Дело № 2-595/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Усинск 16 мая 2017 года
Усинский городской суд Республики Коми,
в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.
при секретаре Булатовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Выучевской С.А. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска» о признании действий незаконными, признании права на получение компенсации расходов по оплате освещения жилого помещения в размере фактически понесенных расходов на оплату электроэнергии, взыскании недополученной суммы компенсации на оплату услуг освещения,
УСТАНОВИЛ:
Выучевская С.А. обратилась с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска» о признании действий незаконными, обязании произвести компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения за период с ... года по ... года включительно в размере фактических понесенных расходов на оплату электроснабжения на общую сумму 14 820,00 рублей, мотивируя тем, что она работает в МБОУ «СОШ» ... Республики Клми в должности учителя. С дд.мм.гггг. по настоящее время ее затраты на оплату электроэнергии органом социальной защиты населения возмещаются в пределах установленных нормативов потребления электроэнергии на освещение жилого помещения, что недопустимо исходя из норм законодательства Российской Федерации и Республики Коми.
В судебное заседание истец Выучевская С.А. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, просил применить срок исковой давности, в соответствии с которым исковые требования ограничены периодом с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., в связи с чем сумма иска должна составлять 8 417,02 рублей, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Акционерного общества в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец Выучевская С.А. зарегистрирована в ГБУ РК «Центр по предоставлению услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска» как получатель мер социальной поддержки в связи с осуществлением педагогической деятельности, так как работает учителем в МБОУ «СОШ» .... Зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ....
Судом установлено, что Выучевская С.А. получала меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по категории лиц из числа педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа.
В связи с тем, что жилое помещение Выучевской С.А. не оборудовано отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, с дд.мм.гггг. и по дд.мм.гггг. включительно ответчиком предоставлялись истцу меры социальной поддержки исходя из норматива потребления электрической энергии на освещение. Разница между фактическими расходами Выучевской С.А. на оплату энергоснабжения и выплаченной ей денежной компенсации расходов на освещение, исходя из норматива потребления, за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. составила 14 820,00 рублей.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса, согласно которой, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Суд считает, что истцу Выучевской С.А. стало известно о нарушении ее права на компенсацию расходов в размере фактических расходов на оплату электроснабжения в ..., однако в суд с исковым заявлением она обратилась только дд.мм.гггг.. Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока исковой давности, истцом не представлено, в связи с чем суд считает, что исковые требования Выучевской С.А. ограничены периодом с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг..
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с п.п. «е» и «ж» ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно требованиям ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, обязан применить нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
На основании абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», в редакции, действовавшей до 11.01.2011, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания приведенной нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом, положения федерального закона не предполагали какого-либо ограничения, в том числе размера занимаемой жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 был изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имели право на предоставление компенсации расходов на оплату жилым помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением иных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливался законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивался за счет средств бюджетов Российской Федерации.
Изменение формы предоставления соответствующих мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не установило какие-либо ограничения гарантированного федеральным законодательством права педагогических работников на их получение.
Правильность такой правовой позиции была подтверждена ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ, согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1, не могли снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
С 01.09.2013 Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепившего для педагогических работников аналогичные социальные гарантии.
Так, в соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом в силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Подпункт 4 п. 1(1) ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (в ред. Закона РК от 02.05.2012 № 26-РЗ) устанавливал право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, на меры социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения.
Согласно положениям пунктов 15 и 17 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РК от 05.05.2009 № 115 (в редакции Постановления Правительства РК от 25.12.2012 № 605), меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Расчет суммы компенсации выполняется центрами: исходя из начисленных организациями сумм для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), объема прав граждан на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях - исходя из площади занимаемых комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении; на основе сведений организаций о начисленных суммах для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), тарифах (ценах) за физическую единицу и нормативах потребления услуг (жилищных, коммунальных).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1(1) ст. 18 Закона РК от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (с изм. от 24.06.2013 № 54-РЗ, вступившими в силу с 12.07.2013) педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, предоставляются меры социальной поддержки, включая оплату в размере 100 процентов за освещение.
Статьей 20.1 Закона РК от 12.11.2004 № 55-РЗ полномочия по утверждению Правил предоставления мер социальной поддержки возложены на Правительство Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 07.10.2013 № 383, вступившим в законную силу с 28.10.2013, дополнены пунктом 15-1
Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115, согласно которому сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в части 1(1) ст. 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми, определяется: 1) для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - исходя из показаний установленных отдельных приборов учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения; 2) для проживающих в жилых помещениеях, не оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - в пределха установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).
Судом установлено, что жилое помещение Выучевской С.А. оборудовано прибором учета электрической энергии, расходуемой как на освещение, так и иные бытовые нужды, отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение не оборудовано. На этом основании с 01.08.2013 ответчик производил начисление и выплату денежной компенсации по оплате освещения, исходя из размеров нормативов, утвержденных Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 25.03.2015 № 16/1 (ранее от 23.08.2012 № 62/21) «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Республики Коми».
Между тем, из положений п. 4 ст. 154 ЖК РФ не следует, что услуга по освещению является самостоятельной коммунальной услугой, так же как и Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не предусмотрена обязанность владельцев жилых помещений обеспечивать раздельный учет электроэнергии, используемой для целей освещения и на иные нужды.
Указанный вывод также следует из Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, которые не предусматривают раздельный учет платы за электрическую энергию и за освещение.
Вместе с тем, нормы федерального законодательства не устанавливают и порядка оборудования жилых помещений отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение.
Анализ приведенных выше правовых норм федерального законодательства и законодательства Республики Коми в их системном единстве, позволяет суду сделать вывод о том, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности и поселках городского типа гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом, положения Федерального закона «Об образовании» (по правоотношениям до 01.09.2013), Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (по правоотношениям с 01.09.2013) и Закона Республики Коми «О социальной защите населения в Республике Коми» (в редакции Закона РК от 24.06.2013 № 54-РЗ) ранее, до 01.01.2016, не предполагали какого-либо ограничения возмещения расходов по оплате освещения, в том числе в виде нормативов потребления коммунальных услуг.
Законом Республики Коми от 22.12.2015 № 118-РЗ внесены изменения в Закон Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Согласно пп.4 п.1 статьи 20 Закона Республики Коми от 22.12.2015г. № 118-РЗ компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в северной природно-климатической зоне Республики Коми педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, установлена в размере 2 760,00 рублей. Указанные изменения вступили в законную силу с 01 января 2016 года.
При таких обстоятельствах, действия ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска» в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения Выучевской С.А., исходя из норматива потребления электрической энергии с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. являются незаконными.
Согласно сведениям ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска», разница между фактическими расходами истца Выучевской С.А. на оплату электроснабжения и выплаченной ей денежной компенсацией расходов на освещение, исходя из норматива потребления, в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. включительно составила сумма в размере 14 820,00 рублей. С учетом срока исковой давности за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. сумма составляет 8 417, 02 рублей.
В силу указанных выше положений закона, обладающих большей юридической силой, чем нормы Постановления Правительства Республики Коми от 07.10.2013 № 383, истец имеет право на получение меры социальной поддержки по оплате освещения в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, в том числе, на выплату ответчиком недоплаченной части денежной компенсации с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. включительно, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения.
Положениями статьи 333.36 НК РФ ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска», наделенный полномочиями государственного органа по исполнению публичных обязательств, от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 195-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Выучевской С.А. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска» о признании действий незаконными, признании права на получение компенсации расходов по оплате освещения жилого помещения в размере фактически понесенных расходов на оплату электроэнергии, взыскании недополученной суммы компенсации на оплату услуг освещения, - удовлетворить частично.
Обязать Государственное бюджетное учреждении Республики Коми «Центр по предоставлению услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска» произвести Выучевской С.А. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. включительно, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, на общую сумму 8 417 (восемь тысяч четыреста семнадцать) рублей 02 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца через Усинский городской суд РК.
Председательствующий Л.В. Ларина