Дело №2а-2488/2020
УИД 18RS0003-01-2020-001352-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 мая 2020 года г. Ижевск
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Пашкина О.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор Октябрьского района г. Ижевска, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, (далее – административный истец, прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя следующим.
Прокуратурой Октябрьского района г. Ижевска в результате проведенного мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен факт размещения в свободном доступе для неограниченного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на странице Интернет сайта по адресу: https://7ndfl.ru/ запрещенной информации, а именно информации о возможности приобретения поддельных справок по форме 2-НДФЛ, трудовых книжек без фактического трудоустройства.
Наличие свободного доступа к информации, представляющей собой пропаганду запрещенной законом деятельности и предложение ее осуществления, подрывает основы нравственности населения граждан Российской Федерации, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Размещенные на страницах указанного сайта материалы направлены на неограниченный круг лиц, побуждают в обход установленным законодательствам требованиям приобретать справки по форме 2-НДФЛ и трудовые книжки.
На основании изложенного прокурор просил суд признать информацию, размещенную на сайте https://7ndfl.ru/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике представило отзыв, согласно которому в удовлетворении требований прокурора не возражает. На данный момент заявленные прокурором Интернет-ресурсы в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значатся.
В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, в отсутствие административного истца и представителя заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике, без проведения устного разбирательства.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Под информационно-телекоммуникационной сетью, в силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ, Закон об информации), понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники, то есть сеть «Интернет» представляет собой информационно-телекоммуникационную сеть.
Согласно п. 13 ст. 2 Закона № 149-ФЗ сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
В силу статьи 9 Закона об информации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 1 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 6 статьи 10 приведенного Закона, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона об информации).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Октябрьского района г. Ижевска в результате проведенного мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен факт размещения в свободном доступе для неограниченного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на странице Интернет сайта по адресу: https://7ndfl.ru/ запрещенной информации, а именно информации о возможности приобретения поддельных справок по форме 2-НДФЛ, трудовых книжек без фактического трудоустройства.
Сайт по адресу https://7ndfl.ru/ не включен в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно требованиям п.3 ст.230 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), справки по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, выдаются физическим лицам по их заявлению налоговыми агентами. В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по начислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Согласно п.1 ст.226 НК РФ налоговыми агентами являются работодатели. Форма справки 2-НДФЛ утверждена Приказом ФНС России от 30.10.2015 №ММВ-7-11/485@ «Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме».
В силу ст.66 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) и Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 №225 «О трудовых книжках» оформление трудовых книжек осуществляется работодателем. За выдачу работодателем соответствующих справок и трудовых книжек, дубликатов указанных документов плата не взимается.
Статьей 14 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» установлены гарантии защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, носящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за которую может быть предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Информация, содержащаяся на выявленном сайте, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, побуждает к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст.19.23 КоАП РФ – подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт), так и уголовная ответственность (ч.3 ст. 327 УК РФ – использование заведомо подложного документа).
Размещенные на страницах указанного сайта материалы направлены на неограниченный круг лиц, побуждают в обход установленным законодательствам требованиям приобретать справки по форме 2-НДФЛ и трудовые книжки.
При рассмотрении дела установлено, что вышеуказанный сайт продолжает функционировать и на дату вынесения решения, что подтверждается осмотром сайта.
Порядок ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой запрещено, определен в ст. 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации":
в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Закона о защите информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 7 статьи 15.1 Закона о защите информации).
Частью 8 статьи 15.1 Закона о защите информации установлено, что в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" в течение суток.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
Поскольку в судебном заседании установлен факт размещения на Интернет-сайте https://7ndfl.ru/ вышеуказанной информации, что противоречит целям и задачам действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181, 261.1-261.5, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление прокурора Октябрьского района г.Ижевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-странице с URL-адресом: https://7ndfl.ru/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения названного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Мотивированное решение изготовлено судьей на компьютере в совещательной комнате 6 мая 2020 г.
Председательствующий судья О.А. Пашкина