2 - 195 /2019 год/
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июня 2019 года г. Порхов
Порховский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Капустиной Н.А., при секретаре Никитиной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Порховского района Псковской области в интересах Дмитриева Владислава Сергеевича к Администрации Порховского района Псковской области об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Порховского района Псковской области в интересах Дмитриева В.С. обратился в суд с иском к Администрации Порховского района Псковской области об обязании предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленного требования указано, что прокуратурой Порховского района Псковской области по обращению Дмитриева В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющего статус лица из числа детей-сирот, проведена проверка по вопросу обеспечения его жильем, в результате которой установлено, что Дмитриев В.С. приобрел статус лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с лишением его матери родительских прав.
Решением жилищной комиссии при администрации Псковской области № от ДД.ММ.ГГГГ он внесен в Список лиц, которые подлежат обеспечению жилым помещением по договорам найма специализированного жилого фонда. Просит суд возложить на Администрацию Порховского района Псковской области обязанность по предоставлению Дмитриеву В.С. благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 25 кв.м. на территории г. Порхова Псковской области в срок до 31 декабря 2019 года.
В судебном заседании заместитель прокурора Порховского района Псковской области Семенова Л.Е. на заявленных требованиях настаивает. Дала пояснения, аналогичные изложенным в иске. Дополнила, что Дмитриев В.С. лишь только после обращения в прокуратуру был включен администрацией Порховского района в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2019 году.
В судебном заседании истец Дмитриев В.С. на иске настаивает, доводы, изложенные прокурором в обоснование иска, поддержал в полном объеме. Пояснил, что в настоящее время проживает с бабушкой по адресу: <адрес>, зарегистрирован в д. <адрес> <адрес>. Дом, расположенный в д. <адрес> не пригоден для проживания. Жилья в собственности не имеет. Он получает компенсацию в размере 3000 рублей за наем жилого помещения. В настоящее время устраивается на работу в Порховское РАЙПО.
Представитель Дмитриева В.С. - адвокат Голуб В.А. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - Администрации Порховского района Псковской области, Петрова И.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала имеющееся возражение, согласно которому Дмитриев В.С. включен в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2019 году. В настоящее время выделены лимиты денежных средств их федерального бюджета в размере 3 226 000 рублей и из областного бюджета в размере 5 646 000 рублей на покупку квартир. Считают, что права Дмитриева В.С. не нарушены.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального отдела Порховского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области, Хрисанфова Е.Н. дело просила рассматривать без участия представителя. Вынесение решения оставляет на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления. При этом Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области представило суду письменные возражения, в которых в заявленных исковых требованиях просит отказать. При этом указало, что в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по состоянию на 28 мая 2019 года Дмитриев В.С. значится под номером - 401. Всего в Списке на указанную дату состоят 2358 человек. Требования об обязании ответчика обеспечить Дмитриева В. С. жилым помещением по договору специализированного найма являются незаконными, поскольку фактически они являются требованием о внеочередном обеспечении истца жилым помещением, что действующим законодательством не предусмотрено. Удовлетворение указанного требования повлечет нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, состоящих в указанном списке и предоставивших заявление в орган опеки и попечительства ранее Дмитриева В.С.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Псковской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, возражений не представил.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно сведений ГГУ социальной защиты населения Псковской области территориального отдела Порховского района Дмитриев В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его одинокая мать ФИО9 лишена родительских прав решением Порховского районного суда Псковской области от 19 июня 2006 года.
Дмитриев В.С. зарегистрирован по адресу: <адрес> В соответствии с актом технического обследования жилого помещения в д. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - жилой дом не пригоден для постоянного проживания.
Согласно выписке из протокола № заседания жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ, Дмитриев В.С. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено наличие у Дмитриева В.С. права на обеспечение специализированным жилым помещением, которым он до настоящего времени не обеспечен.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предocтaвление жилых помещений детям-сиротам и дeтям, ocтaвшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите указанной категории лиц, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (далее - Закон).
В соответствии со ст. 1 Закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
На территории Псковской области вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, регламентированы Законом Псковской области от 09.01.2013 года №1241-0З “Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, устанавливающим основания и условия предоставления жилых помещений, которые аналогичны предусмотренным ст. 8 Закона.
Из положений ст. 5 3акона Псковской области от 09.01.2013 года № 1241-03 следует, что лица, указанные в пункте первом статьи 4 настоящего Закона, по их выбору обеспечиваются жилыми помещениями общей площадью не менее 25 квадратных метров на территории соответствующего муниципального района или городского округа области, в том числе по месту жительства; по месту первичного выявления; по месту устройства под опеку (попечительство), в приемную семью, в образовательное учреждение, учреждение социального обслуживания населения, учреждение системы здравоохранения и иное учреждение, создаваемое в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории области; по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения при наличии обстоятельств, при которых проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается невозможным.
Порядок реализации жилищных прав определен статьей 7 указанного Закона, и предусматривает, что Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируется органом опеки и попечительства на основании решений жилищной комиссии, исходя из даты регистрации документов органом опеки и попечительства.
При этом ежегодно в срок до 1 февраля формируется список претендентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые включены в список и подлежат обеспечению жилыми помещениями в текущем календарном году.
В силуст. 9 Закона Псковской области от 09.01.2013 года № 1241-03 финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с обеспечением жилыми помещениями, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Данные средства предусматриваются в бюджете области на очередной финансовый год в виде субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления, которым Законом Псковской области от 03.06.2011 № 1082-ОЗ были делегированы отдельные государственные полномочия по обеспечению, жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Таким образом, из вышеприведенных положений законов следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления обстоятельств, предусмотренных в Законе и законодательстве субъекта Российской Федерации, к числу которых относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации, учреждении социального обслуживания населения. И не свидетельствует о наличии очередности внутри Списка, как условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержание вышеприведенного п. 3 ст. 8 Закона само по себе не означает того, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка, в том числе определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемых на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 года, содержит аналогичное толкование действующего законодательства.
Несмотря на то, что с ДД.ММ.ГГГГ Дмитриеву В.С. предоставлена мера социальной поддержки в виде выплаты компенсации в размере 3 000 рублей в месяц за наем жилого помещения в соответствии с Постановлением Администрации Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ № « О порядке и условиях размещения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилых помещениях, арендуемых органами опеки и попечительства и о размере и порядке выплаты детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, компенсации за наем /поднаем/ жилых помещений» и Дмитриев В.С. включен в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2019 году, суд учитывает, что по настоящее время Дмитриев В.С. жилья не имеет, поэтому основания для отказа в предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Порхова Псковской области отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требование прокурора Порховского района Псковской области в интересах Дмитриева В.С. законно, обоснованно и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Порховского района Псковской области в интересах Дмитриева Владислава Сергеевича к Администрации Порховского района Псковской области об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Порховского района Псковской области предоставить Дмитриеву Владиславу Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 25 кв.м., на территории города Порхова Псковской области в срок до 31 декабря 2019 года.
Мотивированное решение составлено 14 июня 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца с даты составления мотивированного решения путем подачи жалобы в Порховский районный суд Псковской области.
Судья Н.А.Капустина
Решение в законную силу не вступило.