Судья Земцов Н.В. Дело № 33-3072/2016
14 июля 2016 года
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Дубровиной И.Л.,
судей Бакиной Е.Н., Шерстенниковой Е.Н.,
при секретаре Воложаниновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе Тулакиной <данные изъяты> на решение Оричевского районного суда Кировской области от 28 апреля 2016 года по иску Тулакиной <данные изъяты>, Безвесельной <данные изъяты>, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО15 к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, войсковой части №, ТУ Росимущества в Кировской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, которым постановлено:
Тулакиной <данные изъяты>, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО16 в удовлетворении исковых требований о признании договора найма служебного жилого помещения от 15 августа 2007 года, заключенного с войсковой частью № на жилое помещение, расположенное по адресу: Кировская <адрес>, в части указания на служебное жилое помещение, недействующим с момента заключения, о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации, отказать;
заслушав доклад судьи Кировского областного суда Дубровиной И.Л.,
У С Т А Н О В И Л А:
Тулакина <данные изъяты> действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО17 обратилась в суд с иском к Министерству промышленности и торговли РФ, ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ, войсковой части №, ТУ Росимущества в Кировской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска указала, что она проживает в трёхкомнатной квартире <адрес>. В квартире зарегистрированы: Тулакина <данные изъяты> её дочь - ФИО18 муж - ФИО19 и внучка - ФИО20. Квартира была предоставлена по договору найма служебного жилого помещения 15.08.2007 командиром войсковой части №, действующим от имени собственника - Федерального агентства по промышленности. Квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности РФ. Зарегистрирована в спорной квартире с 08.08..2007. 08.02.2016 обратилась к руководителю ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации», командиру войсковой части № с заявлением о передаче в собственность квартиры, так как ранее в приватизации жилья не участвовала и собственником приватизированного жилья не является. Однако, в передаче в собственность квартиры ей было отказано, так как квартира является служебной, предоставлена на время выполнения работ по уничтожению химического оружия. Договор найма хотя и составлен как служебное жильё, однако статуса служебного жилья квартира не имеет, значится в собственности РФ. Предоставленная квартира построена в соответствии с Федеральной целевой программой по уничтожению химического оружия, то есть за счёт средств федерального бюджета, поэтому, считает, что имеет право на получение в порядке приватизации в собственность указанной квартиры. В муниципальную собственность <адрес> не передан, в связи с этим муниципальное образование неправомочно принимать решения о передаче в собственность квартиры. С учетом уточнения исковых требований, просила признать договор найма служебного жилого помещения от 15 августа 2007 года, заключенный с войсковой частью № на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в части указания на служебное жилое помещение, недействующим с момента заключения, признать за истцами право пользования указанным жилым помещением на условиях договора социального найма и признать за истцом и её внучкой - ФИО21 право собственности на названную квартиру в порядке приватизации.
Оричевским районным судом Кировской области 28 апреля 2016 года постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе на решение суда Тулакина <данные изъяты>. указала, что с решением суда не согласна. Судом нарушены нормы материального и процессуального права, не были приняты во внимание юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела. В обоснование жалобы привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. В частности указала, что квартира была предоставлена на основании договора найма жилого помещения, находится в собственности РФ. Ответчиками не соблюдена процедура присвоения статуса «служебное жилье» в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, на период вселения истца в квартиру она не имела статуса служебной, и не имеет его по настоящее время. Вывод суда о наличии статуса служебного жилья не основан на фактических обстоятельствах дела и не подтвержден документально. Ответчики не предоставили договор с ФБУЗ МСЧ-52 о передаче домов (квартир) для их работников. В тексте решения начальника объекта УХО от октября 2005 ссылка на служебное жилье отсутствует. Применение срока исковой давности является незаконным, поскольку истец узнала о нарушении порядка придания статуса служебного жилья только на судебном заседании. Просит отменить решение суда и принять по делу новое решение.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель войсковой части № по доверенности <данные изъяты>. Селюнин указал на необоснованность изложенных в ней доводов, просит в удовлетворении жалобы отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Минпромторга России по доверенности Геворгян <данные изъяты> указала на законность решения, просила рассмотреть жалобу в отсутствие представителя ответчика.
На заседании суда апелляционной инстанции Тулакина <данные изъяты> отсутствовала, о времени и месте рассмотрения жалобы извещалась надлежащим образом, ходатайств об отложении заседания не заявляла.
Представитель истца по доверенности Козлов <данные изъяты> доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель войсковой части № и ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ по доверенностям Солюнин <данные изъяты>. указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом, представителей не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность судебного постановления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что истец проживает в трёхкомнатной квартире №, расположенной по адресу: <адрес>
В квартире зарегистрированы: Тулакина <данные изъяты>., её дочь - ФИО22 муж - ФИО23 и внучка - ФИО24
Суд первой инстанции, рассматривая требования истца не нашел оснований для их удовлетворения, поскольку право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма у Тулакиной <данные изъяты> не возникло. Правовые основания для передачи Тулакиной <данные изъяты> спорной квартиры в собственность в порядке приватизации отсутствуют. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о признании договора найма служебного жилого помещения № от <дата> недействующим с момента заключения в части указания на служебное жилое помещение, что явилось самостоятельным основанием для отказа в иске.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными в виду нижеследующего.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 04 июля 1991 года, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд, с отнесением такого помещения к определённому виду специализированных жилых помещений, и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, исходя из характера их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений ( действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления ) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нём. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В соответствии со ст. 104 ЖК РФ, служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в жилищном фонде Российской Федерации, устанавливаются органом государственной власти Российской Федерации. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 года № 305, было предусмотрено строительство 7 объектов по уничтожению химического оружия, в том числе «<данные изъяты> (<данные изъяты>), начиная с 2006 года.
Государственным заказчиком программы выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 07 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы социальной защиты граждан, работающих с химическим оружием по трудовому договору (контракту), военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, занятых на работах с химическим оружием (далее - граждане, занятые на работах с химическим оружием).
Согласно ст. 1 Закона, ко второй группе работ с химическим оружием относятся медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия.
В соответствии со статьей 10 названного Закона, гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируется предоставление служебных жилых помещений в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, на период работы указанных граждан с химическим оружием без права приватизации этих помещений. Порядок предоставления и освобождения служебных жилых помещений устанавливается Правительством Российской Федерации.
В Списке производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки, утверждённом ПостановлениемПравительства Российской Федерации 29 марта 2002 года № 188, значится - объект по хранению и уничтожению химического оружия, <данные изъяты> (объект №).
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2001 года № 811, гражданам, занятым на работах с химическим оружием, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать вблизи места работы, администрацией объекта по уничтожению химического оружия предоставляются служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предоставляются гражданам только на время их работы с химическим оружием.
В силу пункта 13 Порядка служебные жилые помещения, предоставляемые гражданам, занятым на работах с химическим оружием, не подлежат приватизации или обмену на другие жилые помещения.
В рамках выполнения Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утверждённой Постановлением Правительства РФ от 21.03.1996 № 305, для обеспечения служебным жильем персонала объекта УХО в <данные изъяты>, за счёт государственных средств был построен и введён в эксплуатацию 60-квартирный жилой дом №, расположенный по адресу: <адрес>
Право собственности на спорную квартиру зарегистрировано за Российской Федерацией.
Решением начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия от 02.02.2006 года региональному управлению № 52 Федерального медико-биологического агентства РФ в <данные изъяты> выделены служебные квартиры для временного проживания в них работников.
В данный перечень вошла квартира № жилого дома №, расположенного по <адрес>
15.08.2007 года, между войсковой частью № в лице командира ФИО25 действующего на основании доверенности от Федерального агентства по промышленности, и Тулакиной <данные изъяты> заключён договор найма служебного жилого помещения в виде трёхкомнатной квартиры №, находящейся в доме № по <адрес>. Согласно данного договора, войсковая часть № (наймодатель) передала Тулакиной <данные изъяты> (нанимателю) и членам её семьи, в связи с работой в поликлинике <данные изъяты> в п. <данные изъяты> в период эксплуатации объекта по хранению и уничтожению химического оружия в п. <данные изъяты>, во временной владение и пользование спорное жилое помещение для проживания.
Согласно п. 19 договора найма служебного помещения, в случае расторжения или прекращения договора в связи с истечением срока трудового договора, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение.
Из трудовой книжки Тулакиной <данные изъяты> следует, что 27.06.2006 она принята на должность <данные изъяты> объекта уничтожения химического оружия (УХО) <данные изъяты>, 28.04.2011 года ФГУЗ <данные изъяты> Федерального медико-биологического агентства переименована в ФБУЗ <данные изъяты> Федерального медико-биологического агентства, работает по настоящее время.
08.02.2016 года Тулакина <данные изъяты> обратилась к командиру войсковой части № с заявлением о передаче в собственность спорной квартиры. Командир войсковой части № отказал истцу в передаче квартиры в собственность в порядке приватизации, так как жилые квартиры в доме № на <адрес>, построенном по Федеральной целевой программе «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», предназначены для заселения граждан, занятых на работах с химическим оружием.
Несмотря на то, что ответчиком надлежащим образом порядок отнесения спорной квартиры к специализированному жилому фонду не выполнен, квартира, тем не менее, статуса жилья социального использования не приобрела.
Суд первой инстанции в данной части пришел к правильному выводу, указав, что каких-либо положений, позволяющих, в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит. Более того, предоставленная истцу квартира не подлежит приватизации, исходя из положений ст. 10 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» и пунктом 2 Порядка предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2001 года № 811, что согласуется со ст. 92 ЖК РФ.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о признании договора найма служебного жилого помещения № от <дата> недействующим с момента заключения в части указания на служебное жилое помещение,
Суд первой инстанции верно указал, что спорное жилое помещение является служебным и предоставляется истцу на период её трудовых отношений. Данный факт был известен Тулакиной <данные изъяты>. с 15.08.2007года, т.е. с даты заключения договора найма служебного помещения, однако исковые требования о признании договора найма служебного жилого помещения недействующим с момента заключения, в части указания на служебный статус жилья, заявлены ею только 03.03.2016 года, что свидетельствует о пропуске истцом трехгодичного срока исковой давности, установленного ст. 196 ГПК РФ.
Доводы жалобы о том, что истцу стало известно об отсутствии статуса служебного жилья у спорной квартиры лишь в при рассмотрении дела в суде первой инстанции, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в исковом заявлении истец на данный факт ссылается.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую оценку в решении суда, не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется оснований.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Оставить решение Оричевского районного суда Кировской области от 28 апреля 2016 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: