Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2016 года               г.Рязань

Советский районный суд г.Рязани в составе председательствующего судьи Эктова А.С., при секретаре Киташкиной Ю.С., с участием представителя истца - помощника прокурора Рязанского района Рязанской области Хижняк Р.Ю., представителя третьего лица Министерства лесного хозяйства Рязанской области - Астанина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Рязанского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению Рязанской области «Солотчинское лесничество» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и строительного мусора

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Рязанского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что Прокуратурой Рязанского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории Рязанского муниципального района. В ходе проверки на территории муниципального образования - <данные изъяты> сельское поселение Рязанского муниципального района установлено наличие несанкционированной свалки бытовых отходов и строительного мусора на земельном участке гослесфонда в районе населенного пункта <данные изъяты> в квартале № выделе <данные изъяты> В ходе проверки установить собственника отходов не представилось возможным. Поскольку собственник отходов на вышеуказанном земельном участке государственного лесного фонда не установлен, ГКУ РО «Солотчинское лесничество» в силу ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», как юридическое лицо, ответственное за указанные территории, обязано произвести сбор и вывоз бытовых отходов на указанном земельном участке. Непринятие ГКУ РО «Солотчинское лесничество» мер по организации ликвидации несанкционированной свалки нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного, просит суд обязать Государственное казенное учреждение Рязанской области «Солотчинское лесничество» ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и строительного мусора, расположенную на земельном участке гослесфонда: в квартале № выдел <данные изъяты> в районе населенного пункта <данные изъяты>. В соответствии со ст.206 ГПК РФ, установить срок для исполнения - в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца - помощник прокурора Рязанского района Рязанской области Хижняк Р.Ю., в судебном заседании поддержал заявленные требования по указанным выше основаниям.

Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Рязанской области Астанин А.А. возражал против удовлетворения иска, пояснив, что обязанность по ликвидации свалки законом возложена на органы местного самоуправления.

Представитель ответчика ГКУ РО «Солотчинское лесничество» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения надлежащим образом извещен, в представленном суду отзыве на иск, возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что обязанность по ликвидации свалок бытовых отходов в лесах законодательством РФ возложена на органы местного самоуправления.

Третье лицо администрация муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения надлежащим образом извещено, об уважительности причин неявки не сообщило.

Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.

Выслушав пояснения прокурора и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами, что на территории муниципального образования - <данные изъяты> сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области на земельном участке государственного лесного фонда в квартале № выделе <данные изъяты> в районе пункта <данные изъяты> расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и строительного мусора.

Доказательств законности свалки суду никем из участников процесса не представлено.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 указанной нормы к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено в ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вместе с тем, указанная обязанность не означает, что органы местного самоуправления обязаны осуществлять сбор и вывоз отходов за счет средств местного бюджета с любых земельных участков, расположенных на территории поселения.

Указанные нормы являются общими, действующими в отношении территорий общего пользования - с улиц, обочин дорог, с общедоступных контейнерных площадок.

В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 4 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Таким образом, законодатель ограничил ответственность органов местного самоуправления по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований, если только указанные участки не находятся в собственности иных лиц.

Нормой ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ установлены общие положения об охране и о защите лесов, предусматривающие, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно п.1 ст.23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

В силу п.4 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.55 Лесного кодекса РФ, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года №414, очитка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах; данные санитарно-оздоровительные мероприятия являются частью полномочий по охране и защите лесов; они обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов РФ, средства на осуществление таких полномочий предоставляются субъектам РФ в виде субвенций из федерального бюджета.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что работы по лесопатологическому обследованию и лесопатологическому мониторингу лесов, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства.

Согласно положениям пункта 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, обязанность по проведению которых на данной территории возложена на ГКУ РО «Солотчинское лесничество».

Доводы представителей ГКУ РО «Солотчинское лесничество» и Министерства лесного хозяйства Рязанской области о том, что действующее законодательство не обязывает органы лесничества производить очистку участков, входящих в лесной фонд, от твердых бытовых отходов, а предусматривает лишь устранять негативные последствия, связанные с жизнедеятельностью лесных насаждений, как то вырубка погибших и поврежденных деревьев, сбор опавших веток и т.п., а вывоз и сбор твердых бытовых отходов, строительных материалов на территории муниципального образования входит в компетенцию местной администрации, суд не может принять во внимание, как противоречащий вышеизложенному законодательству.

С учетом разумности, суд находит необходимым установить срок устранения указанных нарушений в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ № ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░.

░░░░░ - ░░░░░░░

2-1239/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Рязанского района Рязанской области
Ответчики
Государственное казенное учреждение Рязанской области "Солотчинское лесничество"
Другие
Министерство лесного хозяйства Рязанской области
Администрация муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской об
Суд
Советский районный суд г. Рязань
Дело на сайте суда
sovetsky.riz.sudrf.ru
04.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2016Передача материалов судье
10.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2016Подготовка дела (собеседование)
20.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2016Судебное заседание
30.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2016Дело оформлено
17.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2016Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее