Решение по делу № 2-190/2019 от 08.07.2019

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кораблино Рязанской области 02 октября 2019 года

Кораблинский районный суд Рязанской области в составе судьи Васильевой В.Н.,

при секретаре Цинбаловой И.О.,

с участием истца Ерохина В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ерохина В. М. к администрации муниципального образования – Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района <адрес> об обязании признать нуждающимся в жилом помещении и предоставить жилое помещение для проживания по договору найма специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Ерохин В.М. обратился в суд к ответчику с названным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией города было вынесено постановление «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», которым истцу отказано в постановке его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и отказано в предоставлении жилого помещения на территории г. Кораблино. Полагает данное решение необоснованным, т.к. до <данные изъяты> года он был зарегистрирован в <адрес>, в <адрес>, принадлежащей его сыну Ф.И.О1. В <данные изъяты> данный жилой дом был расселён, квартира снесена, и истец был вынужден сняться с регистрационного учёта в данном жилом помещении. Сын отказался зарегистрировать отца в предоставленной ему однокомнатной квартире в г. Кораблино по программе переселения из ветхого и аварийного жилья по причине проживания в данном жилом помещении его матери (бывшей жены истца). В настоящий момент истец не имеет регистрации и проживает на съёмной квартире по <адрес>, ранее, по просьбе администрации города ему было предоставлена комната в общежитии Кораблинской МРБ по <адрес>. Считает, что вследствие его проживания в г. Кораблино более <данные изъяты> лет, он имеет право обратится с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Просил обязать администрацию МО – Кораблинское городское поселение признать его нуждающимся в жилом помещении и предоставить жилое помещение для проживания по договору найма специализированного жилищного фонда.

В ходе производства по делу к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих требований относительно предмета спора, были привлечены администрация МО – Кораблинский муниципальный район <адрес> и Ф.И.О1

Истец Ерохин В.М. в судебном заседании свои исковые требования поддержал в полном объёме.

Представитель ответчика – администрации МО – Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, представил возражение на исковое заявление, в котором в удовлетворении иска Ерохина В.М. просил отказать в связи с тем, что истец не представил документы, подтверждающие его право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а именно документы о регистрации его в г. Кораблино.

<данные изъяты> и третье лицо Ф.И.О1 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

<данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, причины неявки не известны.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы истца, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).

Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Статьёй 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 51).

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51).

В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Определение порядка ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее также - нуждающиеся в жилых помещениях), и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 статьи 13 ЖК РФ).

Установление учётной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 14, ч.ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ).

Порядок ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу ч. 7 ст. 52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определённой федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истёк предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок (ч. 1).

Решение об отказе в принятии на учёт должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ч. 2).

Решение об отказе в принятии на учёт выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учёт, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке (ч. 3).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец Ерохин В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>, собственником которой являлся сын истца Ф.И.О1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Также по данному адресу была зарегистрирована ФИО3 – мать Ф.И.О1, бывшая супруга Ерохина В.М..

На основании договора предоставления жилого помещения взамен изымаемого помещения, находящегося в аварийном многоквартирном доме, от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого МО – Кораблинский муниципальный район <адрес> с Ф.И.О1, последнему взамен жилого помещения по вышеуказанному адресу, находящегося в его собственности, было представлено в собственность жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Истец Ерохин В.М. ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учёта по адресу: <адрес>, в связи с регистрацией по новому месту жительства по адресу: <адрес>, на основании его личного заявления.

Однако истец по новому месту жительства не зарегистрирован до настоящего времени.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию МО – Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района <адрес> с заявлением о постановке на учёт как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесено постановление об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Данное постановление истцом не обжаловалось в установленном законом порядке.

