Дело № 2а-6521/2019
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
18 ноября 2019 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Буянтуевой Т.В.,
при секретаре Гумашвили М.З.,
с участием истца Постолюка А.Я., представителя ответчика Арсентьевой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Постолюка Анатолия Яковлевича к Правительству Московской области, Министерству социального развития Московской области, Управлению социальной защиты населения по г.о. Балашиха, начальнику Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха о признании места жительства, обязать предоставить ежемесячную денежную компенсацию, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Истец Постолюк А.Я. обратился в суд с иском к ответчикам, указывая на то, что 02.08.2019 г. Постолюк А.Я. и Постолюк Г.В. обратились в Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха с заявлениями о предоставлении ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по льготным категориям по квартире по адресу: Московская <адрес>, принадлежащей Постолюк А.Я. и Постолюк Г.В. Работник Ефремова отказалась принимать заявление. Только после вмешательства зам. Начальника Малкиной И.В. заявление приняли. ДД.ММ.ГГГГ Постолюк А.Я. получил ответ, из которого следовало, что для получения льгот по ЖКХ необходимо доказать место жительства Постолюк А.Я. и Постолюк Г.В. по указанному адресу, удостоверяемого в паспорте гражданина РФ. Истец полагает данный отказ незаконным, в связи с чем просит признать место жительства Постолюка А.Я. по адресу: <адрес>, обязать Министерство социального развития Московской области, управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха оплачивать ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по льготным категориям участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 01.08.2019 г., взыскать с Правительства Московской области, Министерства социального развития Московской области, Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб. с каждого ответчика.
В судебном заседании истец Постолюк А.Я. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске.
Ответчик Правительство Московской области в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, извещен судом надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области и Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха по доверенности в судебное заседание явился, иск не признал.
Суд, выслушав пояснения истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истцу Постолюк А.Я. гарантируется «компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях соответственно (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади приватизированных жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от вида жилищного фонда, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, ко не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке...».
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается
Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Так, порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержден Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 г. № 1082/46 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области».
Вышеуказанный Порядок определяет условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе за наем или за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), обращение с твердыми коммунальными отходами, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива), установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец Постолюк А.Я. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 9).
Постолюк А.Я. постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> <адрес>, и имеет временную регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Кроме того, Постолюк А.Я. состоит на учете в Управление социальной защиты населения по льготной категории «Инвалиды 2 гр., ликвидатор аварии на ЧАЭС».
В иске Постолюк А.Я. указывает, что неоднократно обращался в Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха по вопросу предоставления ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по льготной категории по квартире по адресу: <адрес>, на что получил отказ.
Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Постановлении Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах.
Раскрывается данное понятие в пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ, где местом жительства признается место, где человек постоянно или преимущественно проживает.
Конкретизируется понятие в статье 2 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1, в которой местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Статьей 2 вышеуказанного Закона также законодательно разграничены понятия «регистрации по месту пребывания» и «регистрации по месту жительства», где регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания, а регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В соответствии с п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 место жительства гражданина удостоверяется отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельством о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав или законных интересов.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру и последствиям нарушения, должен обеспечивать восстановление нарушенных прав. Если истец избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению и не обеспечивающий восстановление прав, его требования не могут быть удовлетворены.
С учетом вышеизложенных норм права суд находит требования истца о признании местом жительства по адресу: <адрес>, не подлежащими удовлетворению, поскольку правовых оснований для удовлетворения данного требования не имеется, т.к. истец Постолюк А.Я. постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>, а временно зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Суд соглашается с доводами ответчика о том, что истец, будучи зарегистрированным по месту жительства по адресу: <адрес>, не лишен права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, по месту постоянной регистрации, в связи с чем решение ответчика об отказе в предоставлении истцу мер социальной поддержки по месту временного пребывания соответствует закону.
При таких обстоятельствах оснований для обязания Министерства социального развития Московской области предоставить Постолюку А.Я. меры социальной поддержки по адресу: <адрес>, не имеется.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку судом не установлено нарушение прав истца действиями (бездействием) ответчиков, следовательно, оснований для удовлетворения требования истца о взыскании компенсации морального вреда с ответчиков не имеется.
Доказательств, подтверждающих причинение истцу физических и нравственных страданий со стороны ответчиков, Постолюком А.Я. не представлено.
Кроме того, требования к ответчикам Управлению социальной защиты населения по г.о. Балашиха, начальнику Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха не подлежат удовлетворению как заявленные к ненадлежащим ответчикам.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Постолюка Анатолия Яковлевича к Правительству Московской области, Министерству социального развития Московской области, Управлению социальной защиты населения по г.о. Балашиха, начальнику Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха о признании места жительства, обязать предоставить ежемесячную денежную компенсацию, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Московский областной суд со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья: Т.В. Буянтуева
Решение принято в окончательной форме 26.11.2019 г.
Судья Буянтуева Т.В.