Дело № 2-824/2020
УИД № 66RS0003-01-2019-006723-91
Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 05 марта 2020 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Исаковой К. В., при секретаре Сабинине К. А.,
с участием истца, представителя Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Серковой Ю. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буньковой Н.В. к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Октябрьскому району города Екатеринбурга, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности принять на учет, приобрести и предоставить жилое помещение с последующим заключением договора найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Бунькова Н. В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Октябрьскому району города Екатеринбурга, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности принять на учет, приобрести и предоставить жилое помещение с последующим заключением договора найма специализированного жилого помещения.
<***>
<***>
Постановлением главы МО «Ирбитский район» от *** *** за истцом и ее братьями В, Г и А закреплено право пользования на жилое помещение, расположенное по адресу: ***.
О наличии прав в отношении данного помещения истцу уполномоченными органами разъяснено не было.
Истец переехала на постоянное место жительства в город Екатеринбург, где уже в *** направила обращение в Администрацию Ирбитского МО по вопросу наделения ее жильем, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ответ был получен о необходимости обращения с данным вопросом в орган местного самоуправления по месту своего жительства.
Далее истец обратилась в Администрацию Октябрьского района города Екатеринбурга с аналогичным заявлением. В ответ даны разъяснения от ***, что компетентным органом является Управление социальной политики по Октябрьскому району г. Екатеринбурга.
Обратившись в Управление социальной политики по Октябрьскому району г. Екатеринбурга с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, *** истец получила письмо, в котором в постановке на учет было отказано, указано, что постановка на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется до достижения возраста 23 года.
С решением уполномоченных органов истец не согласна, полагает их действия незаконными, ограничивающими ее права на обеспечение жилым помещением как лица из льготной категории граждан.
На основании изложенного, Бунькова Н. В. просит суд признать ее приобретшей статус лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте; возложить на ТОИОГВ Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Октябрьскому району г. Екатеринбурга поставить на учет истца в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для целей предоставления жилого помещения, входящего в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность за счет средств субъекта Российской Федерации приобрести (построить) жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 16 кв.м., находящееся в черте г. Екатеринбурга, и отвечающее установленным санитарным правилам и нормам, зачисленное в оперативное управление ГКУ «Фонд жилищного строительства».
Истец, в судебном заседании поддержала доводы искового заявления по заявленному предмету и основаниям, настаивала на его удовлетворении в полном объеме. Дополнительно пояснила, что зарегистрирована и проживает по адресу: ***. Однако, полагает, что прав в отношении данного жилого помещения не приобрела, поскольку данное помещение ей не принадлежит, по требованию собственника она обязана будет освободить жилое помещение. Отметила, что закрепленное за ней и братьями жилое помещение в ***, она использовать не могла для проживания, так как помещение фактически и юридически занято было иными людьми, которые впоследствии квартиру приватизировали. О своем праве на получение жилого помещения как лицо указанной льготной категории она знала еще в ***, однако, полагала на тот момент, что в связи с достижением возраста 23 лет, право на получение жилья у нее утрачено. Но в 2018 году ее подруга одного с ней возраста получила право на получение жилого помещения в судебном порядке, в связи с чем истец полагает, что ее нарушенное право также может быть восстановлено в настоящее время.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Серкова Ю. И., действующая на основании доверенности от ***, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по причине пропуска истцом срока для постановки на учет, поддержала доводы отзыва, представленного в материалы дела. Указала на преждевременность заявленных требований к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, полагая, что обязанность по предоставлению жилого ответчика у Министерства возникнет только после постановки истца на учет и последующей передачи списков лиц в Министерство территориальным органом управления социальной политики.
Третье лицо Садчиков Б. В. суду пояснил, что с заявленными требованиями истца согласен, является собственником жилого помещения, в котором в настоящее время проживает истец с их совместным ребенком. Однако, за истцом право пользования жилым помещением не признает, последняя пользуется квартирой временно.
Ответчик ТОИОГВ Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Октябрьскому району г. Екатеринбурга, третьи лица Министерство финансов Свердловской области, Администрация Ирбитского муниципального образования в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Ранее в предварительном судебном заседании представитель ТОИОГВ Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Октябрьскому району г. Екатеринбурга Янковская М. А. (доверенность от ***) представила письменный отзыв на иск, доводы которого поддержала в полном объеме. В соответствии с отзывом, ответчик требования Буньковой Н. В. не признает, полагая, что срок для обращения с целью постановки на учет для целей предоставления жилого помещения пропущен значительно и без уважительных причин, восстановлен быть не может.
С учетом мнения истца, представителя ответчика, третьего лица, положений ч.ч. 3 - 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
По смыслу статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Бунькова Н. В. родилась *** в ***, что следует из представленного свидетельства о рождении.
<***>
Постановлением главы МО «Ирбитский район» от *** *** за истцом и ее братьями В, Г и А закреплено право пользования на жилое помещение, расположенное по адресу: ***.
Истец суду пояснила, что в *** переехала на постоянное место жительства в город Екатеринбург, где уже в *** направила обращение в Администрацию Ирбитского МО по вопросу наделения ее жильем, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ответ был получен о необходимости обращения с данным вопросом в орган местного самоуправления по месту своего жительства.
Далее истец обратилась в Администрацию Октябрьского района города Екатеринбурга с аналогичным заявлением. В ответ даны разъяснения от ***, что компетентным органом является Управление социальной политики по Октябрьскому району г. Екатеринбурга.
Обратившись в Управление социальной политики по Октябрьскому району г. Екатеринбурга с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, *** истец получила письмо, в котором в постановке на учет было отказано, указано, что постановка на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется до достижения возраста 23 года.
Обращения истца и ответы на ее обращения подтверждены материалами дела, а именно, представленной перепиской с указанными органами и учреждениями.
Также истец пояснила, что зарегистрирована и проживает по адресу: ***. Однако, полагает, что прав в отношении данного жилого помещения не приобрела, поскольку данное помещение ей не принадлежит, по требованию собственника она обязана будет освободить жилое помещение. Отметила, что закрепленное за ней и братьями жилое помещение в ***, она использовать не могла для проживания, так как помещение фактически и юридически занято было иными людьми, которые впоследствии квартиру приватизировали. О своем праве на получение жилого помещения как лицо указанной льготной категории она знала еще в 2012 году, однако, полагала на тот момент, что в связи с достижением возраста 23 лет, право на получение жилья у нее утрачено. Но в 2018 году ее подруга одного с ней возраста получила право на получение жилого помещения в судебном порядке, в связи с чем истец полагает, что ее нарушенное право также может быть восстановлено в настоящее время
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срок предоставления жилья по договору найма специализированного жилого помещения определен следующими юридическими фактами: окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования; окончание прохождения военной службы по призыву; окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (ст.2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты-ст.7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18) на основе конституционного равноправия (ст.19. ч.1.ч.2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (ст.21.ч.1,ч.2), обеспечивается право каждого на жилище (ст.40, ч.1 и 3), а права свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55, ч.2 и 3).
Действительно, как было указано судом ранее, законодательно установлено, что до достижения возраста 23 лет лица, относящиеся к категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, имеют право на предусмотренные законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
На основании ст. 98 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, категории которых устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.
Согласно Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ***, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Суд отмечает, что истцом возраст 23 года достигнут ***, до достижения указанного возраста истец с заявлением о постановке на учет, а также с заявлением об установлении факта невозможности проживания в закрепленном за ней помещении в соответствующие органы социальной политики по месту своего проживания не обращалась, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока суду не представлено. Указание истца на не знание о наличии у нее права на получение жилого помещения и, соответственно, обязанности по постановке на учет не может быть квалифицировано судом как уважительная причина. Истец пыталась в *** обратиться с соответствующим заявлением об обеспечении ее жильем в Администрацию Ирбитского муниципального образования, где ей разъяснили на необходимость обращения с данным вопросом в орган местного самоуправления по месту своего жительства. Все последующие обращения Буньковой Н. В. последовали только в ***, истец связывает данные обращения с ситуацией своей подруги, которая в судебном порядке получила право на обеспечение жильем.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Доказательств наличия уважительных причины пропуска срока для постановки на учет с целью обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области суду не представлено, а значит, истец не имеет права на предоставление ей в настоящее время жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда.
В удовлетворении исковых требований суд отказывает в полном объеме ко всем ответчикам, поскольку не находит оснований для постановки истца на учет, а значит и для последующих действий, направленных на предоставление ей жилого помещения с последующим заключением договора найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Буньковой Н.В. к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Октябрьскому району города Екатеринбурга, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности принять на учет, приобрести и предоставить жилое помещение с последующим заключением договора найма специализированного жилого помещения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья <***> К. В. Исакова
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>