№11-74/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 августа 2019 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Оленниковой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО «ТГК-14» к Красновой Надежде Ильиничне о взыскании расходов по установке общедомового прибора учета тепловой энергии по апелляционной жалобе Красновой Надежды Ильиничны на решение мирового судьи судебного участка №2 Советского района г. Улан-Удэ от 17 мая 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с иском, ПАО «ТГК-14» просило взыскать с Красновой Н.И. денежные средства за установку общедомового прибора учета тепловой энергии, судебные расходы по оплате госпошлины.
Требования мотивированы тем, что истец приобрел и произвел установку общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: .... Ответчик, являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ... оплату за установку ОДПУ сообразно своей доле расходов на установку прибора учета не вносит, в связи с чем, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность в сумме 554,40 руб.
В суде первой инстанции представитель истца ПАО «ТГК-14» Никитина В.П., действующая по доверенности, требования уточнила, просила взыскать сумму государственной пошлины в размере 400 руб. На уточненных требованиях настаивала.
Ответчик Краснова Н.И. иск не признала, пояснив, что на момент установки счетчика в 2013 г. дом нуждался в проведении ремонта, в связи с чем, общедомовой прибор учета установлен с нарушением, а также в отсутствие договора между ресурсоснабжающей организацией и собственниками. Заявляла о применении срока исковой давности.
Представитель третьего лица ООО УО «Стекольное» в суд не явился, извещены надлежаще.
Мировым судьей постановлено решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Краснова Н.И. просит решение мирового судьи отменить, принять новое, ссылаясь на то, что в акт от ДД.ММ.ГГГГ не был подписан собственниками, судом не принята копия акта от ДД.ММ.ГГГГ. об отсутствии технической возможности установки приборов учета доя проведения капитального ремонта инженерных сетей. Расчеты истцом произведены не верно, так как часть квартир являются муниципальными. Как инвалид 2 группы она не должна оплачивать государственную пошлину.
В суде апелляционной инстанции Краснова Н.И. поддержала доводы жалобы, просила решение мирового судьи отменить, в иске истцу отказать.
Представитель ПАО «ТГК-14» на основании доверенности Тайнова Е.А. в судебном заседании возражала против доводов жалобы, просила оставить решение мирового судьи без изменения. Представила суду расчет исковых требований и доказательства стоимости узла учета.
Представитель третьего лица ООО УО «Стекольное» в суд не явился, извещены надлежаще.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения в соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела ответчик Краснова Н.И. является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: ....
Истец является ресурсоснабжающей организацией, поставляет тепловую энергию в многоквартирные дома, которые находятся под управлением ООО «УО «Стекольное».
В силу положений статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», многоквартирные дома должны быть оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
С ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки (часть 9 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что до ДД.ММ.ГГГГ, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до ДД.ММ.ГГГГ, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), до ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час) и до ДД.ММ.ГГГГ, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После ДД.ММ.ГГГГ, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после ДД.ММ.ГГГГ, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после ДД.ММ.ГГГГ (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), после ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и после ДД.ММ.ГГГГ, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после ДД.ММ.ГГГГ (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Судом установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., требование закона о установке прибора учета тепловой энергии не было исполнено.
При таких обстоятельствах действия ПАО «ТГК-14» по установке прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме по ... нельзя признать незаконными.
Доводы Красновой Н.И. о том, что мировым судьей не принята копия акта от 2012 г. об отсутствии технической возможности установки прибора учета до проведения капитального ремонта инженерных сетей, в связи с чем, ПАО «ТГК-14» незаконно осуществили установку прибора учета, судом не принимаются во внимание, так как оригинал данного документа не был представлен суду, в данном акте отсутствует дата его составления.
Далее судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ПАО «ТГК-14» заключило договор лизинга ... с на приобретение и передачу комплектных общедомовых узлов учета тепловой энергии в количестве 95 штук для жилых домов в ... на сумму 33 638 858, 12 руб., стоимость узла учета по ..., составила 380 757,53 руб., что документально подтверждается.
В соответствии с данным договором АО «НВТ-Автоматика» произвело установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, в том числе по адресу: ....
На основании акта ... допуска в эксплуатацию общедомового (коллективного) узла учета тепловой энергии жилого дома по ..., от ДД.ММ.ГГГГ прибор учета тепловой энергии был допущен в эксплуатацию.
При этом доводы заявителя жалобы о том, что собственники не подписывали данного акта, судом не принимаются во внимание.
Действительно, в акте допуска прибора учета собственники жилых помещений отказались поставить свою подпись, что удостоверено Д. его личной подписью. Однако, Д. как собственник жилого помещения в доме, данный акт не подписывал, данный акт был подписан ООО УО «Стекольное».
Исходя из части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Исходя из изложенного правового регулирования, при избрании в качестве способа управления управление управляющей компанией такая организация является непосредственным представителем собственников многоквартирного дома и, в том числе, ответственна за установку и эксплуатацию общедомового прибора учета.
Учитывая, что в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию принимал участие представитель ООО УО «Стекольное», установленный прибор учета тепловой энергии сочтен соответствующим обязательным требованиям государственных стандартов, технической документации, признан пригодным, мировой судья обоснованно пришел к выводу о законности процедуры допуска общедомового прибора в эксплуатацию.
Таким образом, поскольку ПАО «ТГК-14» исполнило свою обязанность по оснащению ... общедомовым прибором учета тепловой энергии, сумма расходов составила 380 757,53 руб., доля расходов ответчика от общей площади составляет 0,917%, то мировой судья обоснованно пришел к выводу, что за установку ОДПУ ответчик Краснова Н.И. должна оплатить 3 493,5 руб.
Поскольку данная сумма не была оплачена Красновой Н.И. в добровольном порядке, то ПАО «ТГК-14» на основании приведенных выше правовых норм распределил данную сумму равными долями на пять лет с даты установки прибора учета. Согласно представленному расчету, изначально Краснова Н.И. должна была оплачивать по 57,91 руб., но в связи с поступившей оплатой в размере 1 344,47 руб. в августе 2016 г., ежемесячный платеж ей был снижен с сентября 2016 г. до 48,84 руб., однако, платеж в сумме 1 344,47 руб. был перечислен на услугу отопления.
В феврале 2017 г. по лицевому счету Красновой Н.И. вновь поступил платеж в размере 1 344,47 руб. за установку ОДПУ, в связи с чем, задолженность за установку ОДПУ образовалась с ноября 2016 г., которая до настоящего времени не погашена.
Таким образом, вопреки доводам Красновой Н.И., взыскание задолженности за установку ОДПУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в данном случае правомерно.
Согласно представленным материалам дела, за требуемый период образовалась задолженность в размере 554,40 руб.
Данный расчет суд признает арифметически верным, так как задолженность посчитана с учетом процентов в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.
К расчетам заявителя жалобы, суд относится критически, поскольку в подтверждении своего расчета истцом не представлены допустимые доказательства.
Доводы о незаконности произведенной рассрочки платежа суд отклоняет, как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Суд не может признать заслуживающими внимания и доводы жалобы о нарушении процессуальных прав ответчика, выразившихся в отказе в вызове и допросе в качестве свидетеля, поскольку в силу ст. 67 ГПК РФ суд обладает правом самостоятельно оценить доказательства с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, определить необходимость получения дополнительных доказательств и возможность окончания рассмотрения дела по существу на основании имеющихся доказательств.
Отказ в удовлетворении ходатайства стороны, в соответствии положениями ст. 166 ГПК РФ, является правом, а не обязанностью суда, в связи с чем, несогласие ответчика с результатами рассмотрения мировым судьей заявленного ходатайства само по себе, применительно к обстоятельствам дела, не свидетельствует о нарушении судом норм гражданского процессуального законодательства и не является основанием для отмены обжалуемого решения.
С доводом апелляционной жалобы о неправомерном взыскании мировым судьей с ответчика инвалида 2 группы, государственной пошлины уплаченной истцом при подаче иска в суд, суд также согласиться не может, поскольку согласно пп. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются: освобождаются истцы (административные истцы) - инвалиды I или II группы.
Вместе с тем, Краснова Н.И. является ответчиком по настоящему гражданскому делу, государственная пошлина - понесенные истцом по делу судебные расходы, взысканы в пользу истца в соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ, как стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
Таким образом, учитывая, что у мирового судьи отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований. Мировой судья принял правильное решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░-░░░ ░░ 17 ░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ «░░░-14» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░