Решение по делу № 2-105/2020 от 04.02.2020

        Дело № 2-105/2020

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    город Остров Псковской области                                                    *** 2020 года

    Островский городской суд Псковской области в составе:

    председательствующего судьи Мучициной Н.О.,

    при секретаре Андреевой И.И.,

       с участием помощника прокурора Пыталовского района Псковской области Костылевой А.К.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пыталовского района в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ Псковской области «Островская межрайонная больница» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,

                    установил:

Прокурор Пыталовского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения требований, обратился в суд с иском о возложении на ГБУЗ Псковской области «Островская межрайонная больница» в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанности по обеспечению доступа маломобильных групп граждан в филиал «Пыталовский» ГБУЗ Псковской области «Островская межрайонная больница», расположенный по адресу: ..., путем устройства пандуса или подъемного устройства в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по исполнению требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов установлено, что вход в здание филиала «Пыталовский» ГБУЗ «Островская МБ» не оборудован пандусом либо иным подъемным устройством, что нарушает права инвалидов и других маломобильных групп населения на гарантированные государством меры социальной поддержки, обеспечивающие условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В судебном заседании прокурор Костылева А.К. заявленные требования в уточненной редакции и доводы в их обоснование поддержала.

Представитель ответчика - ГБУЗ «Островская МБ», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, не оспаривая заявленные прокурором требования указал, что доступ маломобильных групп граждан в здание филиала «Пыталовский» обеспечен с учетом финансовых возможностей учреждения, разрешение иска оставил на усмотрение суда. (л.д. 67)

Представитель третьего лица – Комитета по здравоохранению Псковской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленном суду отзыве на иск выявленные прокурором нарушения не оспаривал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. (л.д. 65-66)

В порядке ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, третьего лица.

Выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства и материалы дела в целом, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).

Как следует из преамбулы к Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ             "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – ФЗ N 181) целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, включая создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 2 ФЗ N 181 социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 ФЗ N 181 федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Таким образом, названным Федеральным законом, регулирующим вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, обязаны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанных норм не следует, что они должны применяться только при строительстве новых объектов, или после их реконструкции или капитального ремонта, в равной мере они подлежат применению к уже построенным и введенным в эксплуатацию объектам инфраструктуры.

Требования по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Псковской области также определены в Государственной программе Псковской области «Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения", утвержденной Постановлением Администрации Псковской области от 28.10.2013 N 490 (ред. от 18.12.2019), целью которой является создание условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни в Псковской области. Задачами данной Государственной программы являются формирование условий для устойчивого комплексного развития доступной среды жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения Псковской области, создание условий для повышения доступности и качества реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов Псковской области, а также создание условий для повышения уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Псковской области.

В этой связи приоритеты государственной политики Псковской области в сфере формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения определены Конвенцией, которая предусматривает создание полноценной доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, обеспечение их права на работу, медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни, обязанность государства уделять повышенное внимание воспитанию уважительного отношения к инвалидам.

Одним из средств конкретизации приведенных положений является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в этих зданиях и сооружениях пандусов или подъемных устройств.

Необходимость установления такого требования вытекает из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п. 3 ст. 2), Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", предусматривающего, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры (ст. 12 ФЗ N 384).

Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.

Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605 проведена актуализация СНиП 35-01-2001 в формате свода правил в рамках выполнения части 5 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Действующий с 01.01.2013 Свод правил 59.13330.2012 предъявляет аналогичные требования к помещениям и их элементам. Так, п. 4.1.14 СНиПа 59.13330.2012 содержит требование к зданиям о том, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Пункты 4.1.14 - 4.1.16 данного СНиПа предусматривают технические требования к пандусам, в частности, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м.

В соответствии с п. 4.1.15 СП 59.13330.2012 пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м). Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м.

Пункт 5.1.1 устанавливает, что в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для таких людей подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Перечень национальных стандартов и сводов правил).

Согласно пункту 41 Перечня национальных стандартов и сводов правил на обязательной основе подлежат применению, в том числе разделы 4 (пункт 4.1.14), 5 (пункт 5.1.1) СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Абзацем 2 Приказа Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр "Об утверждении СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" установлено, что с момента введения в действие СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" признать не подлежащим применению СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 605, за исключением пунктов СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521, до внесения соответствующих изменений в Перечень.

Требования СП 59.13330.2012 необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

По смыслу вышеуказанных положений действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения требований законодательства об обеспечении прав маломобильных групп населения на доступность мест общего пользования, проведенной прокуратурой Пыталовского района, установлено, что главный вход в здание филиала «Пыталовский» ГБУЗ «Островская МБ», расположенное по адресу: ..., не оборудован специальным приспособлением (пандусом или подъемным устройством) для беспрепятственного доступа инвалидов к указанному социально-значимому объекту, имеющееся на лестничном марше устройство не соответствует требованиям, предъявляемым к таковым вышеуказанными Правилами. (л.д. 17-21)

Судом установлено, что ГБУЗ «Островская МБ» является юридическим лицом, основной целью деятельности которого является охрана здоровья граждан (раздел 2 Устава, утвержденного приказом Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации от *** (далее – Устав). (л.д. 30-42)

В соответствии с п. 1.5. Устава учредителем и собственником имущества учреждения здравоохранения является субъект РФ – Псковская область, функции и полномочия которого осуществляет Комитет по здравоохранению Псковской области и Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям.

Согласно п. 1.12. Устава, выписке из ЕГРЮЛ, учреждение здравоохранения в своем составе имеет филиал «Пыталовский» ГБУЗ «Островская МБ», расположенный по адресу: ..., здание которого передано в оперативное управление. (л.д. 22-25, 68)

Источниками формирования имущества и финансового обеспечения деятельности учреждения здравоохранения являются субсидии, предоставляемые учреждению из областного бюджета на выполнение государственного задания и субсидии, предоставляемые учреждению из областного бюджета на иные цели (п. 4.3. Устава).

В ходе рассмотрения дела установлено, что филиал «Пыталовский» ГБУЗ «Островская МБ» является объектом социальной инфраструктуры, вход в здание которого должен быть доступным для маломобильных групп населения.

Факт отсутствия при входе в здание филиала «Пыталовский» ГБУЗ «Островская МБ» пандуса или подъемного устройства, соответствующего требованиям законодательства, ответчиком не оспаривается, равно как и наличие данного нарушения и обязанность по его устранению.

На день рассмотрения судом настоящего дела заявленные прокурором требования ответчиком добровольно не исполнены.

Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что обеспечение устранения существующих препятствий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к одной из приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранению) является одним из основных направлений государственной политики субъектов РФ, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, полагая заявленный срок для исполнения ответчиком возложенной обязанности разумным и достаточным для исполнения судебного акта.

Доводы ответчика о нецелесообразности финансовых вложений по устранению выявленных нарушений ввиду планируемого сноса здания филиала «Пыталовский» ГБУЗ «Островская МБ», суд находит несостоятельными, учитывая вышеприведенные положения и отсутствие соответствующих доказательств.

Напротив, из сообщения Комитета по здравоохранению от ***.2020 усматривается, что мероприятия по реконструкции здания филиала «Пыталовский» ГБУЗ «Островская МБ», возведению нового здания в настоящее время не предусмотрены.

Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206, 321 ГПК РФ суд

    решил:

    Исковые требования прокурора Пыталовского района в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ Псковской области «Островская межрайонная больница» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов – удовлетворить.

    Обязать ГБУЗ Псковской области «Островская межрайонная больница» обеспечить доступ для маломобильных групп граждан в филиал «Пыталовский» ГБУЗ Псковской области «Островская межрайонная больница», расположенный по адресу: ..., путем устройства пандуса или подъемного устройства в соответствии с требованиями действующего законодательства, в течение 8 (восьми) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    Судья                                                                                                                Н.О. Мучицина

    Мотивированное решение составлено ***2020.

2-105/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Пыталовского района Псковской области
Ответчики
Государсвенное бюджетное учреждение здравоохранения "Островская межрайонная больница"
Другие
Комитет по здравоохранению Псковской области
Суд
Островский городской суд Псковской области
Судья
Мучицина Н.О.
Дело на сайте суда
ostrovsky.psk.sudrf.ru
04.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2020Передача материалов судье
07.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2020Судебное заседание
16.03.2020Судебное заседание
21.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее