К О П И Я
Дело № 2-542/2020 (42RS0023-01-2020-000250-54)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Бычковой Е.А.,
при секретаре Архипенко К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
22 июня 2020 года
гражданское дело по иску Колейника Константина Андреевича к Департаменту лесного комплекса Кемеровской области об изменении категории земельного участка, признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л :
Колейник К.А. обратился в суд с иском к Департаменту лесного комплекса Кемеровской области об изменении категории земельного участка, признании права собственности, мотивируя исковые требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он является членом <данные изъяты> Распоряжением администрации Новокузнецкого муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлен в собственность бесплатно под садоводство земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м., расположенный по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, <адрес> участок №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства. Данный земельный участок расположен в границах земельного участка площадью № га, выделенного садовому обществу <данные изъяты> в соответствии с распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Кадастровым инженером было проведено межевание выделенного истцу земельного участка, проектный план направлен в Департамент лесного комплекса Кемеровской области на согласование, который был согласован начальником департамента. Однако, при постановке земельного участка на кадастровый учет, было установлено, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда и имеет адрес: Кемеровская область, Новокузнецкий район, <адрес> Истцом неоднократно направлялись обращения в Департамент лесного комплекса Кемеровской области с требованием устранить несоответствие в указании категории земельного участка, в удовлетворении которых ответчиком отказано, в связи с чем возникла необходимость обращения в суд с настоящим иском.
Истец Колейник К.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Интересы истца в судебном заседании представляли Баллод И.Г. и Нечаева А.Е., действующие не основании доверенности, которые на исковых требованиях настаивали, просили суд обязать Департамент лесного комплекса привести в соответствие сведения ЕГРН и государственного реестра, сменить категорию земельного участка с кадастровым номером №; признать право собственности за Колейником К.А. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, <адрес> участок №, находящийся в границах земель, выделенных <адрес>», расположенного в районе <адрес> Новокузнецкого района Кемеровской области. Суду пояснили, что истец является членом <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года. На основании распоряжения администрации Новокузнецкого муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлен в собственность бесплатно под садоводство земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м., расположенный по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, <адрес> участок №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства. Данный земельный участок расположен в границах земельного участка площадью № га, выделенного садовому обществу <данные изъяты> в соответствии с распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ После проведения межевания, при постановке на кадастровый учет, истцу стало известно, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда и имеет адрес: Кемеровская область, Новокузнецкий район, <адрес> тогда как, согласно публичной кадастровой карте, спорный земельный участок расположен в границах <данные изъяты> Заявления истца об изменении категории принадлежащего ему земельного участка оставлены ответчиком без удовлетворения.
Представитель ответчика – Департамента лесного комплекса Кемеровской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен надлежащим образом, возражений не представлено.
Представитель третьего лица – администрации Новокузнецкого муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен надлежащим образом, возражений не представлено.
Заслушав представителей истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В соответствии со ст. 6.1 Лесного кодекса РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В силу ч. 3, 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей - физических лиц);
2.1) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей - индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей - юридических лиц);
3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка.
Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 2.1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно (ч. 4.1 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков).
Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 212 ГК РФ, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Права всех собственников защищаются равным образом.
В силу п. 1 ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно п. 5.1 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет, в том числе при уточнении границ земельных участков, и (или) государственная регистрация прав на земельные участки, являющиеся в соответствии с лесным законодательством лесными участками (далее также - лесные участки), в составе земель лесного фонда осуществляются по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Судом установлено, что распоряжением администрации Новокузнецкого района № от ДД.ММ.ГГГГ изъят из земель <данные изъяты> участок площадью № га и передан садовому обществу <данные изъяты> под коллективное садоводство в постоянное пользование.
В соответствии с государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии № №, садовому обществу <данные изъяты> предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование № гектаров, для садоводства.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м., расположенный в Новокузнецком районе Кемеровской области, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства.
На основании распоряжения администрации Новокузнецкого муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Колейник К.А. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью № кв.м, находящийся по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, <адрес> участок №, под садоводство.
В соответствии с приказом Департамента лесного комплекса Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером №, с образованием земельного участка ориентировочной площадью № кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, <адрес>. Земельный участок с кадастровым номером № сохранить в измененных границах.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенный по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, Новокузнецкое лесничество, <адрес> образован из земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли лесного фонда, виды разрешенного использования: для иных целей. Правообладателем является Российская Федерация, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Колейником К.А. в адрес Департамента лесного комплекса Кемеровской области были направлены обращения с требованием привести в соответствие сведения ЕГРН и государственного реестра и изменить категорию земельного участка с кадастровым номером № с земель лесного фонда на категорию – земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно ответу Департамента лесного комплекса Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о границах <данные изъяты> были внесены в ЕГРН в ДД.ММ.ГГГГ а земельный участок с кадастровым номером № расположен за границами СНТ, и согласно материалам лесоустройства Новокузнецкого лесничества, расположен на землях лесного фонда, основания для внесения изменений в категорию вышеуказанного земельного участка отсутствуют.
Согласно дополнительному ответу Департамента Лесного комплекса Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении сопоставлений границ земельного участка, переданного садовому обществу <данные изъяты> распоряжением администрации Новокузнецкого района от ДД.ММ.ГГГГ №, отраженных в государственном акте на прав собственности на землю, пожизненного наследования, бессрочного (постоянного) пользования, выяснилось, что земельный участок с кадастровым номером № находится за границами переданного распоряжением земельного участка, в связи с чем, основания для внесения изменений в категорию указанного земельного участка отсутствуют. Смена категории земельного участка № возможна путем перевода земельного участка из состава земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, на основании решения Правительства РФ в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" либо в судебном порядке.
Согласно п. 2, 3, 4 Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий (действовавшего на момент обращений Колейника К.А. в Департамент лесного комплекса Кемеровской области), в состав документации о переводе, представляемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, связанных с переводом земель лесного фонда в земли другой категории, в Правительство Российской Федерации, входят:
а) ходатайство физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица, государственного органа или органа местного самоуправления (далее - заявитель);
б) копии документов, подтверждающих личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
в) акт выбора участка земель лесного фонда (далее - акт выбора) с приложением к нему плана (чертежа) с краткой характеристикой участка по материалам лесоустройства, описанием имеющихся на участке сооружений и объектов и указанием категории земель, прилегающих к границам участка. При наличии охранной, санитарно-защитной зон промышленного или иного объекта на участке земель лесного фонда на план (чертеж) наносятся их границы;
г) решение органа, указанного в пункте 3 настоящего Положения, об утверждении акта выбора;
д) акт натурного технического обследования участка земель лесного фонда, содержание, а также порядок подготовки и утверждения которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, связанных с переводом земель лесного фонда в земли другой категории;
ж) схема (проект) размещаемого на участке земель лесного фонда объекта, составленная с учетом схем территориального планирования соответствующих территорий в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности и согласованная с органами архитектуры и градостроительства;
к) справка территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере недропользования об отсутствии на выбранном участке земель лесного фонда полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органа государственного горного надзора на освоение указанного участка;
м) выписка из Единого государственного реестра недвижимости на участок земель лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить;
н) проект акта Правительства Российской Федерации о переводе;
о) положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, а в случае если осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений не передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации - территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства по месту нахождения участка земель лесного фонда в месячный срок с даты обращения заявителя обеспечивает выбор участка земель лесного фонда и проведение процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами исполнительной власти либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата. Результаты выбора участка земель лесного фонда оформляются актом выбора.
Заявитель обеспечивает формирование документации, указанной в подпунктах "б", "ж", "к" и "о" пункта 2 настоящего Положения, и вместе с ходатайством представляет ее в соответствующий орган, указанный в пункте 3 настоящего Положения, по месту нахождения участка земель лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить.
Таким образом, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, Новокузнецкое лесничество, <адрес> находится в собственности Российской Федерации. Распоряжением администрации Новокузнецкого муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен в собственность земельный участок по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, <адрес> участок №, т.е. по иному адресу. В установленном законом порядке истцом право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № не оспорено, в связи с чем исковые требования истца о признании за ним права собственности на данный земельный участок удовлетворению не подлежат. В связи с этим не имеется и оснований для удовлетворения исковых требований истца об обязании ответчика привести в соответствие сведения ЕГРН, сменить категорию земельного участка с указанным кадастровым номером.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Колейнику Константину Андреевичу в удовлетворении исковых требований к Департаменту лесного комплекса Кемеровской области об изменении категории земельного участка, признании права собственности, - в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено 29.06.2020 года.
Судья: (подпись)
Копия верна. Судья: Е.А.Бычкова
Подлинный документ подшит в материалы гражданского дела №2-542/2020 Новокузнецкого районного суда Кемеровской области.