РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 18 июня 2019 года
Заводской районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Мормыло О.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №а-617/19 по административному иску ФИО1 ЧР к Управлению Роскомнадзора по ЧР в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 ЧР обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с административным иском к Управлению Роскомнадзора по ЧР о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://vk.com/public109122371?z=photo314856993_393479822%2Fwall-109122371_52, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой ЧР в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в результате которого по адресу: https://vk.com/public109122371?z=photo314856993_393479822%2Fwall-109122371_52, выявлены материалы, находящийся в свободном доступе как для онлайн-просмотра, так и для скачивания в различных форматах. При визуальном просмотре указанных материалов установлено, что в них демонстрируются картинки, а также надписи, умаляющие чувства верующих граждан, содержащие непристойные жесты. При этом, указанные материалы доступны для просмотра неограниченного круга лиц. Ссылался, что нахождение в открытом доступе указанной информации, побуждает на противоправные деяния, способствует разжиганию религиозной вражды, чем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, в связи с чем, полагал, что вышеуказанная информация должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебное заседание ФИО1 ЧР и представитель административного ответчика – УправленияРоскомнадзора по ЧР, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, об отложении или о рассмотрении дела с личным участием сторон не просили, дополнительных доказательств и ходатайств не заявили.
Поскольку участие административного истца и административного ответчика не признано судом обязательным, руководствуясь ч.7 ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при отсутствии сторон в упрощенном порядке.
Исследовав материалы дела, суд полагает заявленные ФИО1 требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 ст. 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов РФ.
Передача информации посредством использования информационно -телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Статья 9 указанного закона предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом, ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрен закрытый перечень видов материалов, которые могут быть включены в реестр сведений на основании решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в ходе проведенного прокуратурой ЧР мориторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» поадресу:https://vk.com/public109122371?z=photo314856993_393479822%2Fwall-109122371_52, выявлены материалы, в которых демонстрируются картинки, а также надписи, умаляющие чувства верующих граждан, содержащие непристойные жесты.При этом, судом установлено, что указанные материалы находятся в свободном доступе для онлайн-просмотра, а также для скачивания в различных форматах неограниченным кругом лиц.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра сайта от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ФИО1 отдела прокуратуры ЧР ФИО4 в присутствии понятых ФИО5 и ФИО6 в помещении кабинета № прокуратуры ЧР по адресу: <адрес>, и скриншотами изображения с надписью, размещенными поадресу: https://vk.com/public109122371?z=photo314856993_393479822%2Fwall-109122371_52.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистской деятельностью (экстремизмом) является возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
В силу ст.ст. 12, 13 Федерального закона № 114-ФЗ запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. На территории РФ запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Частью 1 статьи 148 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих.
Таким образом, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по URL-адресу: https://vk.com/public109122371?z=photo314856993_393479822%2Fwall-109122371_52,должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, поскольку способствует разжиганию религиозной вражды, что противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя, нарушает права неопределенного круга лиц, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и правонарушений экстремистской направленности, способствует их совершению.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктами 2, 3, 5 вышеуказанных Правил предусмотрено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: а) решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; б) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Признание информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу:https://vk.com/public109122371?z=photo314856993_393479822%2Fwall-109122371_52,запрещенной к распространению, позволит внести ее в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В соответствии со ст. 39 КАС РФ ФИО1 вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, ФИО1 в соответствии со ст. 39 КАС РФ выступает в интересах неопределенного круга лиц на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами правонарушений и преступлений.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ФИО1 Чеченской Республики является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ФИО1 ЧР – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на интернет-ресурсе:https://vk.com/public109122371?z=photo314856993_393479822%2Fwall-109122371_52, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Обязать Управление Роскомнадзора по ЧР ограничить доступ к указанной странице.
Решение суда направить в Управление Роскомнадзора по Чр для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Заводской районный суд <адрес> в срок, в течение в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии данного решения суда.
Председательствующий О.В. Мормыло