Дело № 2а-1502/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2020г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи): Иванова Д.Н.
при секретаре: Лабазовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Смоленской области к Павленко Сергею Викторовичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, по земельному налоги и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Смоленской области обратилась в суд с административным иском к Павленко С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу в сумме 800,20 руб. и пени в размере 4,40 руб. за 2014 г., по транспортному налогу в сумме 800 руб. и пени 19,47 руб. за 2015 г., по земельному налогу в сумме 1354,95 руб. и пени 7,49 руб. за 2014 г., по земельному налогу в сумме 2297 руб. и пени в размере 55,89 руб. за 2015 г., в обоснование указав, что административный ответчик, являясь собственником транспортного средства, являющегося объектом налогообложения и плательщиком земельного налога, не выполнил установленную законом обязанность по уплате соответствующих налоговых платежей за 2014 г., 2015 г. и в сроки, установленные в требованиях налогового органа об уплате взыскиваемых денежных сумм подобные требования в добровольном порядке не исполнил.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 7 по Смоленской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик, извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, письменных возражений на административный иск не представил.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений п.п.1, 6 ст.45 НК РФ, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст.ст.357-358, 360, 363 НК РФ, ст.ст.2-3 Закона Смоленской области от 27.11.2002 №87-з «О транспортном налоге» налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, к числу которых относятся, в частности, автомобили. Налоговым периодом признается календарный год. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании п.1 ст.388, п.1 ст.389, п.1 ст.393, п. ст.397 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Налоговым периодом признается календарный год. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По правилам п.п.1, 3, 5, 6 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст.48 настоящего Кодекса.
В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По делу установлено, что в 2014-2015 гг. Павленко С.В. являлся собственником транспортного средства «<данные изъяты>, который был зарегистрирован на его имя, исходя из чего административный ответчик является плательщиком транспортного налога за 2014-2015гг.
В связи с чем, налоговым органом начислены Павленко С.В.: транспортный налог за 2014 г. в размере 800 руб. и пени в размере 4, 40 руб., земельный налог за 2014 г. в размере 1354,95 руб. и пени в размере 7,49 руб.; а также транспортный налог за 2015 г. в размере 800 руб. и земельный налог за 2015 г. в размере 2 297 руб., включенные в налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в адрес Павленко С.В. направлено требование № об уплате недоимки за 2014 г. по транспортному налогу за 2014 г. в размере 800 руб. и по земельному налогу в размере 1354,95 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ За несвоевременную уплату транспортного налога и земельного налога налоговым органом начислены пени в размере 4,40 руб. и 7,49 руб. соответственно. В указанный срок требование административным ответчиком не исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Павленко С.В. направлено требование № об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 800 руб. и земельному налогу в размере 2297 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ За несвоевременную уплату транспортного налога и земельного налога налоговым органом начислены пени в размере 19,47 руб. и 55,89 руб. соответственно. В указанный срок требование административным ответчиком в полном объеме не исполнено.
По правилам п.п.2-3 ст.48 НК РФ, ч.2 ст.286 КАС РФ заявление о взыскании налога и пеней за счет имущества физического лица подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога и пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений п.п.2-3 ст.48 НК РФ и указанной нормы КАС РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога и пеней. При пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления,
В установленные в требованиях № и № сроки (до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ – соответственно) административным ответчиком обязанность по уплате транспортного налога и пеней исполнена не была, следовательно, поскольку сумма подлежащей взысканию недоимки по транспортному налогу и пеней превысила 3000 руб. ДД.ММ.ГГГГ, то срок обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании соответствующей задолженности истекал ДД.ММ.ГГГГ.
В ответе на вопрос 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.12.2011) указано, что п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, в том числе и для повышения эффективности и ускорения судопроизводства, специальный порядок обращения в суд налогового органа (таможенного органа), согласно которому требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом (таможенным органом) в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены налоговым органом (таможенным органом) только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты.
В материалах дела отсутствуют сведения об обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Павленко С.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.
Поскольку судебный приказ о взыскании налоговой недоимки не выносился мировым судьей, в связи с чем положения абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ к спорным правоотношениям не могут быть применены.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.
Ходатайство административного истца о восстановлении данного срока удовлетворению не подлежит, поскольку доказательства наличия обстоятельств, препятствующих своевременному обращению налогового органа в суд, в деле отсутствуют. Вопреки доводам ИФНС России по г.Смоленску наличие у сотрудников юридического отдела налогового органа большого объема работы по взысканию задолженности по налогам уважительной причиной пропуска названного срока признано быть не может.
Своевременность обращения в суд в данном случае зависела исключительно от волеизъявления налогового органа и не была обусловлена исключительными обстоятельствами, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
При таком положении, поскольку Межрайонная ИФНС России № 7 по Смоленской области в установленный ч. 2 ст. 48 НК РФ за выдачей судебного приказа не обращалась, право на принудительное взыскание с Павленко С.В. недоимки по транспортному налогу, земельному налогу и пеней налоговым органом утрачено, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175, 180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 7 по Смоленской области к Павленко Сергею Викторовичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, по земельному налоги и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Судья Д.Н. Иванов
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2020-000706-47
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-1502/2020 ~ М-502/2020