Решение по делу № 2-293/2019 от 20.02.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1.

    25 марта 2019 года Озёрский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Силивановой Г.М.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> к ООО «Экотех» о понуждению к действию,

У С Т А Н О В И Л:

    Истец просит обязать ООО «ЭКОТЕХ» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию по эксплуатации полигона ТКО «Озеры» и направить ее для прохождения государственной экологической экспертизы, обязать ООО «ЭКОТЕХ» предусмотреть в проектной документации обязательное требование о наличии на полигоне ТКО «Озеры» установки системы по сбору и очистке фильтрационных стоков (фильтра), системы дегазации, указывая на то, что в ходе проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления ООО «ЭКОТЕХ» установлено, что ООО «ЭКОТЕХ» осуществляет деятельность по эксплуатации полигона ТКО «Озеры», приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 29.03.2012г. -Э ООО «ЭКОТЕХ» получено заключение государственной экологической экспертизы на проект «Реконструкция и рекультивация полигона захоронения ТБО «Озеры», расположенного в <адрес>» сроком на 2 года, то есть до 2014г., таким образом, ООО «ЭКОТЕХ» с марта 2014г. по настоящее время осуществляет деятельность по эксплуатации полигона ТКО «Озеры» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию, проектная документация на полигон ТКО не разработана, на государственную экологическую экспертизу не направлена; за 2017г. на полигон поступило 37,3 тыс. тонн отходов при предусмотренном проектной документации годовым объеме 26 тыс. тонн, при разработке новой проектной документации планируется увеличение годового объема поступающих для размещения отходов с 26 тыс. тонн до 32 тыс. тонн, учитывая планируемое увеличение объема размещаемых на полигоне ТКО «Озеры» отходов, возрастает риск загрязнения окружающей среды.

Представитель ООО «ЭКОТЕХ» по доверенности ФИО3 против удовлетворения иска возражал, указывая на то, что у них нарушений не имеется: деятельность полигона осуществляется на основании проектной документации, прошедшей государственную экологическую экспертизу, в документации предусмотрено, что эксплуатация осуществляется до 2022г., в том числе: загрузка полигона -до ноября 2019г. включительно, этап рекультивации с декабря 2019г. по декабрь 2020г.; закрытие полигона производится при достижении насыпью отходов проектных отметок 145,5м, в настоящее время отметка поверхности полигона -142 м; поступление на полигон за 2017г. 37,3 тыс. тонн отходов не является нарушением, т.к. указанный в проектной документации годовой объем в 26 тыс. тонн – это усредненный результат, полученный при делении разрешенного объема на срок эксплуатации, а в предыдущие годы поступивший объем отходов был ниже запланированного; в настоящее время разрабатывается новая проектная документация, планирующая увеличение срока эксплуатации полигона и объема, размещаемых на полигоне ТКО «Озеры», отходов, в соответствии с распоряжением Министерства ЖКХ МО от 12.12.18г. -РВ и дорожной картой срок предоставления проекта документации для проведения ГЭЭ – с 16.07.19г. по 19.07.19г., который еще не наступил.

Выслушав объяснения, изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении иска надлежит отказать.

    Согласно п.1 ст.32 Федерального закона от 10.01.02г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямо е или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст.33 ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Таким образом, анализ данных норм права свидетельствует о том, что экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Пунктом 7.2 статьи 11 Закона «Об экологической экспертизе» установлено, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является (в том числе) проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.

Согласно статьи 18 ФЗ «Об экологической экспертизе» заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (п.1)

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае: доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Из материалов дела следует, что Приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 29.03.2012г. -Э утверждено заключение экспертной комиссии ГЭЭ проектной документации ООО «ЭКОТЕХ» «Реконструкция и рекультивация полигона захоронения ТБО «Озеры», расположенного в <адрес>», срок действия заключения установлен 2 года.

В заключении ГЭЭ указано, что расчетный срок эксплуатации полигона -7,5 лет; расчетный срок рекультивации -2 года; абс. отметка насыпного холма отходов -145,5 м (стр.5 заключения экспертизы, раздел «основные технические решения»).

В соответствии с проектом рекультивации ежегодный объем захоронения отходов составляет 130 тыс. куб.м., для полигона принят коэффициент уплотнения отходов 4,0 что соответствует плотности отходов 0,8 т. куб.м., вместимость участка захоронения ТБО 277 404 куб.м., закрытие полигона производится при достижении насыпью отходов отметок 145,5м., общий срок дозагрузки участка полигона по высотной схеме составляет 7,5 лет, срок рекультивации участка полигона (биологический этап) составляет 2 года.

Согласно отчету ООО «ЭКОТЕХ» реализация проекта, получившего положительное заключение ГЭЭ начата ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно постановлению Правительства МО от 22.12.16г. срок эксплуатации полигона ТКО «Озеры» установлен до 2022г.

Таким образом, поскольку положительное заключение экспертной комиссии, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 29.03.2012г. -Э, в установленном порядке не оспорено, реализация проекта начата 02.05.12г., т.е. в период 2-х годичного срока действия заключения ГЭЭ, следовательно, применительно к положениям части 5 статьи 18 Закона № 174-ФЗ заключение не утратило юридическую силу для проекта, на основании которого происходит эксплуатация полигона.

Статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 309-ФЗ) внесены изменения в Закон № 174-ФЗ, которыми статья 11 дополнена подпунктом 7.2, в соответствии с которым объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности.

Согласно пункту 6 статьи 49 Закона № 309-ФЗ положение подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции настоящего Федерального закона) не применяется к объектам, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик начал реализацию проекта реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Озеры» в срок действия утвержденного положительного заключения государственной экологической экспертизы, а федеральные законы, иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в области обращения с отходами, не предусматривают обязательности проведения повторной государственной экологической экспертизы проектной документации реализуемого (не оконченного) проекта, у прокурора отсутствуют основания требовать вновь разработать проектную документацию по эксплуатации полигона и направить ее для прохождения государственной экологической экспертизы. В удовлетворении иска надлежит отказать.

Аналогичная позиция изложена и в письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14.12.17г. «О разъяснении законодательства». В данном разъяснении указано: «Ст.3 Закона №174-ФЗ определен принцип обязательности проведения ГЭЭ до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы. Согласно ч.2 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, для получения которого к заявлению прилагается, в том числе, положительное заключение ГЭЭ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Исходя из вышеуказанных норм, фактом принятия решения о реализации объекта капитального строительства является выдача разрешения на строительство. В соответствии со ст.18 Закона №174-ФЗ положительное заключение ГЭЭ теряет юридическую силу, в том числе в случае истечения срока его действия. Вместе с тем, проведение ГЭЭ проектной документации реализуемого объекта Законом №174-ФЗ не предусмотрено.» (л.д. ).

Ссылка прокурора относительно поступления за 2017г. на полигон 37,3 тыс. тонн отходов при предусмотренном проектной документации годовым объеме 26 тыс. тонн, не является нарушением проекта, т.к. проектом реконструкции и рекультивации полигона захоронения ТБО «Озеры», имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, и заключением экспертизы прямо предусмотрено размещение отходов до уровня проектных отметок. Проектная отметка (отметка верха полигона) согласно утвержденному проекту составляет 145,5м. Согласно проектным решениям по техническому этапу реконструкции и рекультивации предполагается, что формирование тела полигона до проектных отметок обеспечивается за счет засыпки техногенным грунтом (отходами), на что прямо указано в рабочем проекте.

Таким образом, обществом не допущено отступлений от проектной документации при реконструкции и рекультивации полигона ТБО «Озеры», сроки проведения работ, предусмотренные в проектной документации, не нарушены ( что прокурором и не оспаривается).

Ссылка прокурора на объяснение юрисконсульта ответчика от 12.04.18г. (л.д.44-45) в обоснование иска несостоятельна, т.к. данные объяснения относятся к новой проектной документации, разрабатываемой для продолжения эксплуатации объекта, после истечения срока эксплуатации реализуемого проекта (ноябрь 2019г.).

По разработке новой проектной документации 11.12.2017г. ООО «ЭКОТЕХ» с ООО «ГеоСтройПроект» заключен соответствующий договор. Инженерные изыскания, работы по исследованию почв, грунтов, водных объектов проведены, что подтверждается актами выполненных работ, проектная документация по разделам - разработана (акт выполненных работ от 17.12.18г.), по разделам - срок окончания работы 15.05.19г.

Согласно приложению к распоряжению Министерства жилищно-коммунального хозяйства МО от 12.12.18г. -РВ «Об утверждении инвестиционных программ в области обращения с ТКО» срок реализации данной программы ООО «ЭКОТЕХ» на 2019-2020г.г. установлен с 01.07.19г. по 30.07.19г. (п.9).

Согласно «дорожной карты» срок предоставления проекта (нового) для ГЭЭ с 16.07.19г. по 19.07.19г.

Таким образом, по проектной документации по дальнейшей эксплуатации полигона срок окончания разработки проектной документации как установленный распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства МО от 12.12.18г. -РВ, так и «дорожной картой» не наступил. Доказательств по иным срокам, опровергающих представленные стороной ответчика, прокурором суду не представлено. Оснований требовать уменьшения установленных сроков выполнения работ, прокурором не приведено и в исковом заявлении на это основание прокурор не ссылается.

Ссылка прокурора на принятые районными судами решения судом отклоняется, т.к. в данных решениях указаны иные обстоятельства, отличные от установленных по данному делу, и не приведены нормы права, позволяющие требовать проведение повторной ГЭЭ проектной документации реализуемого объекта.

Иные доводы прокурора судом приняты быть не могут, поскольку противоречат собранным по делу доказательствам и нормам права. Из приведенных судом норм права следует, что проведение экологической экспертизы обязательно до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы, государственная экологическая экспертиза проводится в отношении намечаемой и планируемой хозяйственной деятельности, до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы, в то время как ответчиком проект, получивший положительное заключение ГЭЭ, реализуется со 02.05.12г. Вышеуказанные нормы не содержат обязательных требований о проведении государственной экологической экспертизы в отношении эксплуатируемых объектов при непрерывно осуществляемой ими деятельности. Пунктом 6 статьи 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и пунктом 1 статьи 33 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено проведение экологической экспертизы в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность.

Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Межрайонной природоохранной прокуратуре <адрес> к ООО «Экотех» о понуждению к действию отказать.

    Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Озёрский городской суд <адрес> в 1 месяц.

Судья Силиванова Г.М.

Мотивированное решение составлено 05.04.19г.

2-293/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная природоохранная прокуратура МО
Ответчики
ООО "Экотех"
Другие
Министерство экологии и природопользования МО
Суд
Озерский городской суд Московской области
Дело на странице суда
ozery.mo.sudrf.ru
20.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.02.2019Передача материалов судье
20.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2019Подготовка дела (собеседование)
05.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2019Судебное заседание
05.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее