Дело № 2а-907/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2020 год г.Комсомольск-на-Амуре
Ленинский районный суд г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в составе председательствующего судьи Шкатова Е.А.,
при секретаре судебного заседания Моцарь О.М., с участием
прокурора: помощника прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Напольской В.Н.;
административного истца Шильниковой О.С.;
представителя административного ответчика УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края – Подгорной Ю.Е.;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шильниковой Ольги Сергеевны к начальнику Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края о досрочном прекращении административного надзора, установленного в отношении поднадзорного лица;
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Шильникова О.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора, установленного в отношении поднадзорного лица решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 23.12.2015, т.к. половина установленного срока административного надзора истекла.
Административный истец Шильникова О.С. в судебном заседании просила суд заявленное исковое требование удовлетворить, т.к. прошло более половины срока административного надзора, установленного решением суда, она трудоустроена, не привлекалась к уголовной ответственности, имеет регистрацию и место постоянного проживания, установленные административные ограничения выполняет.
Административный ответчик – представитель УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края Подгорная Ю.Е. в судебном заседании просила суд удовлетворить административный иск, который является мотивированным и не противоречит требованиям закона. Административным истцом суду предоставлены необходимые документы, характеризующие личность осужденного, истекла половина срока административного надзора, установленного решением суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении административного истца, который не продлевался. Административный истец после установления административного надзора не привлекалась к уголовной ответственности, была привлечена к административной ответственности на основании постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в виде штрафа в размере 1 000 рублей 00 копеек за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.19.24 КоАП РФ в связи с неявкой ДД.ММ.ГГГГ на очередную обязательную регистрацию.
Суд, выслушав пояснения участников судебного заседания, заключение помощника прокурора Напольской В.Н., полагавшей заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Шильниковой О.С. установлен административный надзор сроком на 8 лет, установлены административные ограничения: обязательная явка два раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время (с 22 час. 00 мин. по 06 час. 00 мин.), за исключением случаев выполнения трудовой функции. запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение выезда за пределы <адрес> и <адрес>; Решением суда установлено, что Шильникова О.С. осуждена ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом <адрес> края по <данные изъяты> УК РФ к 4,6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Начало срока: ДД.ММ.ГГГГ. Конец срока: ДД.ММ.ГГГГ. Осужденная Шильникова Ольга Сергеевна совершила умышленное особо тяжкое преступление, ранее судима:. ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом <адрес> по <данные изъяты> УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отсрочкой до достижения ребенком возраста 14 лет; ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом г. Комсомольска-на-Амуре <данные изъяты> УК РФ к 2,8 годам лишения свободы, освобождена по отбытии срока наказания; ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом г. Комсомольска-на-Амуре <данные изъяты> УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года. Учитывая непогашенную судимость за особо тяжкое преступление, преступление Шильникова Ольга Сергеевна совершила при опасном рецидиве, что является основанием для установления административного надзора за осужденной после отбытия наказания. За время отбывания наказания: осужденная Шильникова Ольга Сергеевна ДД.ММ.ГГГГ прибыла в ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю из СИ-1 <адрес>, где нарушений установленных правил изоляции не допустила. Осужденная Шильникова О.С. в период отбывания наказания принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены старается соблюдать. К персоналу, иным лицам, посещающим учреждение, относится с уважением. В коллективе осужденная Шильникова О.С. взаимоотношения строит правильно, конфликтов не допускает. По прибытию в колонию трудоустроена с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ была отстранена от труда за недобросовестное отношение к труду. Работы по благоустройству территории выполняет без замечаний. За период отбывания наказания допустила 32 нарушения установленного порядка отбывания наказания. Взыскания действующие. В общественной жизни отряда и колонии принимает активное участие. По характеру: импульсивная, упрямая, исполнительная, трудолюбивая, обидчивая. Поддерживает положительную переписку с родными, тон писем доброжелательный. По приговору суда вину в совершенном преступлении признала полностью, иска не имеет.
Решением Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено административное исковое Шильниковой Ольги Сергеевны к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края о частичной отмене административных ограничений, отменено административное ограничение в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время (с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут), за исключением случаев выполнения трудовой функции, установленное на основании решения Хабаровского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Шильниковой Ольги Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки: <адрес>.
Согласно характеризующей справке Шильникова О.С. в быту характеризуется положительно, трудоустроена, на момент обращения в суд административного истца с иском половина срока административного надзора, установленного решениями суда, истекла.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу части 3 статьи 270 КАС РФ поднадзорным лицом либо его представителем может быть подано в суд административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора и административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В силу ч. 2 ст. 9 указанного Закона административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
В силу п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах.
На основании п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 при обсуждении вопроса о продолжительности срока административного надзора за названными выше лицами суду надлежит учитывать сведения, характеризующие поведение административного ответчика в период и после отбывания наказания, его отношение к учебе и труду, характер совершенных им деяний и иные значимые для дела обстоятельства.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" внимание судов обращено на то, что административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства либо пребывания.
Постановлением № по делу об административном правонарушении, вынесенным ДД.ММ.ГГГГ УУП ОП 4 УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, Шильникова О.С. привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей 00 копеек за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.24 КоАП РФ, в связи с неявкой ДД.ММ.ГГГГ на обязательную очередную регистрацию в орган внутренних дел по месту проживания, т.е. за невыполнение административного ограничения, установленного решением суда.
В судебном заседании Шильникова О.С. указанные обстоятельства подтвердила, пояснила, что согласна с тем, что она совершила административное правонарушение, согласна с содержанием протокола об административном правонарушении, постановление не оспаривает.
В судебном заседании установлено, что административный истец Шильникова О.С. отбыла половины установленного судом срока административного надзора, добросовестно не соблюдала административные ограничения в связи, с чем привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.24, КоАП РФ.
Суд считает, что административный иск поднадзорного лица о досрочном прекращении административного надзора, не подлежит удовлетворению, принимает во внимание, что преступление, за совершение которого был осужден административный истец, относится к категории особо тяжких преступлений, соответственно характеризуются повышенной общественной опасностью. Суд приходит к выводу о необходимости дальнейшего осуществления органами внутренних дел наблюдения за Шильниковой О.С. с целью индивидуального профилактического воздействия.
Доводы административно истца, представителя административного ответчика о том, что истекло более половины установленного судом срока административного надзора, что административный истец на момент подачи иска добросовестно соблюдал административные ограничения и положительно характеризуется по месту жительства и работы, суд находит несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют лишь о формальном соблюдении административным истцом условий, при которых в принципе возможно обращение в суд с административным иском о досрочном прекращении административного надзора, однако, не свидетельствуют об обязанности суда удовлетворять такой иск.
Срок административного надзора обусловлен законодателем сроком погашения судимости и не предполагает его изменение судом в зависимости от личности поднадзорного или каких-либо иных обстоятельств. Установление административного надзора выступает способом контроля за поведением освобожденных от отбывания наказания лиц, являясь мерой предупреждения повторных преступлений, а ограничения, предусмотренные при установлении административного надзора, уголовным наказанием не являются.
Принимая во внимание характер и общественную опасность совершенного административным истцом преступления, за которое она отбывала наказание в местах лишения свободы, что и явилось основанием для установления в отношении Шильниковой О.С. административного надзора, срок установленного в отношении административного истца административного надзора, ненадлежащее соблюдение административным истцом административного ограничения, установленного решением суда, суд приходит к выводу о том, что полное прекращение административного надзора в отношении Шильниковой О.С. не повлечет достижения необходимых правовых последствий и не будет соответствовать целям и задачам административного надзора, в связи с чем, не усмотрел оснований для досрочного прекращения административного надзора и удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Шильниковой Ольги Сергеевны к начальнику Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края о досрочном прекращении административного надзора, установленного в отношении поднадзорного лица; - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение 10 (десяти) дней со дня принятия решения судом.
Судья: Е.А. Шкатов