№ 2а-3243/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новороссийск 4 декабря 2019 года
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинова А.Н.
при секретаре Татаровской А.А., с участием сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ельцовой Юлии Георгиевны к администрации МО г. Новороссийск об оспаривании неправомерного бездействия,
У С Т А Н О В И Л :
Ельцова Ю.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействительными результаты выездной внеплановой проверки, отраженные в акте Управления городского хозяйства администрации МО г. Новороссийск <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, и обязать администрацию МО г. Новороссийск устранить допущенное нарушение путем проведения проверки соблюдения лицензионных требований в соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 2 марта 2012 года №2445-КЗ «О порядке организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории Краснодарского края».
В обоснование своих требований Ельцова Ю.Г. в иске указал, что обратилась в администрации МО г. Новороссийск с письменным заявлением о проведении в отношении <данные изъяты> проверки соблюдения лицензионных требований при предоставлении коммунальных услуг. Результаты проведенной проверки отражены в акте Управления городского хозяйства администрации МО г. Новороссийск <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, из содержания которого видно, что проверка проведена формально, так как проводившие ее должностные лица ограничились фиксацией факта подачи электроэнергии к энергопринимающим устройствам в жилом доме <№> по <адрес> на момент осмотра. Соответственно результаты проверки являются недействительными.
В судебном заседании истец и ее представитель Эксаров С.П. заявленные требования поддержали, ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства.
Представитель административного ответчика Власова К.С. иск не признала, указав в своих возражениях на то, что на момент проведения выездной внеплановой проверки было установлено, что жилой дом <№> по <адрес> подключен к электрической сети, подача электроэнергии осуществляется в нормальном режиме. Данный факт был отражен в акте <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>. Основания для признания акта проверки недействительным отсутствуют, так как истец указывает на факты приостановления подачи электроэнергии в другие периоды времени.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд пришел к заключению о том, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В частности, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с подпунктом 51 п. 12 ч. 1 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляются управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (ч. 3 ст. 192 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (ч. 2.1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с Положением об управлении городского хозяйства администрации МО г. Новороссийска, утвержденным решением городской Думы МО г. Новороссийск от 29 января 2013 года N274 (ред. от 19.02.2019), управлении городского хозяйства администрации МО г.Новороссийска является органом, осуществляющим муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования г. Новороссийск (п.3.1.21). В частности, в соответствии с п.3.1.22 Положения управлении городского хозяйства администрации МО г.Новороссийска осуществляет проведение плановых и внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в части соблюдения обязательных требований к муниципальному жилищному фонду.
Приказом Госжилинспекции Краснодарского края от 24.04.2018 N 61 (ред. от 04.04.2019) утвержден административный регламент исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований город-курорт Анапа, город Армавир, город-курорт Геленджик, город Краснодар, город Новороссийск, город-курорт Сочи, Ейский район, Крымский район, Туапсинский район государственной функции по осуществлению регионального лицензионного контроля за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с административным регламентом уполномоченные должностные лица органа местного самоуправления при осуществлении государственного контроля (надзора) имеют право: 1) проводить внеплановую выездную проверку в связи с поступлением в орган местного самоуправления обращений, заявлений граждан, без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки; 2) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения лицензионных требований; 3) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя или заместителя руководителя органа местного самоуправления о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования посещать такие помещения в многоквартирном доме и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю; 4) выдавать предписания о прекращении нарушений лицензионных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения лицензионных требований; 5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями лицензионных требований, для решения вопросов о возбуждении административных дел по фактам нарушения лицензионных требований и уголовных дел по признакам преступлений.
Из представленных суду документов видно, что истец является собственником квартиры <№> в доме <№> по <адрес>.
На основании договора от <ДД.ММ.ГГГГ> работы и оказание услуг по управлению многоквартирным домом выполняет <данные изъяты>.
7 августа 2019 года истец обратилась в администрации МО г. Новороссийск с письменным заявлением о проведении в отношении <данные изъяты> проверки соблюдения лицензионных требований при предоставлении коммунальных услуг собственникам многоквартирного жилого дома по указанному выше адресу. Поводом для обращения стали систематическое ограничение и приостановление подачи электроэнергии без предварительного уведомления собственников квартир.
На основании распоряжения <№> о проведении выездной внеплановой проверки в отношении <данные изъяты> <ДД.ММ.ГГГГ> в период времени с 12 до 13 часов сотрудниками управления городского хозяйства администрации МО г. Новороссийск проведен осмотр многоквартирного дома.
В тот же день на основании осмотра и опроса жильцов составлен акт проверки <№>, в котором указано, что жилой дом содержится в удовлетворительном состоянии, услуги электроснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения на момент осмотра предоставляются в полном объеме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг регламентирован главой XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354.
Для проверки качества предоставления услуг по электроснабжению многоквартирного жилого доме <№> по <адрес>, а также соблюдения порядка приостановления или ограничения электроснабжения должностные лица управления городского хозяйства администрации МО г. Новороссийск информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения лицензионных требований, у <данные изъяты> не запрашивали, объяснения от работников управляющей компании, на которых возлагается ответственность за не исполнение лицензионных требований, не получали, исследования, испытания, расследование, экспертизы и другие мероприятия по контролю не проводили, ограничившись установлением факта подачи электроэнергии на время осмотра дома <ДД.ММ.ГГГГ> в период времени с 12 до 13 часов, что явно является недостаточным для проверки сведений, изложенных в заявлении Ельцова Ю.Г. от 7 августа 2019 года.
Таким образом, ответчик допустил неправомерное бездействие. Однако в соответствии с общим правилом статьи 46 КАС РФ административный истец вправе изменить основание или предмет административного иска, отказаться от административного иска полностью или частично. При этом Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в качестве одного из основных положений предусматривает принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда, которая, в числе прочего, заключается в том, что суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, оказывает содействие сторонам процесса в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные данным кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела (пункт 7 статьи 6 и часть 2 статьи 14).
Исходя из этого федеральный законодатель в части 1 статьи 178 поименованного кодекса закрепил один из важнейших принципов административного судопроизводства - принцип диспозитивности, согласно которому суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, предусмотрев возможность суда выйти за пределы заявленных административным истцом требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) исключительно в случаях, предусмотренных названным кодексом. Право определения предмета иска и способа защиты принадлежит только административному истцу.
Требование о признании неправомерным бездействия, выразившегося в не проведении мероприятий, необходимых для проверки соблюдения <данные изъяты> лицензионных требований, связанных с предоставление коммунальных услуг, истец к ответчику не предъявляет. Такой способ защиты права как признание недействительным акта проверки Кодексом административного производства РФ не предусмотрен.
Таким образом, административным истцом избран неверный способ защиты нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177-180 и 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Ельцововй Юлии Георгиевны о признании недействительными результатов выездной внеплановой проверки, отраженные в акте Управления городского хозяйства администрации МО г. Новороссийск <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, и возложении на администрацию МО г. Новороссийск обязанности устранить допущенное нарушение путем проведения проверки соблюдения лицензионных требований в соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 2 марта 2012 года №2445-КЗ «О порядке организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории Краснодарского края» отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня составления в окончательной форме.
Судья А.Н. Литвинов