Как следует из представленных администрацией МО – Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области возражений, Ерохину В.М. отказано в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с тем, что он не представил документы, подтверждающие его право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а именно документы о регистрации его в <адрес>, то есть по основанию п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Ответчиком в материалы дела представлена копия материала по заявлению Ерохина В.М. о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Как усматривается из указанного материала, Ерохиным В.М. вместе с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях ДД.ММ.ГГГГ были представлены справка ООО «Наш город» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы Ф.И.О1 (собственник) с ДД.ММ.ГГГГ и ФИО3 (мать Ф.И.О1) с ДД.ММ.ГГГГ; справка администрации МО – Пехлецкое сельское поселение Кораблинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учёта Ерохина В.М. по адресу: <адрес>, по причине предоставления собственнику данной квартиры Ф.И.О1 другого жилого помещения в связи со сносом дома по программе переселения из ветхого и аварийного жилья; копия его паспорта и копия свидетельства о расторжении брака с ФИО3 <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

То есть, истцом представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Иных документов, подтверждающих право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях (ст.ст. 49, 51 ЖК РФ) Ерохиным В.М. в орган местного самоуправления, ведущий учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не представлено.

Таких документов, в том числе доказательств его проживания в <адрес>, истцом в суд также не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности отказа ответчика в принятии истца на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в связи с чем основания для обязания ответчика признать его нуждающимся в жилом помещении у суда не имеется.

Однако при этом следует отметить, что вынесенное ответчиком постановление ДД.ММ.ГГГГ об отказе Ерохину В.М. в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях в нарушение положений ч. 2 ст. 54 ЖК РФ не содержит оснований такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Истцом также заявлено исковое требование о предоставлении жилого помещения для проживания по договору найма специализированного жилищного фонда, разрешая которое суд исходит из следующего.

В силу ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся:

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

3) жилые помещения манёвренного фонда;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;

8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ч. 1).

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте (ч. 2).

Таким образом, анализируя представленные в материалы дела доказательства и учитывая установленные судом обстоятельства отсутствия оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении, суд не находит оснований для удовлетворения его искового требования о предоставлении жилого помещения для проживания по договору найма специализированного жилищного фонда.

При этом суд учитывает, что истец Ерохин В.М. в силу положений ст. 31 ЖК РФ является членом семьи своего сына Ф.И.О1, которому на основании договора предоставления жилого помещения взамен изымаемого помещения, находящегося в аварийном многоквартирном доме, от ДД.ММ.ГГГГ взамен жилого помещения по адресу: <адрес>, находящегося в его собственности, было представлено в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

На основании положений вышеуказанной нормы истец имеет право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

О наличии такого соглашения суду не известно.

Истец в ДД.ММ.ГГГГ году обращался в прокуратуру <адрес> с жалобой на то, что его отказываются регистрировать по новому месту жительства.

После проведения проверки прокурором истцу в числе прочего было разъяснено его право обратиться к сыну с заявлением о регистрации по новому месту жительства.

Сведения о том, что истец обращался к своему сыну о регистрации в предоставленной последнему в собственность квартире, в материалах дела отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела третье лицо Ф.И.О1 не смог пояснить суду о причинах, препятствующих регистрации его отца Ерохина В.М. в предоставленной ему (Ф.И.О1) в собственность квартире.

Довод истца о том, что он давно разведён со своей женой, поэтому не является членом их семьи и не проживает с ними, является несостоятельным и не может быть принят во внимание судом на основании вышеуказанной нормы, а также разъяснений, содержащихся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец не относится к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем его требования не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Ерохину В. М. в удовлетворении иска к администрации муниципального образования – Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области об обязании признать нуждающимся в жилом помещении и предоставить жилое помещение для проживания по договору найма специализированного жилищного фонда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Рязанского областного суда через Кораблинский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья подпись В.Н. Васильева

Копия верна.

Судья В.Н. Васильева

2-190/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Ерохин Вадим Михайлович
Ответчики
Администрация МО-Кораблинское городское поселение
Другие
Администрация муниципального образования- Кораблинский муниципальный район Рязанской области
Ерохин Игорь Вадимович
Администрация МО-Пехлецкое сельское поселение
Суд
Кораблинский районный суд Рязанской области
Дело на сайте суда
korablinsky.riz.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.04.2020Предварительное судебное заседание
07.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.04.2020Предварительное судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2019Дело оформлено
19.11.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее