Дело № 2а-379/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2019 года пос. Игра Удмуртской Республики
Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Старкова Т.М., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Игринского района УР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Беляевское» о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Игринского района Удмуртской Республики обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Беляевское» о признании бездействия незаконным, указав, что прокуратурой Игринского района в апреле 2019 года была проведена проверка соблюдения Администрацией МО «Беляевское» требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, по результатам которой выявлены нарушения, а, именно, Администрацией МО «Беляевское» не произведено обследование автомобильной дороги по ул. Садовая д. Беляевское Игринского района УР и не обновлен технический паспорт указанной дороги. Бездействие Администрации МО «Беляевское», выразившееся в неисполнении предусмотренной законами и иными нормативными актами обязанности по обследованию автомобильной дороги нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих и находящихся в населенном пункте сельского поселения, поскольку не обеспечивается безопасность дорожного движения. В связи с изложенным, прокурор Игринского района УР просил суд признать бездействие Администрации МО «Беляевское», выразившееся в непроведении обследования автомобильной дороги, расположенной по ул. Садовая д. Беляевское Игринского района УР, незаконным; обязать Администрацию МО «Белевское» в срок до 01 июля 2019 года обследовать автомобильную дорогу, расположенную по Садовая д. Беляевское Игринского района УР и обновить технический паспорт.
Представитель административного истца - прокуратуры Игринского района УР в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - Администрация МО «Беляевское» в суд также не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Глава Администрации МО «Беляевское» просил в письменном заявлении о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации. Также указал, что с требованиями прокурора Администрация МО «Беляевское» согласна.
В соответствии с ч.7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ, п.4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Пунктом 8 статьи 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» установлено, что к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно пункту 9 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» следует, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1 - 83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» установлено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования.
Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2. ВСН 1-83).
Требованиями Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. При этом, соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения поселения относится, в числе прочих, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлено, что собственником автомобильной дороги по ул. Садовая д. Беляевское Игринского района Удмуртской Республики является МО «Беляевское».
Из соглашения между МО «Игринский район» и МО «Беляевское» о передаче осуществления части полномочий и межбюджетных трансфертов на осуществление дорожной деятельности от 29.12.2018 следует, что Администрации МО «Беляевское» Администрация района передала осуществление полномочий по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, включающих плату за уличное освещение, зимнее и летнее содержание дорог.
Статья 17 Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Министерства транспорта РФ от 06 ноября 2012 года №402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В подпункте 4 пункта 9 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.
Поскольку содержание автомобильной дороги местного значения по ул. Садовая д. Беляевское Игринского района УР относится к вопросам Администрации МО «Беляевское», то работы по паспортизации дороги должны проводиться администрацией поселения.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года №150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
Согласно п.9.1 ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016 №1004-ст. результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета.
Паспорт дороги (участка) должен ежегодно обновляться по результатам обследований.
Поскольку технический паспорт, определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, то Администрация МО «Беляевское» обязана провести обследование дороги и обновить паспорт дороги.
В судебном заседании установлено, что Администрацией МО «Беляевское» обследование указанной дороги не произведено, паспорт дороги не обновлен.
В связи с чем, доводы прокурора района о бездействии Администрации МО «Беляевское», выразившееся в неисполнении предусмотренной законами и иными нормативными актами обязанности по обследованию автомобильных дорог нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих и находящихся в населенных пунктах сельского поселения, поскольку не обеспечивается безопасность дорожного движения, суд считает обоснованными.
Исходя из совокупности доказательств и с учетом всех фактических обстоятельств дела, суд в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, считает, что требования прокурора Игринского района подлежат удовлетворению.
По смыслу ст. 27 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Срок, до которого прокурор просит обязать Администрацию МО «Беляевское» обследовать автомобильную дорогу, расположенную по ул. Садовая д. Беляевское Игринского района УР и обновить технический паспорт, а, именно, до 01 июля 2019 года, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Беляевское» о признании бездействия незаконным, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации МО «Беляевское», выразившееся в непроведении обследования автомобильной дороги, расположенной по ул. Садовая д. Беляевское Игринского района УР, незаконным.
Обязать Администрацию МО «Беляевское» в срок до 01 июля 2019 года обследовать автомобильную дорогу, расположенную по ул. Садовая д. Беляевское Игринского района УР и обновить технический паспорт, и сообщить о результатах исполнения судебного акта в течение одного месяца в суд и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 15 дней со дня его вынесения, путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Игринский районный суд УР.
Судья: Старкова Т.М.
Копия верна: судья Старкова Т.М.