Дело № 2а-522/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2019 года г. Светлогорск
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Севодиной О.В., при секретаре Ситишкиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Калининградской области к Терехову А.Ю. о взыскании недоимки, пени по налогам за <Дата> года
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Калининградской области (далее по тексту - МРИ ФНС № 10) обратилась в суд с административным иском к ответчику, указав в обоснование, что согласно сведениям в собственности у Терехова А.Ю. в <Дата> годах находились объекты налогообложения: квартира, жилой дом, земельный участок, автотранспортные средства и прочие самоходные транспортные средства. Имея в собственности земельные участки, имущество и транспортные средства, ответчик являлся плательщиком соответствующего налога. Размер земельного налога составил 4202 руб., транспортный налог - 18 390 руб., налог на имущество - 108,00 руб. Ответчиком в установленный законом срок налоги не оплачены. Требование о погашении недоимки по налогам ответчиком проигнорировано. В связи с чем, истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Терехова А.Ю., который впоследствии был отменён мировым судьей на основании поступивших возражений ответчика относительно его исполнения. Поскольку до настоящего времени недоимка по налогам за спорный период времени административным ответчиком не погашена, последнему начислены пени в общем размере 96,28 руб.
В этой связи административный истец просил взыскать с ответчика недоимку по земельному налогу в размере 4202,00 руб., пени в размере 15,07 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 108,00 руб., недоимку по транспортному налогу в размере 18 390,00 руб., пени в размере 80,92 руб., а всего - 22 796,28 руб. Одновременно с заявленными требованиями административных истцом подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на основании с ст. 95 КАС РФ, мотивированное возвратом конверта с исковым требованиями, отправленного в адрес ответчика, за рамками установленного срока на подачу административного искового заявления.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Ответчик Терехов А.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. К судебному заседанию в подтверждение частичной оплаты задолженности предоставил копии квитанций и чек-ордеров.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы данного административного дела, материалы дела <№> по заявлению о выдаче судебного приказа, и оценив их в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 3 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги закреплена п. 1 ч. 1 ст. 23 и ст. 45 НК РФ.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 ст. 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ).
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Согласно п. 1, 3, 4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Если иное не предусмотрено п. 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Пункт 1 ст. 362 НК РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений. Которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Законом Калининградской области от 16.11.2002 № 193 "О транспортном налоге" в соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах вводится в действие транспортный налог, определяются ставки, порядок и сроки уплаты налога на территории Калининградской области.
Уплата налога физическими лицами, производится по месту нахождения транспортных средств.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ответчик в <Дата> годах являлся собственником:
- квартиры, расположенной по адресу: <Адрес>, <Адрес>, кадастровый <№>, площадью 43,90 кв.м., дата регистрации права - <Дата>, дата утраты права - <Дата>;
-жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес>, <Адрес>, кадастровый <№>, площадью 161,20м, дата регистрации права - <Дата>;
- земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес>, <Адрес>, кадастровый <№>, площадью 638, дата регистрации права - <Дата>, дата утраты права - <Дата>;
- земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес>, кадастровый <№>, площадью 965, дата регистрации права - <Дата>, дата утраты права - 02.06.2017
- автомобиля легкового, модель «<Данные изъяты>» г.р.з. <№>, год выпуска <Дата>, дата регистрации права <Дата>, дата утраты права - <Дата>;
- прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, модель «<Данные изъяты>», <Дата> года выпуска, дата регистрации права <Дата>.
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФзаявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6-ти месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Абзацем 3 п. 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений п. 1 - 3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).
Административным истцом в адрес Терехова А.Ю. отправлено налоговое уведомление от <Дата> <№>. Названное уведомление содержит сведения о необходимости оплаты обязательных платежей на общую сумму 22 864,00 руб. в срок до <Дата>, исходя из наличия в указанный период соответствующего имущества (л.д. 10-11).
В связи с неисполнением административным ответчиком в добровольном порядке налогового уведомления, Терехову А.Ю. отправлено требование <№> об уплате недоимки по налогам по состоянию на <Дата> в сумме 15 722,00 руб. в срок до <Дата> (л.д. 9).
Из вышесказанного следует, что последним днём обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа являлось <Дата>.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" следует, что истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Таким образом, при истечении срока, предусмотренного для обращения в суд ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налогов, пени, недоимки не являются бесспорными, в связи с чем не могут быть рассмотрены в порядке приказного производства.
МРИ НФС № 10 по Калининградской области с заявлением о выдаче судебного приказа, согласно входящему штампу, обратилось только <Дата>, то есть спустя более месяца по истечении установленного срока.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что мировым судьей судебный приказ был выдан <Дата>.
Однако впоследствии, <Дата>, последний был отменён, на основании поступивших возражений ответчика.
С учётом даты вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа - <Дата>, подача настоящего административного искового заявления в суд последовала лишь <Дата> (последний день подачи - <Дата>), то есть спустя более шести месяцев с момента принятия определения, вследствие чего указанный период не может быть признан разумно необходимым налоговому органу для реализации права на обращение с иском в суд.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права налоговым органом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Поскольку на момент обращения с заявлением о выдаче судебного приказа налоговым органом был значительно пропущен срок, установленный для принудительного взыскания; несоблюдение истцом шестимесячного срока предъявления иска после отмены судебного приказа, не может быть расценено, как предъявление исковых требований с соблюдением установленного законом срока, при отсутствии объективных, уважительных причины для его восстановления.
При таком положении, поскольку срок на обращение в суд с административным иском налоговым органом пропущен, ходатайство о восстановлении названного срока и доказательств уважительности причин его пропуска налоговым органом не представлено, суд не усматривает каких-либо законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 289-290 КАС, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 10 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░