Л.П. Вакуленко

Мотивированное решение изготовлено - 01.11.2019.

2-882/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Евсеенков Михаил Сергеевич
Ответчики
Администрация СМР
Министерство социальной защиты РК
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Вакуленко Лариса Петровна
Дело на сайте суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
08.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2019Передача материалов судье
09.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2019Судебное заседание
08.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2019Передача материалов судье
08.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2019Судебное заседание
05.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2019Передача материалов судье
10.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2019Судебное заседание
24.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2020Судебное заседание
11.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2019Дело оформлено
30.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее