Решение по делу № 2-60/2018 от 02.11.2017

Дело № 2-60/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 января 2018 года г. Орск

Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Фирсовой Н.В.,

при секретаре Саенко Е.П.,

с участием:

истца Кальнишевский В.С.,

представителя ответчика администрации <адрес> Меркулова Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кальнишевский В.С. к администрации <адрес> об обязании обеспечить осуществление жилищных прав собственника путем принятия решения в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации,

у с т ан о в и л:

Кальнишевский В.С. обратился в суд с иском к ответчику в котором с учетом изменения предмета иска просит обязать администрацию <адрес> принять решение в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, изъять у него, как у собственника <адрес> путем выкупа или заключения соглашения по предоставлению другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, в разумный, конкретизированный срок.

В обоснование иска указал, что он проживает в <адрес>, который заключением межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащим сносу, в постановлении администрации <адрес> определен срок отселения жильцов указанного дома до 30 декабря 2020 года.

Вместе с тем, до настоящего времени, несмотря на наличие угрозы жизни и здоровью проживающих в указанном доме граждан вследствие аварийности жилого дома, меры по обеспечению жилищных прав его, как собственника жилого помещения многоквартирного дома по <адрес> в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчиком не приняты.

Истец Кальнишевский В.С. в судебном заседании требования иска, с учетом изменений поддержал. Суду пояснил, что после принятия решения о признании многоквартирного <адрес> аварийным сносу, администрация <адрес> с требованием к нему о сносе дома в разумный срок за счет собственных средств не обращалась, мер по изъятию земельного участка и жилого помещения в указанном доме, заключению соглашений с ним, как с собственником о предоставлении иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену не предпринимала. Указал, что до настоящего времени спорный жилой дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда, вместе с тем, проживание в указном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей ввиду его ненадлежащего технического состояния.

Представитель ответчика администрации <адрес> Меркулова Т.В. просила отказать в удовлетворении иска, указав, что жилой <адрес> признан аварийным 28 августа 2015 года. Постановлением администрации <адрес> -п установлен срок отселения жителей многоквартирного дома в срок до 30 декабря 2020 года. Поскольку данный дом признан аварийным после 2012 года, в адресную программу он не включен. Считает, что в данном случае должны быть применены нормы ст.185 Федерального закона Российской Федерации, а не статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Поясняет, что в настоящее время постановление о сносе многоквартирного дома не принято, в связи с чем, обязанность направить уведомление и требование, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации у администрации не возникала, в соответствии с указанными нормами администрация может предпринимать данные меры только после наступления указанного срока - 30 декабря 2020 года.

Представитель ответчика <адрес> в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении иска, указывая, что является ненадлежащим ответчиком по делу.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, КНИ, МЕС, ЗДС, КВВ, КЕН, БЯД, КНН, ДАН, ПНИ в судебном заседании заявленные требования истца поддержали.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, БЕВ, ГГА, КМН, КПН, ПЕП, ПВВ, БОВ, БОМ, АТВ, АЕЛ, ААЕ., АКВ., АВЕ., ПНВ, ППН., ПНР. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Судом предпринимались меры к надлежащему извещению третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МПЕ, МВВ, КНС, КЕС, МАВ, КСС, МЕГ в соответствии с п.4 ст.113 ГПК РФ по последнему известному месту жительства третьих лиц по <адрес> направлялись судебные извещения, адресатами не получены, возвращены в суд по истечении срока хранения в почтовом отделении, в связи с чем, судом такое поведение расценено как злоупотребление правом и принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд считает требования подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно частью 2 статьи 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности и соответственно равным образом признаются и защищаются права и законные интересы всех собственников.

В соответствии со статьей 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Судом установлено, что Кальнишевский В.С. является собственником <адрес> многоквартирном жилом <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Указанный многоквартирный жилой дом на основании акта межведомственной комиссии от 27 августа 2015 года и заключения от 28 августа 2015 года признан аварийным и подлежащим сносу в связи с экономической и технической нецелесообразностью проведения ремонтных работ капитального характера и физическим износом (67%) в процессе эксплуатации здания в целом, в подтверждение чему представлены названные акты.

Также межведомственной комиссией дано заключение, что механическая безопасность здания нарушена, несущая способность отдельных конструкций снижена, значительная часть конструкций находится в аварийном и ограниченно работоспособном техническом состоянии, предшествующем аварийному состоянию, опасность дальнейшего разрушения конструкций сохраняется, нормальная эксплуатация дома не возможна.

Постановлением администрации <адрес> -п от 25 декабря 2015 года утвержден срок отселения граждан до 30 декабря 2020 года.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Статьей 14 названного Федерального закона определен перечень условий предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).

Пунктом 11 ч.11 ст.14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В соответствии с п.12 ч.1 ст.14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда также является выделение в соответствии со ст.16 настоящего Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и (или) внебюджетных средств на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Порядок утверждения региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Согласно ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года (ч.1).

Из приведенных положений законодательства следует, что условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, в которой содержится перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Правительством Оренбургской области принято постановление -пр от 24 сентября 2015 года об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда» на 2014-2020 годы.

Из паспорта указанной программы следует, что основными целями Программы являются переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Поскольку жилой <адрес> в установленном законом порядке, а именно в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года , признан аварийным после 01 января 2012 года, он не включен в адресную программу переселения из аварийного жилья.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не содержит положений о возможности в судебном порядке возлагать на орган местного самоуправления, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность включить жилой дом, признанный аварийным, в утвержденную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку программа утверждается в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут выйти за пределы предоставленных лимитов и включить в муниципальную и республиканскую адресные программы все дома, которые в установленном законом порядке признаны аварийными, так как размер денежных средств, выделяемых Фондом для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования ограничен лимитами, утвержденными самим Фондом.

Как следует из разъяснений, содержащихся в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 года, если дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Пункт 10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации указы­ва­ет на то, что приз­на­ние в ус­та­нов­лен­ном Прави­тель­ством РФ по­ряд­ке многок­вар­тир­но­го до­ма ава­рий­ным и подлежащим сно­су или ре­ко­н­струк­ции явля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем предъ­яв­ле­ния ор­га­ном, при­няв­шим ре­ше­ние о приз­на­нии та­ко­го до­ма ава­рий­ным и подлежа­щим сно­су или реконструк­ции, к собствен­ни­кам по­ме­ще­ний в указанном до­ме тре­бо­ва­ния о сно­се или ре­ко­н­струк­ции в ра­зум­ный срок. В слу­чае ес­ли собствен­ни­ки в ус­та­нов­лен­ный срок не осу­ще­ст­ви­ли снос или реко­н­струк­цию ука­зан­но­го до­ма, зе­мель­ный участок, на ко­то­ром рас­по­ло­жен указан­ный дом, под­ле­жит изъ­я­тию для муниципаль­ных нужд и, соответствен­но, под­ле­жит изъ­я­тию каж­дое жи­лое помещение, за исключением жи­лых по­ме­ще­ний, при­над­ле­жа­щих на пра­ве собствен­нос­ти муни­ци­паль­но­му об­ра­зо­ва­нию, в по­ряд­ке, пре­дус­мот­рен­ном ч. 1–3, 5–9 этой статьи.

Для при­ме­не­ния этих норм с учё­том разъ­яс­не­ний, со­дер­жа­щих­ся в п. 22 поста­нов­ле­ния Пле­ну­ма Вер­хов­но­го Су­да РФ от 2 ию­ля 2009 года № 14 «О неко­то­рых воп­ро­сах, воз­ни­ка­ю­щих в су­деб­ной прак­ти­ке при при­ме­не­нии Жилищ­но­го ко­дек­са Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции», не­об­хо­ди­мо ус­та­но­вить соблюде­ние со­во­куп­нос­ти следую­щих обя­за­тель­ных ус­ло­вий: предъ­яв­ля­лось ли к собствен­ни­кам жи­лых поме­ще­ний тре­бо­ва­ние о сно­се до­ма в ра­зум­ный срок за счёт их собствен­ных средств, изы­мал­ся ли ор­га­ном мест­но­го самоуправ­ле­ния зе­мель­ный учас­ток и каж­дое жи­лое по­ме­ще­ние в ука­зан­ном до­ме, ес­ли собствен­ни­ки жи­лых по­ме­ще­ний в пре­дос­тав­лен­ный им срок не осу­ще­ст­ви­ли снос или ре­ко­н­струк­цию многоквартир­но­го до­ма.

В си­лу ч.9 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ес­ли собствен­ник жи­ло­го помещения не сог­ла­сен с ре­ше­ни­ем об изъ­я­тии жи­ло­го по­ме­ще­ния ли­бо с ним не дос­тиг­ну­то сог­ла­ше­ние о вы­куп­ной це­не жи­ло­го по­ме­ще­ния или дру­гих усло­ви­ях его вы­ку­па, ор­ган государствен­ной влас­ти или ор­ган мест­но­го самоуп­рав­ле­ния, при­няв­шие та­кое реше­ние, мо­гут предъ­я­вить в суд иск о выку­пе жи­ло­го помещения.

Сог­лас­но подп. «и» п. 20 пос­та­нов­ле­ния Пле­ну­ма тре­бо­ва­ние ор­га­на государствен­ной влас­ти или ор­га­на мест­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния, при­няв­ше­го решение об изъ­я­тии жи­ло­го по­ме­ще­ния, о пе­ре­се­ле­нии собствен­ни­ка изымаемо­го жи­ло­го по­ме­ще­ния в дру­гое жи­лое по­ме­ще­ние не мо­жет быть удов­летво­ре­но, ес­ли собствен­ник жи­ло­го по­ме­ще­ния воз­ра­жа­ет про­тив это­го, так как в со­от­ве­т­ствии с ч.8 ст.32 ЖК РФ пре­дос­тав­ле­ние собствен­ни­ку жи­ло­го по­ме­щения вза­мен изымаемого дру­го­го жи­ло­го по­ме­ще­ния до­пус­ка­ет­ся только по сог­ла­ше­нию сторон.

Та­ким об­ра­зом, из со­дер­жа­ния ука­зан­ных норм в их сис­тем­ной взаимосвя­зи сле­ду­ет, что у собствен­ни­ка, про­жи­ва­ю­ще­го в до­ме, приз­нан­ном ава­рий­ным и подле­жа­щим сно­су, жи­лое по­ме­щение мо­жет быть ли­бо изъ­я­то пу­тём вы­ку­па, либо по сог­ла­ше­нию с собствен­ни­ком ему мо­жет быть предостав­ле­но дру­гое жилое по­ме­ще­ние с за­чё­том его сто­и­мос­ти в вы­куп­ную це­ну при ус­ло­вии соблюдения предва­ри­тель­ной про­це­ду­ры как по направлению ор­га­ном мест­но­го самоуправления собствен­ни­кам жи­лых помеще­ний тре­бо­ва­ния о сно­се ава­рий­но­го до­ма ли­бо его ре­ко­н­струк­ции, так и пос­ле­ду­ю­ще­му при­ня­тию ор­га­ном мест­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния ре­ше­ния об изъ­я­тии зе­мель­но­го участ­ка, на ко­то­ром рас­по­ло­жен ава­рий­ный дом, и каждо­го жи­ло­го по­ме­ще­ния, на­хо­дя­ще­го­ся в та­ком до­ме, ес­ли собствен­ни­ки жи­лых по­ме­ще­ний в этом до­ме не вы­пол­ни­ли тре­бо­ва­ния о сно­се или реконструк­ции.

Вместе с тем, в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представителем ответчика доказательств соблюдения установленной ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры не представлено.

Указанное бездействие свидетельствует о нарушении жилищных прав собственника <адрес>, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить иск в указанной части, возложив на администрацию <адрес> обязанность обеспечить жилищные права собственника жилого помещения многоквартирного жилого <адрес> Кальнишевский В.С. путем принятия решения в порядке ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Законом срок исполнения процедуры, предусмотренной п. 10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не установлен. Между тем, отсутствие срока для осуществления указанной процедуры, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований, в связи с чем, на администрацию <адрес> следует возложить обязанность по проведению процедуры, предусмотренной п. 10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Поскольку положения Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат сроков отселения граждан из аварийных домов и осуществления предусмотренной ч.20 ст.32 процедуры, а также учитывая, что установленный администрацией <адрес> срок отселения (30 декабря 2020 года) значительно отдаляет возможность реальной защиты прав истца, а для исполнения решения суда требуются временные и финансовые затраты, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда в указанной части до 01 октября 2018 года.

Поскольку соблюдение процедуры, предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации законодателем возложено на орган местного самоуправления, в удовлетворении требований в <адрес> суд отказывает.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать администрацию <адрес> в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предъявить собственнику жилого помещения в многоквартирном <адрес> Кальнишевский В.С. требование о его сносе в разумный срок, а в случае неисполнения собственником требования о сносе указанного многоквартирного дома принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом, и жилого помещения, принадлежащего Кальнишевский В.С..

Установить срок исполнения решения суда до 01 октября 2018 года.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 22 января 2018 года

2-60/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
КАЛЬНИШЕВСКИЙ ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ
Ответчики
Правительство Оренбургской области
Администрация г.Орска
Другие
Павлов Николай Романович
Александров Кирилл Владимирович
Карпунин Макар Николаевич
ПОЛЬЦЕВИЧ ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА
Крачун Сергей Сергеевич
Печенкина Надежда Ивановна
Крачун Надежда Сергеевна
Александров Владимир Ефимович
Башманова Оксана Михайловна
Карпунина Елена Николаевна
Гербер Георгий Александрович
Польцевич Елисей Павлович
Павлова Наталья Владимировна
Александрова Татьяна Владимировна
Макарова Анастасия Владимировна
Карпова Нина Ивановна
Карпунин Николай Николаевич
Павлов Павел Николаевич
Макарова Екатерина Сергеевна
Блокова Яна Дмитриевна
ЗАХАРОВ ДЕНИС СЕРГЕЕВИЧ
Александрова Елена Леонидовна
Богданова Елена Владимировна
Александров Андрей Евгеньевич
Карпунина Валентина Владимировна
Карпунина Полина Николаевна
Крачун Евгений Сергеевич
Демакова Анна Николаевна
Могилко Павел Евгеньевич
Мусс Елена Гарраевна
Макарова Виктория Владимировна
Башманова Оксана Владимировна
Суд
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области
Судья
Фирсова Н.В.
Дело на странице суда
oktyabrskyorsk.orb.sudrf.ru
30.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2020Передача материалов судье
30.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2020Дело оформлено
30.04.2020Дело передано в архив
16.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее