Дело №а-112/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2017 г. <адрес>
Судья Шамильского районного суда РД Хайбулаев М.Р., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МКОУ «Хотодинская СОШ» и администрации МР «<адрес>» в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного учреждения и понуждении ответчиков устранить указанные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> РД обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МКОУ «Хотодинская СОШ» и администрации МР «<адрес>» в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного учреждения и понуждении ответчиков устранить указанные нарушения.
Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении данного административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Административный ответчик свои возражения против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства суду не представил, в связи, с чем административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав представленные письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
<адрес> Республики Дагестан в соответствии с п.5 Приказа Генпрокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи", а также Приказа Генерального прокурора РФ № от 22.10.2009г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» проведена проверка исполнение законодательства, регламентирующего антитеррористическую защищенность мест массового пребывания людей, в том числе образовательных организаций.
В ходе проверки установлено, что в муниципальном казенном образовательном учреждении «Хотодинская СОШ» (далее - МКОУ), не приняты меры для создания и поддержания необходимого уровня антитеррористической защищенности объекта.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", закрепившей основные принципы противодействия терроризму, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществлении комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.
Безопасность достигается путем проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важнейшим интересам личности, общества и государства.
В соответствии со ст. 28 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
Кроме того, образовательная организация должна обеспечить соблюдение прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Также пунктом 15 ст.28 ФЗ «Об образовании в РФ» создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; отнесено к компетенции образовательной организации.
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с п. 5.39 СНИП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны).
Подобные требования указаны и в письмах Минобрнауки России «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» от ДД.ММ.ГГГГ № АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № ЮС-343/09 и № ЮС-350/09, от ДД.ММ.ГГГГ №МК-588/12.Следовательно, наличие в образовательных организациях помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения и канала передачи тревожных сообщений в орган внутренних дел является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
В ходе проверки установлено, что в МКОУ мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности объекта не ведутся, отсутствует помещение для охраны, система видеонаблюдения, отсутствует и кнопка с каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел.
При таких обстоятельствах неисполнение и ненадлежащее исполнение образовательным учреждением требований законодательства об антитеррористической защищенности нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья, как учащихся, работников МКОУ, так и иных лиц, посещающих образовательное учреждение.
Согласно ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к полномочиям администрации муниципального района.
Учредителем данной школы является администрация МО «<адрес>» и финансовое обеспечение осуществляется через районный бюджет.
Кроме того, согласно ч.4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник имущества
Ранее, ДД.ММ.ГГГГ, в связи выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес главы МР «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений закона. Из ответа на представление следует, что к сентябрю 2016 указанные нарушения будут устранены. Однако фактически нарушения не устранены и образовательная организация не оборудована системой видеонаблюдения и тревожной кнопкой для передачи сигнала.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Данное административное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод законных интересов неопределенного круга лиц: педагогов, учащихся, родителей учащихся, и других лиц, которые могут находиться на территории данного образовательного учреждения.
Указанные нарушения законов могут быть устранены, в том числе путем использования прокурором своих полномочий по судебной защите нарушенных прав, поскольку допущенными нарушениями закона затрагиваются не только интересы неопределенного круга лиц, но и интересы муниципального образования.
Интересы муниципального образования - это обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления при решении местных вопросов, отнесенных к компетенции сельского поселения.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Другие доказательства, опровергающие доводы прокурора, суду не представлены.
Таким образом, суд находит требования административного истца – прокурора <адрес> РД законными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 292-294 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МКОУ «Хотодинская СОШ» и администрации МР «<адрес>» в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного учреждения и понуждении ответчиков устранить указанные нарушения, в полном объеме.
Признать незаконным бездействие МКОУ «Хотодинская СОШ» и администрации МР «<адрес>», выразившиеся в непринятии мер по антитеррористической защите образовательного учреждения.
Обязать ответчиков установить в МКОУ «Хотодинская СОШ» систему видеонаблюдения и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Шамильский районный суд в пятнадцатидневный срок со дня получения копии решения суда.
Судья – подпись.
Копия верна: