Дело №2а-2587/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2019 года
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Кудрявцевой А.Г.,
при секретаре Кротиковой О.А.,
с участием административного истца Жабко В.Н., представителя административного ответчика – УФССП России по Волгоградской области – по доверенности Казаровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде административное дело по административному иску Жабко В. Н. к судебному приставу-исполнителю Центрального РО СП г.Волгограда УФССП России по Волгоградской области Медведенко Л. В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области о признании бездействий незаконными,
установил:
Жабко В.Н. обратился в суд с настоящими требованиями, в обоснование указав, что в производстве Центрального РО СП г.Волгограда УФССП России по Волгоградской области находится исполнительное производство №87738/18/34043-ИП от 26.12.2018 о взыскании задолженности с Жабко В.Н. в пользу ИФНС России по Центральному району г.Волгограда.
05.03.2018 со счета должника Жабко В.Н. были списаны денежные средства по возбужденному исполнительному производству в размере 4106руб.80коп., а также платежными поручениями работодатель заявителя оплатил на основании постановления от 18.02.2019 о направлении копии исполнительного документа для исполнения по месту работы должника – 4276руб.69коп. и 1000руб.00коп. – исполнительский сбор. Впоследствии сумма переплаты в размере 4106руб.80коп. была истцу возвращена. Денежная сумма в размере 1000руб.00коп., взысканная как исполнительский сбор истцу не возвращена.
Истец считает действия судебного пристава-исполнителя по взысканию с него исполнительского сбора в размере 1000руб.00коп. незаконными, поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства им было получено только 07.03.2019 при обращении в отдел уже после списания денежных средств.
С учетом изложенного, истец просит признать незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя Центрального РО СП г.Волгограда УФССП России по Волгоградской области Медведенко Л.В. в не направлении истцу копии постановления о возбуждении исполнительного производства №87738/18/34043-ИП от 26.12.2018; признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 рублей, и возложить обязанность на судебного пристава-исполнителя Центрального РО СП г.Волгограда УФССП России по Волгоградской области Медведенко Л.В. возвратить денежные средства в размере 1000рублей, удержанные в качестве исполнительского сбора.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика – УФССП России по Волгоградской области, в качестве заинтересованного лица – ИФНС России по Центральному району г.Волгограда.
В судебном заседании административный истец Жабко В.Н. заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика – УФССП России по Волгоградской области – Казарова О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Жабко В.Н.,
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Центрального РО СП г.Волгограда УФССП России по Волгоградской области Медведенко Л.В., представитель заинтересованного лица – ИФНС России по Центральному району г.Волгограда в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 3 статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что постановлением от 26.12.2018 судебного пристава-исполнителя Центрального РО СП Г.Волгограда УФССП России по Волгоградской области Медведенко Л.В. возбуждено исполнительное производство №87738/18/34043-ИП, на основании судебного приказа №2а-121-4000/2018, выданного мировым судьей судебного участка №121 Волгоградской области о взыскании с Жабко В.Н. в пользу ИФНС России по Центральному району г.Волгограда суммы задолженности по уплате налога в размере 4276руб.69коп.
18.02.2019 в рамках исполнительного производства №87738/18/34043-ИП судебным приставом-исполнителем Медведенко Л.В. вынесено постановление №34043/19/130422 о взыскании с должника Жабко В.Н. исполнительского сбора в размере 1000 рублей.
07.03.2019 исполнительное производство №87738/18/34043-ИП окончено в связи с фактическим исполнением.
По правилам ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает положения ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ч.3 ст. 219 КАС РФ, по смыслу которых административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С учетом отсутствия сведений, подтверждающих получения Жабко В.Н. копии постановления о взыскании исполнительского сбора ранее 07.03.2019 и обращения истца в суд с настоящим иском 18.03.2019, суд приходит к выводу о том, что Жабко В.Н. срок обращения в суд с заявленными требованиями не пропущен.
Разрешая по существу настоящий административный иск, суд учитывает следующее.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ч. 1 ст. 5 указанного Закона).
Частью 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. ч. 10 - 11 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены: судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ; исполнительного документа; постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила возврата должнику исполнительского сбора утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 550 (далее – Правила).
В силу п. 3 указанных Правил возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор. В заявлении указываются реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи. К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора.
Согласно п. 6 Правил возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
В соответствии с ч. 5 ст. 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Судом установлено, что 07 марта 2019 года судебным приставом-исполнителем Медведенко Л.В. вынесено постановление об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 18.02.2019 по исполнительному производству №87738/18/34043-ИП от 26.12.2018.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была направлена в адрес Жабко В.Н. 22.03.2019 заказной почтовой корреспонденцией.
В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ, основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствие с п. 2 ст. 3 КАС РФ, задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Решение о признании действий незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, защите подлежит нарушенное право.
Частью 6 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном названным федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч. ч. 10 - 11 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены: судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ; исполнительного документа; постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила возврата должнику исполнительского сбора утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 550 (далее – Правила).
В силу п. 3 указанных Правил возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор. В заявлении указываются реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи. К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора.
Согласно п. 6 Правил возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
Как установлено судебной коллегией, в порядке, установленном Правилами возврата должнику исполнительского сбора, Чулков Н.И. в уполномоченный орган с соответствующим заявлением не обращался.
Кроме того, судом установлено, что и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Центрального РО СП г.Волгограда Тукаевым и.М. 29.03.2019 подана Докладная записка от 29.03.2019 №34906/19/ о возврате Жабко В.Н. денежных средств в размере 1000 рублей, взысканных в качестве исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №87738/18/34043-ИП.
Поскольку материалами дела подтверждено, что оспариваемое Жабко В.Н. постановление о взыскании исполнительского сбора от 18.02.2019 судебным приставом-исполнителем Медведенко Л.В. отменено, копия постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес Жабко В.Н. направлена, в порядке, установленном Правилами возврата должнику исполнительского сбора, Жабко В.Н. в уполномоченный орган с соответствующим заявлением не обращался, суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения данного дела по существу, права административного истца не нарушены.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска в силу п. 1 части 2 ст. 227 КАС РФ у суда не имеется, в связи с чем, суд полагает необходимым отказать Жабко В.Н. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.177-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Жабко В. Н. к судебному приставу-исполнителю Центрального РО СП г.Волгограда УФССП России по Волгоградской области Медведенко Л. В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области о признании бездействий незаконными – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 15.04.2019.
Судья: