Дело № 2-139/2020 УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2020 года г. Облучье
Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе
председательствующего судьи Шлеверда Н.М.,
при помощнике судьи Бочарниковой О.А.,
с участием:
помощника прокурора Облученского района ЕАО Эрлих К.А.,
представителя ответчика – администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Ефимовой М.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Облученского района ЕАО обратился в Облученский районный суд ЕАО с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области (далее – администрация МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО) о понуждении к совершению определенных действий.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой Облученского района ЕАО проведена проверка по информации ОГИБДД УМВД России по ЕАО о нарушении прав учащихся на безопасность дорожного движения вблизи образовательных учреждений.
Из акта обследования пешеходных переходов вблизи школ и других учебных заведений следует, что администрация МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО не в полной мере исполняет возложенные обязанности по устройству автомобильных дорог, расположенных вблизи учебных учреждений.
Так, на пешеходном переходе вблизи МБОУ СОО «Школа № 2 г. Облучье» отсутствует пешеходное ограждение, отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на желтом фоне в количестве 2 шт., отсутствует светофор Т.7; на пешеходном переходе вблизи МБОУ «СОШ № 3 г. Облучье имени Героя Советского Союза Ю.В. Тварковского» отсутствует основной дорожный знак 1.23 «Дети» на желтом фоне в количестве 1 шт. и дублирующий дорожный знак 1.23 «Дети» на желтом фоне с табличкой 8.2.1 «Зона действия» в количестве 1 шт. со стороны полиции, отсутствует светофор Т.7, частично отсутствует пешеходное ограждение; вблизи негосударственного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 27 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД» отсутствует искусственное освещение, горизонтальная дорожная разметка 1.25, отсутствует дорожный знак 5.20 «Искусственная неровность», отсутствует пешеходный переход вблизи школы-интернат; на пешеходном переходе вблизи МКОУ «СОШ № 4 п. Хинганск» отсутствуют пешеходные ограждения.
Отсутствие необходимых технических средств и приспособлений на пешеходном переходе может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, посещающих образовательные учреждения.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в части выполнения обязанности по устройству автомобильных дорог, расположенных вблизи образовательных учреждений. Однако до настоящего времени администрацией городского поселения не приняты меры по установке вблизи МБОУ СОО «Школа № 2 г. Облучье» на пешеходном переходе пешеходного ограждения, светофора Т.7; вблизи МБОУ «СОШ № 3 г. Облучье имени Героя Советского Союза Ю.В. Тварковского» светофора Т.7, пешеходного ограждения; вблизи негосударственного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 27 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД» горизонтальной дорожной разметки 1.25, вблизи МКОУ «СОШ № 4 п. Хинганск» на пешеходном переходе пешеходных ограждений.
Прокурор Облученского района ЕАО просит суд обязать администрацию МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять комплекс мер по обеспечению безопасности дорожного движения путем установки: вблизи МБОУ СОО «Школа № 2 г. Облучье» на пешеходном переходе пешеходного ограждения, светофора Т.7; вблизи МБОУ «СОШ № 3 г. Облучье имени Героя Советского Союза Ю.В. Тварковского» светофора Т.7, пешеходного ограждения; вблизи негосударственного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 27 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД» горизонтальной дорожной разметки 1.25; вблизи МКОУ «СОШ № 4 п. Хинганск» на пешеходном переходе пешеходных ограждений.
В судебном заседании помощник прокурора Эрлих К.А. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Ефимова М.А. заявленные исковые требования признала, о чем представила письменное заявление, просила суд установить срок исполнения требований, указанных в исковом заявлении до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая неблагополучную санитарно-эпидемиологическую обстановку, сложившуюся на территории Еврейской автономной области.
Представитель третьего лица ОГИБДД УМВД России по ЕАО в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлялся судом надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено в п. 5 ст. 3 Устава МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО.
Согласно статье 1 Закона ЕАО от 02.11.2004 № 338-ОЗ «О границах и статусе городских, сельских поселений в составе Облученского муниципального района» в составе Облученского муниципального района образовано Облученское городское поселение состоящее, в том числе, из г. Облучье и п. Хинганск.
Администрация МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского поселения, к полномочиям которого относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов городского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них (п. 4 ч. 1 ст. 29 Устава муниципального образования).
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 3 названного Федерального закона установлено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно требованиям пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по содержанию автомобильных дорог, в соответствии с которой в состав мероприятий по содержанию дорог входят работы по установке недостающих дорожных знаков, светофорных объектов, светоотражающих щитков на осевом дорожном ограждении, дорожных ограждений, сигнальных столбиков, и световозвращающих устройств; по уходу за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки, по устройству недостающих искусственных дорожных неровностей (подпункты 1 - 4, 11 пункта 10).
В соответствии с пунктом 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425, действующего с 01.04.2020, ограничивающие пешеходные ограждения перильные на газонах, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), шириной 1 м и менее, или тротуарах – на протяжении не менее 50 м в каждую сторону применяют от всех регулируемых наземных пешеходных переходов, нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений.
Светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений (пункт 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019).
Согласно пункту 6.2.33 ГОСТ Р 52289-2019 разметку 1.25 применяют для обозначения искусственных неровностей, предназначенных для принудительного снижения скорости.
Разметку наносят в начале и конце неровности монолитной конструкции по ГОСТ Р 52605 на наклонном участке.
В случаях использования сборных искусственных неровностей по ГОСТ 32964 или при недостаточной ширине монолитной искусственной неровности для нанесения разметки на ее поверхности разметку наносят на проезжую часть непосредственно у неровности с двух ее сторон, при одностороннем движении – со стороны приближающегося транспорта.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе государственного инспектора дорожного надзора ГИБДД УМВД России по ЕАО и начальника отдела обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог ОГКУ «Автодорпроектконтроль» проведено обследование пешеходных переходов вблизи образовательных учреждений, расположенных на территории МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, в ходе которого выявлены нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения. На пешеходном переходе вблизи МБОУ СОО «Школа № 2 г. Облучье» отсутствует пешеходное ограждение, отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на желтом фоне в количестве 2 шт., отсутствует светофор Т.7; на пешеходном переходе вблизи МБОУ «СОШ № 3 г. Облучье имени Героя Советского Союза Ю.В. Тварковского» отсутствует основной дорожный знак 1.23 «Дети» на желтом фоне в количестве 1 шт. и дублирующий дорожный знак 1.23 «Дети» на желтом фоне с табличкой 8.2.1 «Зона действия» в количестве 1 шт. со стороны полиции, отсутствует светофор Т.7, частично отсутствует пешеходное ограждение; вблизи негосударственного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 27 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД» отсутствует искусственное освещение, горизонтальная дорожная разметка 1.25, отсутствует дорожный знак 5.20 «Искусственная неровность», отсутствует пешеходный переход вблизи школы-интернат; на пешеходном переходе вблизи МКОУ «СОШ № 4 п. Хинганск» отсутствуют пешеходные ограждения.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Согласно сообщению главы администрации МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО часть указанных в представлении нарушений, устранены. Мероприятия по установке светофоров Т.7 на пешеходных переходах, устройство пешеходного ограждения будут запланированы при формировании бюджета на 2020 год.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая, что признание представителем ответчика исковых требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а напротив, способствует их осуществлению, суд считает возможным принять признание иска представителем администрации МО «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, в силу чего, удовлетворить заявленные прокурором требования об обязании ответчика установить вблизи МБОУ СОО «Школа № 2 г. Облучье» на пешеходном переходе пешеходное ограждение, светофор Т.7; установить вблизи МБОУ «СОШ № 3 г. Облучье имени Героя Советского Союза Ю.В. Тварковского» светофор Т.7, пешеходное ограждение; нанести вблизи негосударственного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 27 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД» горизонтальную дорожную разметку 1.25; установить вблизи МКОУ «СОШ № 4 п. Хинганск» на пешеходном переходе пешеходные ограждения.
Исходя из смысла ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем работ, сложившуюся в Еврейской автономной области неблагополучную санитарно-эпидемиологическую обстановку, принимая во внимание положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые администрация муниципального образования обязана соблюдать при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, суд считает разумным и справедливым установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются: прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Согласно ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить светофор Т.7 и ограничивающее пешеходное ограждение от пешеходного перехода вблизи МБОУ СОО «Школа № 2 г. Облучье»; установить светофор Т.7 и ограничивающее пешеходное ограждение от пешеходного перехода вблизи МБОУ «СОШ № 3 г. Облучье имени Героя Советского Союза Ю.В. Тварковского»; нанести горизонтальную дорожную разметку 1.25 вблизи негосударственного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 27 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД»; установить ограничивающее пешеходное ограждение от пешеходного перехода вблизи МКОУ «СОШ № 4 п. Хинганск».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.М. Шлеверда
Мотивированное решение изготовлено 13.05.2020.
Судья Н.М. Шлеверда