Решение по делу № 21-121/2019 от 17.06.2019

Судья Долгорукова Е.В. Дело № 21-121/2019

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Р Е Ш Е Н И Е

8 июля 2019 г. гор. Псков

Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,

при секретаре Шевчук В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя – генерального директора ООО «ВСГЦ» Иевлевой Е.В. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране окружающей среды по Псковской области от 16 апреля 2019 г. и решение судьи Великолукского районного суда Псковской области от 13 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственность «ВСГЦ», зарегистрированного по адресу: 18213, гор. Великие Луки, проспект Октябрьский, д. 125, пом. 20, 21, ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране окружающей среды по Псковской области Ананьева С.Г. от 16 апреля 2019 г. № 02-013/2019 ООО «ВСГЦ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Решением судьи Великолукского районного суда Псковской области от 13 мая 2019 г. указанное постановление изменено путем исключения указания на отягчающее наказание обстоятельство – совершение повторного правонарушения и назначения ООО «ВСГЦ» наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей.

В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба законного представителя ООО «ВСГЦ» - без удовлетворения.

В поданной в Псковский областной суд жалобе законный представитель ООО «ВСГЦ» Иевлева Е.В. просит отменить решение судьи районного суда и прекратить производство по делу.

В обоснование указывает, что в силу пункта 5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. № 1, у Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее –Росприроднадзор) отсутствуют полномочия по государственному земельному надзору в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, что свидетельствует о незаконности проведенной проверки и привлечения к административной ответственности. Указывает, что Росприроднадзором при производстве по делу об административном правонарушении не собрано доказательств, подтверждающих факт наличия и размер прибрежной защитной полосы ручья без названия в границах земельного участка, принадлежащего ООО «ВСГЦ», в частности, полагает, что привлечение к ответственности возможно только при наличии установленных на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос, что по делу отсутствует. Ссылается на отсутствие топографической съемки рассматриваемой территории, отсутствие сведений о водном объекте в водном реестре и государственном кадастре недвижимости. При этом обследование проводилась во время активного снеготаяния, поэтому при отсутствии у надзорного органа точного представления и данных об истоке и русле ручья, проверяющим органом ошибочно приняты за ручей формы рельефа, образованные водными потоками при таянии снега и осадков в виде снега и дождя. Указывает также, что судом не рассмотрены требования об отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В судебное заседание законный представитель ООО «ВСГЦ» не явился, о времени и месте его проведения извещен, поэтому дело рассмотрено без его участия.

Защитник ООО «ВСГЦ» Тимофеев И.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, в частности указал, что согласно схеме расположения ручья без названия и земельных участов в местах отбора проб (л.д. <данные изъяты>), земельный участок ООО «ВСГЦ» не пересекается с прибрежной защитной полосой ручья без названия.

Старший государственный инспектор Российской Федерации по охране окружающей среды по Псковской области Ананьев С.Г. в судебном заседании возражал по доводам жалобы.

Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно частям 1, 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

На основании частей 4, 5, 11 названной статьи ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

В силу части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

В соответствии с частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Согласно материалам дела, Управлением Росприроднадзора по Псковской области проведена внеплановая выездная проверка ООО «ВСГЦ» с целью проверки информации, полученной по результатам рейдового обследования водоохраной зоны и акватории ручья без названия в районе дер. Лутово – дер. Решетниково Пореченской волости Великолукского района Псковской области.

В ходе проверки по результатам обследования 22 марта 2019 г. земельного участка по месту расположения истока ручья без названия, протекающего через дер. Лутово и дер. Решетниково Пореченской волости Великолукского района и впадающего в Пореченское озеро, и земельного участка сельскохозяйственного поля с кадастровым номером <данные изъяты>. принадлежащего ООО «ВСГЦ», в границах водоохраной зоны и прибрежной полосы указанного ручья без названия, было установлено, что ООО «ВСГЦ» осуществляло распашку земель из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в пределах прибрежной защитной полосы ручья без названия

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «ВСГЦ» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «ВСГЦ» вменяемого административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. <данные изъяты>), актом проверки № 22/19 от 5 апреля 2019 г. (л.д. <данные изъяты>), распоряжением руководителя Управления Росприроднадзора по Псковской области от 20 марта 2019 г. № 22-р, решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 20 марта 2019 г., заключением экспертной организации ЦЛАТИ по Псковской области от 27 марта 2019 г. № 5-Э-19, актом отбора проб воды № 17-ЛВ/ГК/19 от 22 марта 2019 г., протоколом качественного химического анализа № 17-ЛВ/ГК/19 от 27 марта 2019 г., картографическим материалом по отбору проб воды и фотографиями с места обследования, закрепляющими результаты измерений прибрежной защитной полосы, и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных государственным инспектором и судом первой инстанции фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Таким образом, ООО «ВСГЦ» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.

Доводы поступившей в областной суд жалобы о том, что по делу не установлено местоположение ручья без названия, его прибрежной защитной полосы, необоснованны и по существу сводятся к переоценке представленных доказательств и обстоятельств дела, оснований для которой не усматривается.

Как правильно указано судьей районного суда положения статьи 65 Водного кодекса РФ не связывают обязанность соблюдения установленных в них требований с установлением на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе как с внесением сведений о них в государственный кадастр недвижимости и государственный водный реестр, так и с размещением специальных информационных знаков. Реальное существование водоохранных зон и прибрежной защитной полосы не находится в зависимости от проведения мероприятий технико-юридического характера, поскольку нормы Водного кодекса РФ опубликованы для всеобщего сведения и подлежат применению.

Материалами дела установлено, что прибрежная защитная полоса ручья без названия составляет 40 метров. На месте обследования измерительной рулеткой с применением фотографирования произведены замеры от ручья без названия на расстояние 40 метров в сторону пашни с целью определения на местности ее попадания в границы либо за пределы прибрежной защитной полосы ручья, в результате чего установлена распашка земель прибрежной защитной полосы на 19 метров.

Доводы о том, что проверяющим органом ошибочно приняты за ручей без названия формы рельефа, образованные водными потоками при таянии снега и осадков в виде снега и дождя, несостоятельны, поскольку в должностными лицами ручей был обследован от истока до дер. Решетниково, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что за исток ручья как точку появления открытого потока с постоянным руслом могло быть принято скопление поверхностных вод. Тем более, что согласно письму отдела водных ресурсов по Псковской области от 15 апреля 2019 г. № р8-17/310 ручей имеет хорошо выраженное русло (л.д. <данные изъяты>).

Доводы жалобы о недействительности результатов проверки ввиду отсутствия у Росприроднадзора и его территориальных органов полномочий по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения несостоятельны.

Статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что государственный экологический надзор, включающий в себя государственный земельный надзор и государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 2, 4).

Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев (пункт 6).

Частью 2 статьи 36 Водного кодекса РФ определено, что государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 903 (далее – Критерии).

В силу пункта 4 Критериев одним из них является факт оказания объектом негативного воздействия на окружающую среду и отнесение к объекту I категории согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Объекты природопользователя ООО «ВСГЦ» репродуктор 12-71 (Шубниково) и откорм 12-73 (Захарово) поставлены на государственный учет в федеральный реестр объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с присвоением им I категории, номера по реестру 58-0160-001733-П и 58-0160-001732-П от 21 сентября 2018 г.

Согласно пункту 3 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2014 г. № 426, федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции в рамках, в частности, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.

Как следует из акта проверки в связи с пользованием ООО «ВСГЦ» земельными участками, подпадающими по действие Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», нарушения требований земельного законодательства в пределах компетенции не выявлялись; нарушения установлены исключительно в сфере использования и охраны водного объекта – ручья без названия.

Из вышеизложенных положений следует, что проверка в отношении ООО «ВСГЦ» проведена, дело об административном правонарушении в отношении ООО «ВСГЦ» возбуждено и рассмотрено уполномоченным органом – Росприроднадзором в связи с осуществлением федерального государственного экологического надзора на водном объекте.

Довод жалобы о том, что судьей районного суда не рассмотрено требование об отмене представления старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране окружающей среды по Псковской области об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 17 апреля 2019 г., подлежит отклонению в силу следующего.

Согласно частям 1 и 2 статьи 29.13 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий; организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Из дела следует, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, в связи с чем, оно может быть обжаловано вместе с таким постановлением.

Обжалуемое представление является мотивированным, в нем указано, что ООО «ВСГЦ» не соблюдает нормы водного законодательства при эксплуатации пахотных полей, а также указаны конкретные обязательства, налагаемые на ООО «ВСГЦ»: принять меры по устранению причин и условий способствующих совершению административного правонарушения. Обжалуемое представление вынесено в соответствии с положениями статьи 29.13 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом и в связи с производством по делу об административном правонарушении, состав которого в действиях ООО «ВСГЦ» административным органом доказан.

С учетом положений статьи 30.7 КоАП РФ, определяющей виды решений по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не указание судьей в резолютивной части решения по заявленному требованию об отмене представления, не влечет безусловную отмену обжалуемого решения, поскольку не изменяет установленных судьей районного суда обстоятельств дела, позволивших судье районного суда отвергнуть все доводы заявителя.

Таким образом, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации по охране окружающей среды по Псковской области 17 апреля 2019 г., является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу постановления и решения.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей назначено судьей районного суда в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции части 1 статьи 8.42 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, является минимальным.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ, судья Псковского областного суда

Р Е Ш И Л :

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране окружающей среды по Псковской области от 16 апреля 2019 г., решение судьи Великолукского районного суда Псковской области от 13 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, в отношении ООО «ВСГЦ» оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО «ВСГЦ» Иевлевой Е.В. – без удовлетворения.

Судья Псковского областного суда О.С. Русакова

21-121/2019

Категория:
Административные
Другие
ООО "ВСГЦ"
Суд
Псковский областной суд
Судья
Русакова Ольга Сергеевна
Статьи

8.42

Дело на странице суда
oblsud.psk.sudrf.ru
18.06.2019Материалы переданы в производство судье
08.07.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее