Дело № 2-4523/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова А.В. при секретаре Бабиковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 28 сентября 2017 года гражданское дело по иску Кузнецовой З.В. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным постановлений, возложении обязанности восстановить в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в общей и льготной очереди и предоставлении единовременной денежной выплаты,
установил:
в производстве суда находится указанное выше дело.
Кузнецова З.В. обратилась в суд с иском, заявив следующие требования:
признать незаконными постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от 30.10.2013 № 10/4107 и от 30.11.2013 № 11/4326 о снятии её с учёта лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
о возложении обязанности восстановить в списке общей и льготной очереди по категории "инвалид 2 группы";
о предоставлении единовременной денежной выплаты.
В обоснование указано, что истец была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 1993 году в общую очередь, а в 2001 году в льготную очередь. Постановлением от 30.10.2013 Кузнецова З.В. снята с учета нуждающихся.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Кузнецов Ю.М. Кузнецова А.Ю. Кузнецова Т.Ю., Кузнецов С.А., Кузнецов С.М., Кузнецова Е.В.
Лица, участвующие в деле, извещены в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе ответчик согласно ч. 2.1 ст. 133 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца в ходе производства по делу неоднократно поступали ходатайства о рассмотрении дела в её отсутствие.
Ответчиком представлен отзыв на исковое заявление, в котором он просил в удовлетворении иска отказать, в том числе и по мотиву пропуска срока исковой давности.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Установлено, что Кузнецова З.В. состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в общей очереди с датой постановки на учет 03.02.1993 и льготной очереди по категории «инвалиды II группы», с датой постановки на учет 11.10.2001. При принятии на учет и в настоящее время истец проживает в жилом помещении по адресу: ..., общей площадью 42,6 кв. м.
24.10.2013 Кузнецова З.И. обратилась в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Постановлением Главы администрации МО ГО "Сыктывкар № 10/4107 от 30.10.2013 утвержден протокол № 33 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 30.10.2013, которым Кузнецова З.В. исключена из списков общей и льготной очереди по категории "инвалиды II группы" в связи с утратой оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договорам социального найма.
Постановлением Главы администрации МО ГО "Сыктывкар № 11/4326 от 13.11.2013 утвержден протокол № 35 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 13.11.2013 (с учётом заключения от 11.12.2013), которым Кузнецовой З.В. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с исключением из списков общей и льготной очереди по категории "инвалиды II группы" в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст.6 Закона Республики Коми от 06.10.2005 № 100-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» органы местного самоуправления ежегодно проводят переучет граждан, состоящих на учете.
В силу положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденным Указом Главы РК от 27.05.1999 № 190, действовавшим до вступления силу Жилищного кодекса РФ (далее – Правила), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, независимо от вида жилищного фонда - 7 и менее квадратных метров (подп. «а» п.8). Данные Правила действовали на момент принятия Кузнецов З.В. на учёт в льготную очередь.
Положениями Правил также было предусмотрено, что органы местного самоуправления, организации в ходе перерегистрации уточняют изменения в жилищных условиях граждан, состоящих на учете, а также другие обстоятельства, характеризующие нуждаемость в улучшении жилищных условий, и снимают их с учета в случаях: 1) улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет 9 и более квадратных метров и отпали другие основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий; 2) выявления в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 3) прекращения трудовых отношений с организацией, если они стоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает в этой организации, кроме случаев увольнения в связи с выходом на пенсию, по сокращению численности или штата в течение двух лет после увольнения в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями), а также переходом на выборную должность в органах государственной власти и местного самоуправления; 4) выезда на другое постоянное место жительства; 5) в иных случаях, предусмотренных законодательством (п.27).
На момент постановки на учёт по общим основаниям применялась норма предоставления составляла 9 кв.м.
На момент рассмотрения заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты действовало Решение Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.11.2005 N 20/11-282, согласно которому учётная норма составляет 10,5 кв. м.
На основании ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.Таким образом, в случае, если в настоящее время гражданин обеспечен жилой площадью по учетной норме и при этом отсутствуют другие основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий - он не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно п.2 ст.51 Жилищного Кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Кузнецова З.В. проживает в жилом доме по адресу: ..., общей площадью 42,6 кв.м. На момент обращения за единовременной выплатой в 2013 году она и проживающий с ней член семьи Кузнецов Ю.М. являлись собственниками данного помещения по ? доле у каждого. С 17.06.2016 Кузнецов Ю.М. является единоличным собственником данного жилого помещения.
При обращении истец указала, что членами её семьи являются Кузнецов С.А. – внук и Кузнецов Ю.М. – сын.
Согласно справке о зарегистрированных по месту жительства лицах от 22.10.2013 в данном доме имели постоянную регистрацию Кузнецова З.В., Кузнецов С.А., Кузнецов Ю.М. и временную регистарцию по месту пребывания Кузнецова Е.В. с 30.07.2013 до 30.07.2014, Кузнецов С.М. с 30.07.2013 до 30.07.2014.
Сведений об иных объектах недвижимого имущества как истца, так и членов её семьи представлено не было.
На момент рассмотрения дела в указанном выше доме зарегистрированы Кузнецова З.В., Кузнецов Ю.М., Кузнецова А.Ю., Кузнецова Т.Ю.
Кроме того, из сведений представленных БТИ и Управлением Росреестра по Республике Коми следует, что в период с 21.03.1996 по 25.05.2016 Кузнецова З.В. имела ? долю в праве на квартиру, расположенную по адресу... общей площадью 41,3 кв.м.
В данном жилом помещении проживали Кузнецова Т.Ю. и Кузнецова А.Ю.
Данная площадь также должна была учитываться при принятии решения о предоставлении единовременной выплаты.
С учётом заявления Кузнецовой З.В. в 2013 году о том, что с ней проживают 2 члена семьи, площадь, приходившаяся на одного члена семьи только по дому по ..., составляла 14,2 кв.м. (42,6 кв.м : 3 чел.). Также необходимо было учитывать то, что на истца приходилось и 13,77 кв.м (41,3 кв.м : 3) площади в квартире по ...
Сведений о том, что какое-либо из данных жилых помещений признано непригодным для проживания в материалах дела не имеется.
В настоящее время с учётом постоянно проживающих лиц в доме по ..., на истца приходится 10,65 кв.м (42,6 кв.м : 4 чел.)
Данные показатели свидетельствуют о превышении учётной нормы, установленной как на момент постановки на учёт в общую и льготную очереди, так и в настоящее время. При этом суд принимает во внимание и действия истца по отчуждению принадлежащих ей жилых помещений.
С учетом изложенного суд соглашается с доводами стороны ответчика о наличии оснований для снятия истца с учёта и отказа в представлении единовременной денежной выплаты единовременной. Соответствующие оспариваемые постановления главы администрации МО ГО "Сыктывкар" являются законными.
Предоставление единовременной денежной выплаты обусловлено наличием признака нуждаемости в улучшении жилищных условий. Поскольку при рассмотрении дела установлено, что Кузнецова З.В. была снята с такого учёта и в настоящее время на нём не состоит, основания для удовлетворения требований о предоставлении истребуемой выплаты отсутствуют.
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно ч. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу ч. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.
Истцом требования предъявлены за пределами установленного законом срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком.
О нарушенном праве Кузнецовой З.В., как она сама указывает в иске, стало известно в ноябре 2013 года после получения от ответчика письма Иск предъявлен только 21.03.2017, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено, доказательств наличия уважительных причин не обращения в суд в установленные законом сроки не имеется.
Оценив собранные по делу доказательства, проанализировав вышеприведенные нормы права, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в полном объёме.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать Кузнецовой З.В. в удовлетворении исковых требований к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконными постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" № 10/4107 от 30.10.2013 и постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" № 11/4326 от 30.11.2013, о возложении обязанности восстановить в списке общей и льготной очереди по категории "инвалид II группы" и предоставлении единовременной денежной выплаты для улучшения жилищных условий.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Попов А.В.